Годовщина приезда Николая Петровича Остроумова История Ташкентцы
Юрий Флыгин
23 августа 1877 года, то бишь 148 лет назад, в Ташкент приехал Николай Петрович Остроумов.
Его, доцента и питомца Казанской Духовной академии, по рекомендации крупнейшего на то время в России арабиста и знаменитого просветителя народов Поволжья профессора Н.И.Ильминского пригласил «устроитель Туркестанского края» генерал-губернатор К.П.Кауфман — как специалиста в организации системы образования для коренных народов Средней Азии.
Остроумов ещё в Казани обратил на себя внимание своим усердием, трудолюбием, интересом к истории Востока и уже получил некоторое признание как исламовед. Но в казанский период исламоведение в основном интересовало его с позиций межконфессиональной полемики. В Ташкенте ему довелось трудиться на разных руководящих должностях в системе светского образования. И именно здесь в полной мере раскрылся его недюжинный потенциал исследователя, просветителя. Он заявил о себе как даровитый ориенталист. Его труды послужили зарождению и становлению ряда научных отраслей и направлений в туркестановедении — в археологии, языковедении, фольклористике. Его вклад в исламоведение был широко признан многими авторитетными учёными, хотя и следует отметить, что некоторые из его исламоведческих работ не смогли избавиться от налёта полемичности. Н.П.Остроумов стоял у истоков узбекской журналистики, он долгие годы являлся редактором первой газеты на узбекском языке, причём, выполнял эту хлопотную работу практически на общественных началах по совместительству с основной педагогической работой. Очень много занимался общественными делами, был мировым судьёй, гласным (депутатом) городской думы, многие годы руководил Туркестанским кружком любителей археологии, крупнейшей и наиболее деятельной научной структурой дореволюционного Туркестана. Прожил долгую жизнь, умер в 84 года, в 1930 году. Его вклад в просвещение коренных народов Средней Азии, в особенности в Узбекистане, огромен и смело может сравниваться с вкладом джадидов, а многих из них и превосходит. Однако еще в дореволюционной период он подвергался нападкам со стороны исламских фанатиков. После 1917 года, как это ни парадоксально, новая атеистическая власть в гонениях на имя и дело Остроумова солидаризировалась с исламскими фанатиками. К сожалению, невежество и нетерпимость категории непреходящие, и нападки на Остроумова продолжаются и в наше время, теперь во главе этих нападок встали под знаменем русофобии некоторые историки и общественные деятели. Но любые шельмования этой публики безрезультатны, ибо, как ещё сто лет назад написала дочь Остроумова, Ольга Николаевна, имя отца её «уже записано в анналах истории».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.