Памятник Ленину. Снос головы, 1992 История Старые фото
Автор текста и фото Евгений Реутов. Прислала Гульжамал Мадиева.
Видимо следует предоставить какие-либо комментарии или же какое-то описание к запечатленному на слайде факту истории. Как требует того любой музейный экспонат, каковым, по сути, и является данное изображение в музее коллективных воспоминаний «Письма о Ташкенте». В комментарии, однако, вдаваться не стану, а рассказ о том, как состоялся этот кадр, постараюсь сделать максимально коротким).
Был конец лета (вторая половина августа) или же начало осени – первая половина сентября 1992 года. Точную дату уже не припомню, однако документы для перевода из Ташкентского университета в учебное заведение поближе к дому собирал именно в этот, немного растянувшийся во времени период. Впрочем, день и час демонтажа памятника наверняка зафиксированы в каких-либо официальных бумагах компетентных органов. Тем не менее, на просторах интернета пришлось, как ни странно, столкнуться даже с такой версией, как 1996 год, которую категорически опровергаю)).
В тот день мне пришлось идти сниматься с учета в центральную библиотеку имени Алишера Навои, путь к которой пролегал тогда в аккурат мимо славного (говорят – второго в Союзе по величине) памятника вождю мирового пролетариата. В эти прощальные дни в Ташкенте, с полным осознанием неясности того, когда же теперь жизнь занесет обратно, таскал с собой фотоаппарат. На всякий случай. И случай, как говорится, не заставил себя ждать.
Когда увидел все происходящее, а головы у памятника на тот момент уже не было, просто опешил. Копошащиеся сверху люди с отбойными молотками, прожектора, освещающие место, где совсем недавно была голова вождя, гигантское туловище каменного гостя, укрытое от посторонних глаз импровизированным плащом – сюрр какой-то… Тогда же возникло, возможно неуместное, определение данного процесса – «некрофаги мозг сверлят, до мозгов вождя уже добрались». Было еще смутное предчувствие того, что кроме меня свидетелей этого перформанса, да еще и с фотоаппаратом в руках, окажется не много. Сделал несколько снимков издалека по пути в библиотеку и обратно. Однако все они после проявки оказались настолько мелкими и, как мне показалось, не слишком удачными, что позже выкинул их в сердцах. Подойти тогда поближе так и не рискнул, о чем ныне сожалею))
Теперь, ровно 32 года спустя, выношу этот единственный уцелевший кадр на суд любителей истории Ташкента. Так пока и не разобрался, действительно ли он в своем роде единственный и неповторимый). Подскажите, люди добрые)
PS В 1996 году мне вновь пришлось побывать в Ташкенте, и друзья повели полюбоваться водруженным на свободный от идеологической нагрузки постамент «Глобусом Узбекистана». Свято место пусто не бывает.
Именно для того, чтобы не было таких комментариев, статую Ленина демонтировали целиком, не разделяя ее на фрагменты. Сначала полностью обшили ее досками, затем отделили от постамента и гигантским строительным краном (он виден на фото) перенесли на лужайку. То, что на фотографии – это постамент, покрытый тканью.
Увы, несмотря на проведенную сложную техническую работу по демонтажу, подобные комментарии всё-таки позже появились и продолжают появляться.
urman[Цитировать]
решают, что с туфлями делать.. тоже, «сложная техническая работа»
AK[Цитировать]
Хорошо это или плохо, но никакие, даже самые сложные технические работы, комментарии остановить не смогут. Поскольку все, с чем человек ни сталкивается в своей жизни, вызывает у него определенный отзвук в уме, в душе, и даже на уровне условных рефлексов. Такая, своего рода, реакция на раздражение. И я, хоть и пообещал в описании снимка от комментариев воздержаться, но не смог. Комментарии ведь напрашиваются не только к данному конкретному образцу монументального искусства периода «позднего репрессанса», но и к (роли) личности вождя в истории, войнам, политике, экономике и т.д. (бесконечный ряд ассоциаций). Туда лезть не стал. Только попытался возродить мысли и чувства, нахлынувшие в 92 году при виде всего происходившего.
Их может охарактеризовать еще одним выражением «отвал бащки». Решил, однако, не выносить подобный жаргонизм в заголовок, а заменить более нейтральными словами) Так что «снос головы» в названии поста – это не столько к монументу, сколько к постороннему наблюдателю)) Было действительно неожиданно нарваться на такое. С порога удивило еще и то, насколько быстро власти сориентировались в вопросе – что нужно, а что не нужно зарождающейся государственности. Лично я на тот момент еще даже не определился, что же в новых жизненных обстоятельствах считать своим родным городом – Ленинград, где имел счастье родиться, Полтаву, где имел честь учиться и заканчивать среднюю школу, Киев, где имею место быть последние лет 30 или же Ташкент, в котором прожил несравнимо меньше, но который показал мне совершенно иной мир, произведя несомненный переворот в сознании)). А тут, гляди-ка, верхи уже не могут жить по-старому!
И еще несколько слов по поводу тяжелого наследия старого режима. Согласитесь, к данному изваянию применимы, пожалуй, лишь такие определения, как гигантский, колоссальный, титанический и пр.пр.пр.)) Про художественно-эстетическую ценность судить опять-таки не берусь, говорю о личных впечатлениях. Ко времени поступления в Ташкент (а мне на первом курсе было уже лет 26) я успел кое-что повидать в жизни, в т.ч. и всевозможные разнообразные монументы, в т.ч. и памятники нашему тогдашнему идолу. Но местный вариант сразу произвел неизгладимое впечатление. Особенно при взгляде со спины, со стороны Анхора, на фоне серого ташкентского неба в предзакатные часы. Осознаю, конечно, что на фото всего лишь уцелевший пьедестал)). Но отчего-то всадника без головы напоминает. И пока что без сомбреро.
Евгений[Цитировать]
«низы» тоже не могли жить по-старому.. мой дружок уезжал в «израиловку» и мы с бутылкой чего-то забрались на правительственную трибуну.. потом я толкнул речь в темноту: «Това-ищи, мировая революция о которой гово-или большевики — свейшилась!» и тут же появился милиционер.. Он сказал «Здесь низзя» и мы ушли.. разъехались.. рассыпались по разным мирам (которые оказались совершенно одинаковыми, но не такими как была наша страна)
AK[Цитировать]
А я в этом году не то чтоб на трибуну влезть — поближе к площади подойти, сфоогрфировать попытался — и уже сказали, что низзя) И потребовали показать, как я при них нажимаю delite )))
Евгений[Цитировать]
Снимайте на фотоаппарат.
Если потребуют удалить, смело при них удаляйте, потом дома вытащите карту, через спецразьём подключаете к компу и через программу File Recovery или Undeleter спокойно восстановили.
эти ребята ещё об этом не догадались.
Успехов в дальнейшей фотосессии.
teufelbob[Цитировать]
«.. Так пока и не разобрался, действительно ли он в своем роде единственный и неповторимый). Подскажите, люди добрые) ..»
Прощайте, товарищи!..
AK[Цитировать]
ВОТ ЭТО ДАА…!!! Надо же))) А где такой разыскался?) Расскажите)
Нигде такое не попадалось. И это точно ОН ?) Вроде как он…)
Масса вопросов возникает)
Евгений[Цитировать]
Это не наш. У нашего была газета в одной руке.
Рубенович[Цитировать]
Фото из одноклассников .На нём момент чистки памятника альпинистами.Занималась этим секция альпинизма «Буревестник» под руководством И.А.Поповой.
Рубенович[Цитировать]
Даа, без сапог и с газетой… Но тоже несколько непривычный ракурс. Увеличить не удалось, а издали вроде как в галошах и чапане.
Евгений[Цитировать]
Я ведь тоже немного занимался горным туризмом еще до приезда в Ташкент. На Кавказ ходили. Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия. А вот в Ташкенте то продолжить и не довелось. Было, конечно, несколько вылазок на природу по окрестностям. Хочу спросить совета – стоит ли некоторые из тех фото выкладывать здесь отдельным постом. Там ведь просто люди – всё те же мы, но только 30 лет назад, на фоне гор). Мы изменились, и изменился Ташкент, но города на тех кадрах и не видно. А природа то за эти годы не поменялась) Наверно будет некорректно.
Евгений[Цитировать]
действительно.. жаль (они так похожи :)
AK[Цитировать]
Сбило с толку то, что по рассказам одного приятеля со слов его знакомого, работавшего в здании Кабмина, на постаменте какое то время оставались сапоги))
Может анекдот…
Евгений[Цитировать]
Разобрались. Это Вильнюс
Евгений[Цитировать]
этот памятник стоял в Вильнюсе, снимок вероятно сделан во время демонтажа в 1991 г.
Art68[Цитировать]
Увы, сначала с карты исчезло название Вашего родного города, а затем уже тот памятник, постамент которого на фото. И первое потрясло весь мир (и меня) сильнее, чем второе.
urman[Цитировать]
Да, я конечно не случайно то еще название назвал)
Уж очень очевидная параллель)
Евгений[Цитировать]
Нарушение авторских прав скульптора. После демонтажа скульптура должна быть возвращена автору. А не так, что демонтировали и разбили на гравий. Потому что скульптура — это произведение искусства. А те, кто уничтожают произведения искусства, сами знаете, как называются.
Саид[Цитировать]
ну, и где он её поставит, в огороде у себя ?
Автор выполнял государственный заказ и с ним расплатились государственными деньгами.
Так, что эта скультура ему уже не принадлежит.
Это не из собрания частной коллекции.
Что с памятником случилось потом, это уже история другого морального аспекта.
teufelbob[Цитировать]
Последний раз объясняю разницу между копирайтом и прайвеси. Это, действительно, был государственный заказ. После того, как расплатились со скульптором, произведение де-юре стало принадлежать, ну, в данном случае, наверное, гореисполкому. Но это только прайвеси — обладание произведением искусства. Никакой гореисполком мрамор и гранит не тесал. Ну, как бы это объяснить? Если Муратазаев купил картину Репина, то это же не значит, что Муртазаев написал эту картину, хотя она висит у него на стене. Т.е. Муртазаев купил картину и обладает прайвеси на эту картину, она находится в его личной коллекции. А копирайт как принадлежал Илье Ефимовичу, так и должен сохраняться за ним вечно. Так и в случае с памятником. Купили, а потом разбили. Ваш вандализм — это ваш выбор, а автор? Автор должен был быть введен в курс возникшей ситуации. Муртазаев говорит: «Илья Ефимович, я тут подумал и решил, власть поменялась, и я Вашу картину изрежу на куски.» А Репин отвечает: «Э-э, погоди, мил человек, давай я тебе другую картину дам, копию или там этюд, ты ее изрежь на куски как в повести Гоголя, а эту мне верни. Тебе-то какая разница, какую картину резать? А эту я продам Третьякову, пусть народ радуется». Так и в случае с монументом. Автору говорят: «У нас тут власть поменялась, мы решили Вам монумент вернуть, ставьте его в своем огороде».
Саид[Цитировать]
теперь Третьяков захочет законно приобретённую картину изрезать, и пойдёт опять карусель с копиями ?
Не занимайтесь софистикой, я купил-значит это теперь моё со всеми на картину правами.
Лучше покажите параграф в законе или ссылку на официальный документ.
teufelbob[Цитировать]
А у автора был монумент на обмен?
Arthur[Цитировать]
на обмен получили глобус узбекистана с циганкой люли у подножия.
Да и то, не уверен, был ли это опять-таки госзаказ или автор от себя лично преподнёс в дар.
teufelbob[Цитировать]
«На ЦУМе» его называли «Памятник шаровым»
Арту[Цитировать]
«гореисполком» — специально так написано или просто ошибка в написании ? А ведь в этом что-то есть …
(ГорИсполКом — Городской Исполнительный Комитет. Сейчас Хокимият)
Игорь[Цитировать]
Здоровый был памятник.В начале 80-х посчастливилось побывал у него на голове.Ощущение не из приятных.В те времена каждый год в начале осени его мыли альпинисты,оттирали щетками от птичьих какашек и пыли-грязи, чтоб к 7-му ноября был как новый.Чтобы не возводить леса ,пользовались альпинистким снаряжением.Памятник был очень высокий и лазить по нему было жутковато , несмотря на страховку.Также мыли «Прометея»-Карла Маркса и «Алименщика»-Памятник мужеству.За 2 недели зарабатывали месячную зарплату инженера.Деньги тратили на горное и лыжное снаряжение.
Рубенович[Цитировать]
Евгений[Цитировать]
Нас у этого памятника в пионеры принимали. 22 апреля 1985 года. Мы на него (на В. И. Ленина) смотрели как в КНДР на Ким Ир Сена. Наша пионервожатая говорила, что вождь правой рукой показывает нам путь к победе коммунизма, а сам он смотрит в далёкое светлое будущее. Тока где оно? Это будущее. Нам бы в светлое прошлое не помешало бы.
Николай[Цитировать]
В советское время памятники Ленину были чуть ли не в каждом кишлаке.Самый несуразный из мною виденных стоял в Кенимехе, что на пути в Учкудук,в пустыне Кызылкум. Ленин был одет в тёплое пальто и ушанку.Зимой это смотрелось нормально,а вот летом в жару за 40…
Рубенович[Цитировать]
«Самый несуразный из мною виденных»
В Ашхабаде стоит симпатичный маленький памятник пьедестал украшен
изразцами подобными самаркандским.
А самым несуразным был плакат перед мостом через Тупаланг перед границей с Таджикистаном. На плакате Ленин показывал рукой на Таджикистан и была надпись — «Верной дорогой идёте товарищи!».
А там в это время была в разгаре война «юрчиков» и «вовчиков».
AVN[Цитировать]
Интересный плакат был то ли в Учкудуке, то ли в Заравшане , сейчас не вспомню.Стихотворение Маяковского»Я знаю город будет.Я знаю саду цвесть.Когда такие люди в стране советской есть». Вроде бы ничего особенного, если не учитывать, что эти города строили заключенные.
Рубенович[Цитировать]
» Вроде бы ничего особенного, если не учитывать, что эти города строили заключенные.»
Посреди г. Навои было полно зон окруженных деревянными заборами
с колючей проволокой и по утрам топали на работу колонны зэков без
всякой охраны.
А в бывшем городке «уранщиков» Учкулаче заключенные живут в
многоэтажках без всякой охраны т.к. вокруг пустыня, а шоб бежать через безводные пески надо иметь мозги как добыть воду.
Может кто ни будь из форумчан догадается как можно получить воду
в пустыне?
AVN[Цитировать]
вы так рассуждаете как будто это были концлагеря.. там люди работали и отчисляли 20% за свои прегрешения против общества..
AK[Цитировать]
«вы так рассуждаете как будто это были концлагеря..»
Нормально рассуждаю потому что видел всё своими глазами.
В Учкулаче в квартирах есть вода и кормят нормально, а в Жаслыке работает вентиляция нагоняя свежий морской воздух
для аппетита вероятно, по чудному проекту там должна была быть птицефабрика и ни хрена в этих зонах не работают, а только наводят свои воровские порядки «петушат» например. А работали как раз в Навои на стройках домов.
AVN[Цитировать]
есть такое.. разглядывал в кашкадарьинской степи — одни работают, другие весь день во главе дастархана сидят и возмущаются когда у «хозяевов» кончаются деньги на водку..
AK[Цитировать]
Супер!!)))
Евгений[Цитировать]
После того как памятник снесли с постамента, он в разрезанном виде находился возле бывшего пограничного училища, а в то время института Геологии и геофизики, по улице Сулеймановой. Неоднократно довелось его видеть там в 1992 г.
Шухрат Султанов[Цитировать]
а главное, пложили его так, что он грозил рукой из-за забора.
teufelbob[Цитировать]
В Яшнабадском районе есть бывший кинотеатр «Хамза». Перед ним тоже стоял памяттник Ленину. В 1991-м году кто то повесил ему на протянутую руку ботинки, связанные между собой шнурками. И долгое время эти ботинки не снимались.
Рустам[Цитировать]
О чем грустите Вы на пьедестале,
Когда так весело вокруг?
У Ваших ног цветы мы растаскали,
Ах, извините, это для подруг…
Юрий Юлианович Шевчук (ДДТ)
Посвящение Пушкину.
Евгений[Цитировать]
«Надо низвергать не только памятники, но и пьедесталы».
Андрей Гарольдович Кнышев. Писатель-сатирик
«Демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Всегда могут пригодиться».
Станислав Ежи Лец. Поэт, философ, писатель-сатирик
Евгений[Цитировать]