Весёлый архитектор Л. Г. Караш История Ташкентцы

Автор Ефрем Рябов.
Полная версия статьи. Краткая здесь.

В этом году исполнится 115 лет со дня рождения известнейшего ташкентского архитектора Леонида Георгиевича Караша. Ташкентцы между тем несправедливы к памяти этого замечательного зодчего. В 2017 году краевед Т.А.Вавилова, проходя мимо могилы Л.Г.Караша и его матери Н.И.Караш на Боткинском кладбище, обнаружила, что надмогильный памятник стал безымянным, вандалы и охотники за цветными металлами сбили с надгробия табличку с именами захороненных, и последний приют архитектора имел все шансы попасть в разряд неухоженных и исчезнуть, как это часто бывает на этом ташкентском кладбище, где участки очень дороги.

Портрет Л.Г.Караша кисти его ученика архитектора Р.А.Хайрутдинова.

Это было бы величайшей несправедливостью по отношению к памяти Л.Г.Караша, чья деятельность на благо Ташкента заслуживает хотя бы увековечивания в названии улицы преображенного им города. Но пока еще Л.Г.Караш, какодин из ведущих архитекторов Ташкента, не удостоился даже статьи в википедии, и куцуюинформацию о его биографииможно почерпнуть только в специализированной литературе.К счастью, трудами родственников и неравнодушных людей надмогильный памятник на Боткинском кладбищебыл восстановлен, и благодарные потомкимогут возложить цветы на его могилу.

Один фонтан перед театром Навои чего стоит! С конца 40-х годов прошлого века этотфонтан на Театральной площади стал не только туристической изюминкой в архитектурной компоновке пространства центра города, но икультовым местом встреч и свиданий ташкентцев и гостей столицы Узбекистана. Выскажу неожиданную мысль: многие из нас связаны своим рождением со свиданиями родителей у фонтана. Таких мест любовных свиданий в Ташкенте к началу 50-х годов прошлого века стало два: под курантами и у фонтана. Можно было крикнуть на бегу любимой: «У фонтана в шесть»,- и без пяти шесть идти покупать букет в магазин «Цветы Ташкента» напротив фонтана.

Идея возведения фонтана принадлежала главному архитектору проекта театра Навои А.В.Щусеву, ему ассистировали В.Е.Архангельский и Л.К.Караш. В концепции зодчих просматривалась аналогия с архитектурной композицией площади перед Большим театром в Москве. Но ташкентский фонтан — это шедевр. Ташкент тогда не был избалован фонтанами. Первообраз фонтана как рекреационного городского элемента в Ташкенте зародился во второй половине ХIХ-го века, когда появился искусственный водопад в губернаторском саду еще при К.П.Кауфмане и позднее первый частный фонтан во дворце опального великого князя Н.К.Искандер-Романова в 1890 году по проекту В.С.Гейнцельмана и А.Л.Бенуа. После революции во дворце разместился музей искусств, и фонтан стал общественным. Второй частный ташкентский фонтан и бассейн с золотыми рыбками был построен в доме дипломата А.А.Половцова в 1896 году по проекту архитектора А.А.Бурмейстера. В 1909 году А.А.Половцов подарил этот дом городу, в нем основали позднее музей декоративного искусства, и этот фонтан, таким образом, тоже стал доступен публике. Первый изначально общественный ташкентский фонтан возвели военные под руководством подполковника Л.К.Краббе в 1909 году к открытию XXV-ой Туркестанской юбилейной сельскохозяйственной выставки, об этом фонтане очень мало информации, скорее всего, это фонтан в парке Военного собрания (ОДО).

Над продолжением архитектурной композиции Театральной площади Л.Г.Караш трудился вместе со своим многолетним соавтором М.С.Булатовым, и в1958 году напротив театра открылась гостиница «Ташкент». Монументальное сооружение с использованием стилизованного градостроительного приема среднеазиатской средневековой архитектуры —Кош. И, конечно же, М.С.Булатов и Л.Г.Караш разместили во внутреннем дворике гостиницы «Ташкент» фонтан-градирню, т.е. фонтан выполнял также функцию водяного охлаждения номеров, что было новшеством для Ташкента. После землетрясения 1966 года система водяного кондиционирования в крупных административных зданиях получила широкое распространение, и Ташкент быстро и уверенно превращался в город фонтанов.В 50-егоды еще не было системы звезд, но по степени комфортабельности у гостиницы «Ташкент» в республике не было равных, и она относилась к «Интуристу».

Если на карте городаот Театральной площади к Хадре проложить прямую линию и пройтись пешком по этому маршруту, созерцая окрестности,то вас всюду будут сопровождать творения Л.Г.Караша: стадион «Пахтакор», административные и жилые дома по проспекту Навои и на набережной Анхора и так до фонтана перед цирком на площади Хадра, сооруженном в 1953 году. А начинал творитьЛ.Г.Караш в 1939 году с площади Бешагач и Центрального парка культуры и отдыха имени Сталина, который ташкентцы старшего поколения помнят как Комсомольское озеро. И его архитекторы М.С.Булатов, И.С.Голощапов и Л.Г.Караш тоже украсили фонтаном.Если опять-таки на плане города проложить маршрут от Бешагача через улицу 9 января и далее по Узбекистанскому проспекту до фонтана на Театральной площади, то увидим второй луч, расходящийся с первым, «хадринским». Так Л.Г.Караш объединил водные рекреационные объекты города в треугольник, «подтвердив» поздний многолетний лозунг над зданием Главсредазирсовхозстроя «Вода —это жизнь».

В дальнейшем Л.Г.Караш перешел на преподавательскую деятельность, стал доцентом архитектурного факультета в политехе, читал лекции по интерьеру жилых и общественных зданий и руководил дипломным проектированием. Пришедшее ему на смену новое поколение архитекторов, многие из которых были его учениками, развивали город от «точек Л.Г.Караша»: от Хадры в сторону Чорсу по проспекту Навои и далее по проспекту Беруни и в другую сторону по проспекту Навои, плавно перетекая в Первомайскую. А от Бешагача развитие первоначально шло по улице Богдана Хмельницкого в сторону аэропорта. И даже в городской топонимике в диахрониисуществовала путаница: площадь Бешагач называли площадью Беруни, а площадь Хадру —Комсомольской площадью, но в итоге всё «устаканилось» вправильной редакции: Бешагач и Комсомольское озеро, Хадра, Чорсу и проспект Беруни.

Л.Г.Караш родился 9 декабря1910 года вместечке Каховка Таврической губернии в семье еврейского ремесленника и малороссиянки. Далее следует небольшая лакуна в его биографии, на эту тему он не любил распространяться, в анкетах просто писал, что в 1936 году окончил архитектурное отделение Военно-инженерной академии РККА имени В.В.Куйбышева в Москве, затем был направлен на работу в Хабаровск, где в течение трех лет проектировал и строил объекты специального военного назначения. Как известно, Сталин был обеспокоен экспансией Японии на материке и ожидал войны на этом направлении.В 1939 году Л.Г.Караш переехал в Ташкент и стал трудиться архитектором в Планпроекте наркомата коммунального хозяйства УзССР. Это переломный год в биографии Л.Г.Караша. Вместе с М.С.Булатовым и московским архитектором И.С.Голощаповым он приступает к проектированию парка с привычным нам названием Комсомольское озеро.У всех троих архитекторов после Комсомольского озера начался стремительный профессиональный рост.И.С.Голощапов, вернувшись в Москву, работал над проектом МГУ как один из соавторов. М.С.Булатов в возрасте33 лет в 1940 году стал главным архитектором Ташкента и многолетним соавтором Л.Г.Караша.

Все, знавшие лично архитектораЛ.Г.Караша, отмечают, что он обладал общительным и открытым характером, легко сходился с людьми, не только с такими глыбами архитектуры, как академик А.В.Щусев, но и с молодыми коллегами. Среди них в «бешагачский период»оказалась семейная пара ленинградских архитекторов О.А.Иванова и Л.Л.Шретер, дружбу с которыми Л.Г.Караш пронес через всю жизнь. Будущийпрофессор ландшафтной архитектуры О.А.Иванова родилась в Ташкенте в семье винодела Александра Николаевича Иванова, расстрелянного в январе 1919 года после осиповского мятежа. Она являлась внучкой сразудвух знаменитых ташкентских купцов Н.А.Иванова, подарившего городу земельный участок под Боткинское кладбище,и С.И.Лахтина, в честь которого была названа улица Лахтинская. В 1939 году архитекторы О.А.Иванова и Л.Л.Шретер вернулись в Ташкент по семейным обстоятельствам, и коллеги привлекли их к профессиональной деятельности.С подачи Л.Г.Караша О.А.Иванова вошла в проект обустройства Комсомольского озера и спроектировала станции детской железной дороги. Будущий ленинградский профессор архитектурыЛ.Л.Шретер был привлечен к реконструкции площади Бешагач и Бешагачского базара. Он был из питерскогоархитектурно-художественного клана Бенуа, а также являлся дальним родственником архитектора А.Л.Бенуа (туркестанского).

Л.Г.Караш на даче Шретеров в Петергофе на берегу Финского залива в 50-е годы прошлого века.


Слева направо: первый —архитектор Л.Л.Шретер, фронтовик-блокадник, офицер-орденоносец, второй — архитектор Л.Г.Караш, четвертая — Н.С.Лахтина, дочь известного ташкентского купца И.С.Лахтина, пятая — будущий архитектор Елена Шретер в костюме лягушки, крайняя справа — архитектор О.А.Иванова, внизу — будущая художница Марианна Шретер в костюме аиста. Фото из семейного архива Шретеров. Публикуется впервые.

Времена были суровые в плане отношения к представителям бывших «эксплуататорских» сословий. Кадровики внимательно «штудировали» анкеты.Но Л.Г.Караша не испугало то, что О.А.Иванова происходила из купеческой семьи, и Л.Л.Шретер был тоже не из пролетариев. О.А.Иванову неоднократно исключали, увольняли, преследовали бдительные держиморды за ее социальное происхождение. Но Л.Г.Караша это не смущало. Оноставался верен этой дружбе и даже неоднократно бывал у друзей на их даче в Петергофе Ленинградской области на берегу Финского залива.

Л.Г.Караш разыгрывает мизансцену с «вылезанием из-под стола» на даче Шретеров в Петергофе.


Справа налево: О.А.Иванова с дочерью Еленой, Н.С.Лахтина, Л.Л.Шретер с дочерью Марианной.Третья слева — архитектор М.А.Зандберг-Серафимова. Вторая слева — архитектор И.И.Бахтиярова-Гуревич. Первый слева — Ш.Ф.Бахтияров. Фото из семейного архива Шретеров. Публикуется впервые.

По фотографиям из семейного архива Шретеров можно судить, что это был веселый и компанейский человек, обладавший незаурядным чувством юмора. Это мнение подтверждают и студенты, обучавшиеся у Л.Г.Караша, и конечно же, коллеги из Союза архитекторов Узбекистана, писавшие в статье в журнале «Архитектура и строительство Узбекистана» к 70-летнему юбилею Л.Г.Караша: «Сам прекрасный акварелист и график, Л.Г.Караш прививает своим ученикам тонкий вкус и профессиональное мастерство».

Чаепитие архитекторов в Ташкенте в «бешагачский период» в 1939 году.


Л.Л.Шретер — первый слева. Л.Г.Караш лежит в центре дастархана, О.А.Иванова — вторая справа.

Л.Г.Караш спроектировал около ста отдельных сооружений и комплексов, это и общественные здания, и жилые дома, мемориалы, интерьеры и крупные градостроительные разработки,представил десятки конкурсных проектов. Плодотворная деятельность Л.Г.Караша была отмечена государственными наградами и званиями, он сталзаслуженным архитектором Узбекистана, кавалером ордена «Знак Почета»,лауреатом медалей ВДНХ, пять раз награждался почетными грамотами Верховного Совета УзССР. Скончался Л.Г.Караш в 1987 году.

Надмогильный памятник Л.Г.Карашу на Боткинском кладбище. Фото из группы «Память о ташкентцах».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.