Жизнь татар в Восточном Туркестане История
Nurlan Saltaev
Г. Ш. Кармышева «К истории татарской интеллигенции (1890—1930-е годы). Мемуары. Пер. с татарского Ф. Х. Мухамедиевой, составитель Б. Х. Кармышева. — М., 2004 г.
«…В эти годы число приезжих тюменцев увеличилось. Все они торговцы и очень быстро перезнакомились со старожилами. Тогда люди не различали, кто богат, кто беден. Приезжих сразу же принимали в свою среду. Если приезжий бедный, то сразу оказывали сообща ему помощь. Жизнь не была тяжелой. Все стоило дешево. Полтора фунта баранины (одной мякоти) стоили семь копеек на китайские деньги, на русские — три с половиной копейки. Мясо с костями не продавали. Как зарежут барана, то сразу отделяют мясо от костей. Кости продавались по цене мяса.
Иногда наша мама одевается, собирается куда-то. Мы, дети, спрашиваем: «Далеко ли?» Она отвечает: «Из такого-то города приехала такая-то, иду поприветствовать ее». Накроется чапаном и уходит. Когда она возвращается, мы спрашиваем: «Есть ли у них дочери, сыновья, бабушка и дедушка?» Мама, конечно, обо всем нам рассказывает. Про одних скажет, что, видимо, состоятельные люди. Про других — видать, очень бедно живут, нуждаются в помощи.
Вновь прибывших татар наравне со всеми приглашали в гости, на свадьбы. Некоторые приглашали в гости только вновь прибывших ради знакомства. Так они быстро становились своими.
Свадьбы бывали пышные, званые обеды — замечательные. Богатые татарские семьи каждый год устраивали угощения для всех татар города. Обычно в первый день приглашали отцов семейств и мулл, на следующий день — женщин, а на третий — девушек. Летом богатые татары приглашали в загородные сады. Тогда в первый день приглашали не только отцов семейств, но и молодежь.
В те времена мусульмане, в том числе и татары, спиртных напитков не употребляли. Даже на свадьбах, особых торжествах, на вечерах, где собиралась молодежь, парни и не думали о спиртных напитках. Играли на гармони, пели, плясали. И всегда было очень весело. Среди них бывали острословы-шутники. Они рассказывали разные веселые эпизоды, смешили всех.
В те времена у татар еще не были распространены гитара и мандолина. Только у некоторых встречались механические музыкальные ящики, которые было принято называть органом. Но без гармони ни на пикники на берег Или, ни в сады не ездили. Не осуждалось, когда молодежь играла на гармони, едучи на повозке.
Сюда люди приехали с разных сторон: казанской, уфимской, иркутской и многих других мест. Расставшимся с родиной людям гармонь была ближайшим другом. Каждый, кто умел, играл на ней свою родную мелодию. Иногда на девичниках присутствовали и абыстаи. После угощения они сами просили: «Давайте, девушки, сыграйте на гармонике»…».
у нас , татары очень делились — на богатых и …………..
гость[Цитировать]
Какой смысл публикации таких отрывков воспоминаний, не связанных ни с хронологией, ни с местностями. Стоимость куска баранины, как и обменные курсы, были различными в период 1890-1930-х гг., как и состав татарской общины в Синьцзяне. К тому же было несколько волн татарской эмиграции в Синьцзян, и соответственно, прибывали разные татары, в том числе и «осоветившиеся». Этот эпизод, судя по тексту, относится к жизни татарской колонии в Кульдже до 1920 г. И сильно окрашен в розовый цвет. Жаль, что этот перегиб не исправила сама Балкис Халиловна, как составитель и профессиональный этнограф, к тому же родившаяся в Кульдже.
Джавдет[Цитировать]
это не перегиб (тем более недопустимо исправлять дневники матери), просто состав общины был купеческий, вернее приказчиский. А время — когда бежали от мобилизации 1914..16 годов. В 1916 — помощь киргизским беженцам.
AK[Цитировать]
мой отец , был из ЧАУЧАКА , это возле казахской границы , на р Иртышь может кто то знает , что это за место — село , или город ?
гость[Цитировать]
Город Чугучак (совр. кит. Тачэн, СУАР). От него до Иртыша (в китайской части русла) — километров 180 по прямой на северо-восток. До 1920 г. в городе действовало российское императорское консульство и проживала небольшая община русско-подданных, значительно увеличившаяся во время и после окончания гражданской войны в Сибири и Семиречье. Город являлся одним из центров русской эмиграции в Синьцзяне.
Джавдет[Цитировать]
Спасибо ДЖАВДЕТ !!!!!!!!!!!!
Шамиль[Цитировать]