#нетвойне

Анатолий Автономов: забытый гений «белого золота» История Ташкентцы

Другая история Узбекистана с Khan Nasreddinov.

История науки бывает несправедлива: имена иностранных исследователей у всех на слуху, в то время как вклад их отечественных коллег порой остается в тени.
Эта участь не миновала и Анатолия Ивановича Автономова — выдающегося советского биолога и селекционера.

Он основатель хлопковедческой науки в СССР.
В то время как мир восхищался египетским хлопком, именно Автономов смог превзойти зарубежные образцы, создав высокоурожайные и устойчивые сорта, которые заложили основу процветания целой отрасли в Узбекистане.

Наш учёный-селекционер родился 24 февраля 1898 года в Иваново-Вознесенске Владимирской губернии Российской империи в семье директора Большой Ивановской мануфактуры.
После окончания сельскохозяйственного факультета Иваново-Вознесенского политехнического института его профессиональная деятельность была неразрывно связана с Средней Азией.
С 1924 года он работал на Туркестанской селекционной станции в Ташкенте, а в 1926—1933 годах возглавлял селекционную станцию в городе Байрам-Али (Туркменистан).
С 1933 по 1955 год Автономов работал в Научно-исследовательском институте селекции и семеноводства хлопчатника.
Здесь он изучал ботанические характеристики хлопка-волокна и экспериментировал с новыми методами выращивания тонковолокнистого хлопка-сырца.
Тогда же он начал задумываться о создании нового вида хлопчатника, который может стать основой прочной бумаги.
В 1943 году он получил Сталинскую премию II степени — за выведение высокоурожайных и скороспелых сортов египетского хлопчатника. Это помогло вывести на новый уровень производство медицинских перевязочных материалов, создаваемых на основе хлопкового материала. За это открытие в 1944 году он стал заслуженным деятелем науки Узбекской ССР.
После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз начал восстанавливаться. Развивались все отрасли экономики.
И все открытия Автономова стали востребованными. Его длинноволокнистый хлопок использовался для получения лёгких и гладких тканей. Наши бабушки – тогда ещё молодые красавицы послевоенного периода, — стали носить яркую и удобную одежду именно из тканей, которые были произведены из хлопка Автономова.
Параллельно с научной работой он занимался педагогической деятельностью: с 1950 года заведовал кафедрой, а в 1951—1958 годах был проректором Ташкентского сельскохозяйственного института.
Он находил время, чтобы не только руководить, но и преподавать. Из-за высокой административной нагрузки он был вынужден объединять лекции для всех профильных групп, и его выступления собирали полные аудитории.
За научные заслуги в 1955 году ему было присвоено звание профессора.
Денежная реформа 1961 года потребовала прочную бумагу для выпуска принципиально новых денежных купюр на основе усиленных мер защиты и прочности.
Над задачей получения специальной «денежной» бумаги занимались лаборатории лучших НИИ Советского Союза. И здесь Анатолий Автономов первым предложил уникальное решение для увеличения износоустойчивости новой бумаги.
Он знал, что для денежных купюр нужна бумага, сделанная из практически чистой целлюлозы (96–98%). На основе своих прежних исследований он в лабораторных условиях первым вырастил нужный вид хлопчатника.
В 1960 году в условиях повышенной безопасности в Чиназском районе Ташкентской области был создан полигон, где выращивался нужный вид хлопка. Через год страна получила новые деньги, которые печатались на бумаге, созданной нашим селекционером Анатолием Автономовым. Сейчас его «денежная бумага» с некоторыми изменениями используется при производстве Евро.
Его достижения в биологии и генетике помогли основать хлопководческую науку и сделать хлопководство ведущей отраслью в Узбекистане того периода.
После создания «денежной» бумаги Анатолий Иванович Автономов занялся повсеместным внедрением в Средней Азии длинноволокнистых сортов хлопчатника типа c-island c длиной волокна 47-50 мм. Сорт хлопка Автономова был более скороспелым и урожайным, чем классические египетские аналоги.
Новаторством стала и его работа с перуанским хлопчатником, на основе которого учёный создал линии, высокоустойчивые к опаснейшему заболеванию — фузариозному вилту. Это опасное грибковое заболевание, которое поражает сосудистую систему растений и вызывает их увядание.
Открытие новых линий перуанского хлопчатника помогло избежать значительных потерь в сельском хозяйстве Перу. За это открытие правительство Перу отправило советскому учёному благодарственное письмо с оригинальным подарком: ветвью хлопка, вылитой из чистого золота.
Кроме того, Автономов стоял у истоков создания крупной научной школы, подготовив плеяду выдающихся генетиков и селекционеров. Почитайте биографии академиков С. Х. Юлдашева, С. С. Садыкова, Д. А. Мусаева и вы поймете, какого уровня учёных подготовил Анатолий Иванович для узбекской и советской науки.
Учёный стал основателем и своей научной династии. Сын — Александр пошёл по стопам отца и занимался селекцией. Он разрабатывал новые сорта хлопчатника, стал доктором наук. Его сорта хлопка выращиваются в Туркменистане, Узбекистане, Перу и Индии.
В Ташкентском институте ирригации, мелиорации сельского хозяйства доцентом работал сын Анатолий, кандидат сельскохозяйственных наук. А младший Вадим, доктор сельскохозяйственных наук, лауреат Государственной премии имени Беруний, стал автором известных сортов хлопчатника.
Внуки — Виктор (доктор наук, профессор) и Вадим (кандидат наук, доцент) также посвятили себя сельскохозяйственной науке.
Анатолий Автономов был награждён высокими правительственными наградами: орденами Ленина (1956, 1959), Трудового Красного Знамени (1937), Красной Звезды, а также медалями СССР. Это было выражением благодарности за труд в деле создания хлопковой науки и новых видов хлопка-сырца в Советском Союзе.
Анатолий Иванович Автономов скончался 27 апреля 1968 года в Ташкенте и был похоронен на Боткинском кладбище.

Анатолий Автономов по праву заслуживает увековечения своей памяти. Было бы справедливо назвать его именем выведенный им сорт хлопка, кафедру в ТИИМСХ или установить бюст у места его работы.
Это ведь очень просто сделать. Анатолий Автономов по праву заслуживает увековечения своего имени.

31 комментарий

  • Фото аватара AK:

    «Наши бабушки – тогда ещё молодые красавицы послевоенного периода, — стали носить яркую и удобную одежду именно из тканей, которые были произведены из хлопка Автономова.» — молодежь уже и не знает кому верить — может, мужики ходили в грязных ватниках, а баб наряжали в одежды для миллионеров из длинноволокнистого хлопка?

    • Фото аватара AK 47:

      Тут дело не в качестве хлопке. Если баба действительно красива, то никакой ватник из хлопка её красоту не испортит.

      • Фото аватара secret.uzbek:

        Говоря иными словами, как утверждал классик: Если девушку ещё можно забрать из деревни, но деревню из девушки никогда (кстати, с удивлением узнал, что даже эта классическая фраза прямая калька из американского варианта английского языка: Фраза «девушку можно забрать из колхоза, но колхоз из девушки никогда» — это русскоязычный вариант американской пословицы «You can take the boy/girl out of the country, but not the country out of the boy/girl», что означает, что внешние обстоятельства человека (например, переезд из деревни в город) можно изменить, но его внутреннее воспитание, привычки и образ жизни, сформированные в прошлом (в деревне или колхозе), остаются с ним навсегда.
        Что означает эта пословица:
        Неизменность внутренних качеств:
        Говорит о том, что глубоко укоренившиеся черты характера, взгляды и манеры, приобретенные в определенной среде, чрезвычайно сложно изменить.
        Влияние среды:
        Подчеркивает сильное влияние окружающей среды (в данном случае, деревни или колхоза) на формирование личности человека.
        Сохранение «корней»:
        Даже если человек переезжает в большой город, его деревенские привычки, простота и прямолинейность могут сохраниться в его поведении и образе жизни.
        Пример:
        Девушка может покинуть колхоз, начать жить в городе, работать, сменить одежду и круг общения, но ее привычки, связанные с деревенским бытом, и ее менталитет, сформированный под влиянием колхозной жизни, останутся при ней.

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Уважаемый АК! Ватник, грязный или чистый, это рабочая одежда. А уж молодые женщины, даже те, кто трудился на стройке, в выходные дни одевали пальто, нарядные платья и приличные туфельки. Женщины носили нарядную одежду из хлопчатобумажных и шёлковых тканей. Вообще, Ташкент любил принарядиться. Скажите, приходилось ли вам видеть на ноябрьские праздники колонну людей в ватниках? Мне не приходилось. Шёлковые и хлопчатобумажные ткани свободно продавались в магазинах в 50-е годы. А уж из чего их ткали — не знаю.

      • Фото аватара secret.uzbek:

        Лидия Козлова:
        Уважаемый АК! Ватник, грязный или чистый, это рабочая одежда. А уж молодые женщины, даже те, кто трудился на стройке, в выходные дни одевали пальто, нарядные платья и приличные туфельки. Женщины носили нарядную одежду из хлопчатобумажных и шёлковых тканей. Вообще, Ташкент любил принарядиться. Скажите, приходилось ли вам видеть на ноябрьские праздники колонну людей в ватниках? Мне не приходилось. Шёлковые и хлопчатобумажные ткани свободно продавались в магазинах в 50-е годы. А уж из чего их ткали — не знаю.

        А если бы посетили любое ИТК, то увидели бы. Ежегодно. По всему ГУЛАГу. Так что не стоит думать, что если Вы чего либо не видели то этого нет. Вот Вы ведь не бывали в Канберре или в море Спокойствия? А они есть.

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Ответ невпопад. Разговор был о том, как одевались в городе Ташкенте «наши бабушки …молодые красавицы послевоенного периода». Форма одежды в ИТК — совершенно не в тему.

          • Фото аватара secret.uzbek:

            В этом Вы снова в корне ошибаетесь и сразу во многих пунктах. Если речь о Ваших бабушках в послевоенный период, речь вообще идёт об отечественной войне 1812 года небось. Тогда да, никто никаких ватников не одевал. Тулупы и валенки, в лучшем случае. Если же речь о послевоенном времени после Великой Отечественной, то просто посмотрите любой современный или даже советский фильм о том периоде и считайте по эпизодам сколько раз там покажут женщин в ватнике и в «парадном» платье. ВЫ УДИВИТЕСЬ. Просто вспомните хотя бы фильм «Девчата», к примеру. Ну а о том что именно в тот период не менее 20 миллионов (именно столько официально были «потери» СССР по итогам Второй мировой войны) прошли ещё и ГУЛАГ, то с Вашей стороны сам факт отрицания этого уже говорит о том, насколько плохо Вы знаете свою историю.

          • Фото аватара Энвер:

            Секретузбек, где Фома и где Ерёма…
            Еще раз, Лидия Козлова говорит о городе Ташкенте и его красивых женщинах, старавшихся и умудрявшихся помоднее выглядеть даже в скудные послевоенные годы. Прекрасно это помню. А Секретного неумолимо тянет в ИТК, а то и хуже — вообще в ГУЛАГ. Что за влечение такое… Вместе с тем, да, горожан нормально увидеть в ватниках на сборе хлопка поздней осенью — вай нот, тепло и удобно (у нас они чаще назывались телогрейками). Конечно же — и проф. спецодежда: у меня до сих пор жив симпатичный ватник от МинГеоСССР с брезентовым верхом и капюшоном. Просвечивающий же у Секретного некий негатив
            по отношению к ватнику (вай дод, поди, где-то нахватался… :-) ) смотрится особенно странно, если учесть, что ватник в Центральной Азии является национальной, чаще мужской одеждой, в т.ч. праздничной и торжественной. Почетный подарок, кстати.

            • Фото аватара secret.uzbek:

              Лидия Козлова и Вы Энвер прекрасно знаете о чём я говорю. Ташкент не был исключением. После войны и здесь не было изобилия в магазинах и не появились с неба красивые наряды. За 5 лет войны народ сдал всё что мог для нужд фронта и для победы и донашивал то что осталось. Необязательно судить о том что было после войны по постановочным фото ТАСС, Правды и например того Макса Пенсона. Достаточно помнить, что люди отдавали последнее сначала для победы над фашизмом, а потом начали восстанавливать народное хозяйство, под строгим присмотром НКВД, МГБ и иже с ними. И Ташкент не был исключением из «Архипелага ГУЛАГ», здесь даже Солженицын лежал в «Раковом корпусе». На строительстве послевоенных лет работали военнопленные, например, те же японцы, но наш прекрасный народ и с ними делился последним. Так что, в том, что в ватниках и телогрейках ходили девушки, в то время, ничего постыдного нет. Весь шёлк, крепдешин и что там было сдали на парашюты, перевязку и прочие нужды войны, а что было получше, сдали на одежду сотням тысяч детей и беженцам, которых приютила наша страна во время эвакуации.

            • Фото аватара Лидия Козлова:

              Ах, Энвер! Мы столкнулись с современным вариантом Органчика (из Салтыкова -Щедрина). Мы рассказываем о нашей жизни, о наших родителях, в ответ читаем какую-то бумажную информацию, которой забили до отказа голову бедному юноше. Ташкент был удивительным городом, жизнь на его улицах всегда была чуть-чуть лучше, чем в России. Вот случайная фотография из интернета. Улица Пушкинская, первомайская демонстрация. Девушки нарядились в крепдешиновые платьица по моде сер. 50х.

              • Фото аватара From Tashkent:

                Не хочу походить на Органчика из Салтыкова-Щедрина, но не спросить Вас не могу. А что это за здание на заднем фоне? Выглядит оно знакомо, но я никак не вспомню где это. Может быть это здание было по улице генерала Петрова?

                • Фото аватара Лидия Козлова:

                  Это бывшая аптека Каплана, В 50-60гг. Министерство Просвещения. Стоит до сих пор. Адрес: Угол Пушкинской и Первомайской (Мустакилик и Шахризябская).

              • Фото аватара secret.uzbek:

                Лидия Козлова:
                Ах, Энвер! Мы столкнулись с современным вариантом Органчика (из Салтыкова -Щедрина). Мы рассказываем о нашей жизни, о наших родителях, в ответ читаем какую-то бумажную информацию, которой забили до отказа голову бедному юноше. Ташкент был удивительным городом, жизнь на его улицах всегда была чуть-чуть лучше, чем в России. Вот случайная фотография из интернета. Улица Пушкинская, первомайская демонстрация. Девушки нарядились в крепдешиновые платьица по моде сер. 50х.

                Да, да, конечно, читать Вы так и не научились со времён Салтыкова-Щедрина ничего так и не смогли усвоить из узбекской литературы. Между тем все эти события и все эти годы подробно описаны узбекскими писателями от Абдуллы Кадыри вплоть до Шухрата, Абдуллы Каххара и например Уткира Хошимова. Но вы упорно думаете что живёте в отдельном «Русском Ташкенте», хотя Ташкент никогда не был никаким русским городом. И культура, и город, и всё вокруг никогда не были русскими. Именно поэтому все ваши ХОРОШИЕ воспоминания связаны лишь с кратким с точки зрения 2500 летней истории города, когда тут хозяйничали оккупанты-завоеватели и их потомки. Коими являются большинство тех, кто не видят леса за тремя соснами периода российской оккупации. КУЛЬТУРА И ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ были тут до российской оккупации, были и в её период и будут после. А вот будет ли сама Россия, это ещё вопрос…

                • Фото аватара Секретоузбеку:

                  Люди сами в праве выбирать, что им нравится, а что нет. Если будете им что-то навязывать, то это бесполезно и ничего не изменит в их нравах и интересах. Относительно Вашей реплики «А вот будет ли сама Россия, это ещё вопрос…». Если удёт Россия, а такое вполне возможно, то, придёт Китай (природа не любит вакуума). И если такое случится, то Узбекистан окажется прямым подобием Уйгурской Автономии провинции Синьцзян, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поверьте мне. Этнические уйгуры, находящиеся здесь в Америке, такие истории о себе рассказывают, что трудно в такое поверить. Посмотрите интернет и сами почитайте свидетельсккие показания о массовых притеснениях этнических уйгуров властями Китая. Не дай Бог такому случиться!

                  • Фото аватара secret.uzbek:

                    История не любит сослагательного наклонения, а чему быть, того не миновать. Читайте М.Ю. Лермонтова и его «фатализм».

                    • Фото аватара Секретоузбеку:

                      Любая наука, влючая историю, строится и должна строится на сослагательных наклонениях. Любое предположение или гипотеза состоит из сослагательных налонений. «История не любит сослагательного наклонения», — это типично-заезжая фраза советских историков и публицистов марсизма-ленинизма. Известная сталинистка Нина Андреева любила повторять эту фразу чуть ли ни на каждом углу. А если тупо быть фаталистом и ничего не делать, то придётся учить Мандарин, так как природа не терпит вакуума.

                • Фото аватара Рубенович:

                  Остапа опять понесло….

                • Фото аватара Валерий:

                  Судя по приведенному Вами списку узбекских писателей, они все писали как раз в период, обозначенный Вами как российская оккупация, в которую, по всей видимости, входит и период советской власти, которая закрепила за собой завоевания проклятого царского режима. Если же период советской власти выпадает, то список надо бы изменить. Кстати, Вы не правы, Лидия Козлова отлично ознакомилась с творчеством узбекской поэтессы Зульфии из той же плеяды узбекских советских писателей и поэтов, которую Вы привели.

                  • Фото аватара secret.uzbek:

                    в русском переводе. Я вот ведь Пушкина и Чехова читаю в оригинале, как например Гёте, Бёрнса и прочих на их языках. Но это уже другая песня.

                • Фото аватара never say never:

                  Если, такое случится, а это действительно может произойти (never say never), то дети вместо родного языка будут учить Мандарин. А главными религиями будут Буддизм и Даосизм. Взрослые не поменяются, но вот детей научат всему новому. Именно это произойдёт если уйдёт Россия.

                • Фото аватара Саид:

                  Абдуллу Каххара как раз не надо упоминать, он с такими, как ты, буржуазными националистами боролся. А до 1917 года узбекского языка не было, был сарт тили, который называют староузбекским. И газету на сарт тили первым стал выпускать Остроумов. Рабство в Ташкенте отменил Черняев в 1865 году. Из уважения к нему баи отпустили своих рабов. Многие из них попадали в рабство за долги, а не покупались на базаре как невольники. Когда Черняев стал строить крепость, попросил аксакалов прислать работников на земляные работы. Прислали недовольных, те думали, что это бесплатная повинность, а после работы вернулись с зарплатой в серебряных деньгах. В последующем выстроилась очередь из работников. Оккупанты освободили вступивших в российское подданство сартов от воинской повинности на 50 лет и еще от двух повинностей, которые лежали на крестьянах центральной России: от постоя и прогонных. Поди плохо? Ташкентские купцы перестали платить таможенные пошлины в Оренбурге, а бухарские купцы продолжали. На этом многие ташкентские купцы поднялись. В 1912 году в Ташкенте были две железные дороги, электрический трамвай, ипподром, школа авиаторов, велотрек, кинотеатры.

                  • Фото аватара Саид:

                    Мда. К сожалению, диагноз товарища Саахова подтверждается. Неизлечимая шизофрения. Вот до чего доводит снятие пятого трамвая.

                    • Фото аватара secret.uzbek:

                      Саид:
                      Мда. К сожалению, диагноз товарища Саахова подтверждается. Неизлечимая шизофрения. Вот до чего доводит снятие пятого трамвая.

                      Покажи диплом меда, раз берёшь на себя смелость ставить диагнозы, а если его нет, то понятно, что это такая методичка для сексотов КГБ по провоцированию.

                    • Фото аватара Саид:

                      secret.uzbek: Покажи диплом меда, раз берёшь на себя смелость ставить диагнозы, а если его нет, то понятно, что это такая методичка для сексотов КГБ по провоцированию.

                      Я искренне хочу тебя вылечить. Совершенно не нужно провоцировать человека, который бьется головой об стену с криком: «Потомки Черняева во главе с Дзержинским писали доносы на цвет узбекской интеллигенции». Приезжает такой «секретный узбек» на пятом трамвае куда надо, люди в белых халатах хотят его искренне вылечить, отключить у него граммофончик в голове, а он орет им: «Покажите дипломы! Давлат тили. Потомки фон Кауфмана. Режь русню. Кругом сексоты КГБ. Я приехал из Германии. Меня консультировал Адик. У меня есть методичка. Оккупанты проклятые в белых халатах. Уничтожили туранских тигров. Хорезми подведет вас под квадратный корень». И т.д. Люди в белых халатах качают головами. Отправим его в пятую палату, где у нас уже шесть Наполеонов. Как раз стены пятой палаты оббиты войлоком. Надо срочно отключать у него граммофончик в голове. Человек сгорает на наших глазах. А секретный узбек в ответ гавкает на них: «Абырвалг, абырвалг».

                  • Фото аватара Лидия Козлова:

                    Какова позиция Отцов «Писем о Ташкенте»? Уже 7 часов эта блевотина украшает страницы альманаха. Ведь это не оскорбление Саида, это откровенная провокация межнациональной розни, направленная против русского населения Узбекистана, а заодно и последних реликтов тех, кого называли советской интеллигенцией (независимо от национальности). Субстанция, прикрывшаяся ником «узбек», разрастается на глазах. Сначала оно только ругалось, потом разговаривало цитатами из ВИКИ, затем стало обрастать безымянными родственниками в разных сферах интеллектуальной жизни и объявило себя полиглотом. Мне кажется, на страницах «Писем…» выросло что-то не то….

                    • Фото аватара secret.uzbek:

                      Лидия Козлова:
                      Какова позиция Отцов «Писем о Ташкенте»? Уже 7 часов эта блевотина украшает страницы альманаха. Ведь это не оскорбление Саида, это откровенная провокация межнациональной розни, направленная против русского населения Узбекистана, а заодно и последних реликтов тех, кого называли советской интеллигенцией (независимо от национальности).Субстанция, прикрывшаяся ником «узбек», разрастается на глазах. Сначала оно только ругалось, потомразговаривало цитатами из ВИКИ, затем стало обрастать безымянными родственниками в разных сферах интеллектуальной жизни и объявило себя полиглотом. Мне кажется, на страницах «Писем…» выросло что-то не то….

                      А может это вы тут «пережитки» колониального прошлого, «спящие агенты» НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ и «пятая колонна» и тут специально развиваете такие холивары? Видите, это работает в обе стороны. Вам мало войны в Украине? Хотите и тут развивать эту тему? Не получится.

                  • Фото аватара J_Silver:

                    Сортир прорвало…

              • Фото аватара Саид:

                Хех. Случайная фотография? Это очень даже известная фотография студенток ТашМИ.

                • Фото аватара Лидия Козлова:

                  Спасибо, буду знать. Мне эта фотография показалась незнакомой или забытой. Прекрасный сюжет! Сама жизнь. Есть и более ранние «демонстрации». Колонна САНИИРИ или ТашСХИ, на двух девушках справа платья явно «трофейного покроя». Мои родители в 1947г. тоже покупали одежду и обувь на Тезиковой Даче. А в 1912г в Ташкенте ещё были ЦИРК и театральные залы, где гастролировали очень известные артисты.

  • Фото аватара АКМ:

    Хлопок был нужен не столько для текстиля, сколько для производства хлопка и взрывчатки. Именно поэтому 5-6 млн хлопка Ильич требовал в разгар афганской войны и

    • Фото аватара secret.uzbek:

      А вот это уже очень близко к истине. Моя первая теща работала в том самом НИИ под Ташкентом (по чимкентскому тракту, не доезжая Ботанического сада или Дендропарка, Кенсай и так далее, сейчас Чимкент йўли) где из хлопка порох и делали, вернее совершенствовали эти процессы. НИИ было разумеется секретное.