Манты в Берлине Разное

Салима Дуйсекова

В пятницу ноги сами понесли в узбекский ресторан, в самый прикольный район Берлина – Кройцберг.
Ресторан оказался довольно скромной едальней. Аутентичненько так – на топчане потертые курпачи, подушки бархатные навалены, шторы в рисунок икат. С потолка Юлдуз Усмонова рыдает о неразделенной мухаббат. В пластиковых стаканах салфетки, нарезанные квадратиками, веером. Оплата принимается только наличными. У входа узбекское семейство – заросший до глаз щетиной муж, жена в синих бровях, двое детей чинно вкушают плов с керамического лягана.
Если б это был дорогой кабак, я бы заподозрила, что нанятые актеры, комический дуэт – атмосфэру создавать. Жена что-то недовольно бурчит супругу. Но дистанцию держит, на «вы» – siz, siz… Вот точно также мои кенаишки Мукадас и Шоходат на мужей бочку катили.

Захотелось отведать мант. Чтобы есть их руками, обжигаясь, и дуя на пальцы.
Манты, вкусные – ум отъешь, готовили мама и ее сестры, мои тетки.
Тетка Карамат работала в столовой хлебокомбината. Сама и заведующая, и офсянка, и сидоров кассир. Готовые блюда — фейковые котлеты, тефтели, зеленовато-сизые, будто из болота зачерпнули, рассольники, пустоватые борщи — привозили с фабрики-кухни в больших армейских, цвета хаки, термосах. С вставной емкостью из нержавейки. От этой эстетики полевой кухни с ее перловыми запахами было впечатление, что за забором комбината идет война. Красные щербатые кирпичи смутно напоминали кремлевскую стену. Собственно, война, большая общенародная битва за нормальную человеческую пищу действительно шла. В магазинах шаром покати, сахар по талонам. За обыкновенной сметаной, в скорбной старушечьей очереди стоишь часа три и испереживаешься – хватит, не хватит? Помню это тягостное чувство не то чтобы недоедания, а какого-то всесоюзного унижения.
На хлебокомбинате действовал полюбовный общественный договор. Любой работник имел право с каждой смены выносить бесплатно две буханки хлеба. На проходной висел лицемерный плакат – Заводы наши! Долой кражи!
Карамат-хола, не без покровительства и потворства руководства, занималась незаконной предпринимательской деятельностью.
Криминальная схема была проста как магазинный пельмень, где начинка и тесто — слипшееся неразличимое целое. Как народ и армия, которые едины.
Мама и тетки изготавливали на дому манты.
То были не манты, а гастрономическая поэма. Тесто тонкое-тонкое, тугое, замешенное на яйцах. Баланс курдючного жира и мяса идеальный. Лук нарезан и промят ровно до такой степени, чтобы пустил сок, но не растворился. Мясо и курдюк мясорубкой не мучали, крошили ножами. Черный перец мололи сами, магазинной трухе не доверяли. В фарш базилика меленько, огненной паприки и чуть-чуть молотой кинзы, буквально молекулы.
Ум отъесть можно.
Преступное экономическое деяние было поставлено на какой-никакой поток, дважды в месяц, и строго следовало определенной этике и принципам – чтобы никакой халтуры. Сестры Мухамедумаровы в детстве пережили голод, у них отношение к снеди особое, уважительное.
Отличную баранину поставлял сосед тетки Тохтасын-ака. Командовал охранниками мясокомбината. Стерегли от хищений социалистическое мясо. Немножко путали свою личную шерсть с государственной.
…Готовую продукцию укладывали в казенные термосы, перемежая подливой и припорошивая перцем. Теперь следовало пронести четыре 30-литровых заряженных термоса на комбинат. В отдельном бидоне полыхал запахами чеснока и сладкого перца соус сацебели.
На операцию переброски мант на стратегический объект снаряжали меня и кузину Сайеру. При том, что на проходной свой человечек, все же следовало соблюдать конспирацию.
Нам наказывали – если возле проходной будут дядьки в галстуках или милицанеры, следует скрыться, пользуясь защитными свойствами местности, в частности, пыльными кустами сирени. Но термосы не бросать!
Сам, значит, пропадай, а термосА выручай.
Аромат горячих, доиндустриальных по способу производства, и глубоко мещанских по содержанию мант предательски пробивался даже через герметично закрученные крышки с уплотнительным кольцом из пищевой резины. На нас оборачивались прохожие, останавливались, долго и печально смотрели вслед.
…Снаружи комбината вселенская тоска, поздний совок, а у Карамат-холашки в столовой — угар НЭПа, господство свободного рынка. Неучтенная нигде и никем, не обложенная ни единым налогом наличка прямиком в карман холашки, а едоки, начиная с директора и заканчивая уборщицей, трапезничают и постанывают от наслаждения. Особо стойкие товарищи наворачивали по дюжине сразу, и с трудом вставая из-за стола, отдуваясь от натуги, благодарили:
— Карамат, кормилица наша… Ну, угодила, рахмат! Через часок еще приду, поем…
А манты в Кройцберге… Ну, такие… Берлинцам сойдет. Как говорил один астафьевский персонаж – исть можно.
Сацебели к ним не хватает.

2 комментария

  • Фото аватара teufelbob:

    «Оплата принимается только наличными»

    Ну , понятно,бабки отмывают для турецкого общака.
    В году 2000-м, когда я как-раз ждал место на Сименсе, познакомился с одним узбеком и его женой.
    Он заимел место в небольшом овощно-фруктовом магазинчике и пристроенной пиццерии.
    Тут они это называют «Дёнер ладен».
    В помощниках у него был один таджик из Ленинабада.
    В общем он уговорил меня провести электро монтаж и наладку холодильников и печек.
    Провозились мы с таджиком месяц получили свои бабки а потом он ещё долго меня звал по всяким мелким неполадка,
    Когда мы всё налаживали , к нему пару раз приезжал один турок на крутом мерсе и требовал деньги на общак, они ему очень помогли материально.
    На что тот отвечал, что будет выделять свой процент после открытия.
    В общем, работала ета лавка лет 15-ть, потом он переехал в другой город
    У турок в Германии уличная торговля с пицериями занимает 30%.от всей торговли.
    Общак очень сильный, все держатся друг за друга.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Саид:

    Немцы вообще в этот район не ходят. Кройцберг.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.