100 лет гражданской авиации История
Б. Насимов
Узбекистан отмечает знаковое событие – 100-летие гражданской авиации.
12 мая 1924 года выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Ташкент – Пишпек – Алма-Ата на самолёте «Юнкерс Р-13».

На протяжении целого века узбекские авиаторы развивали одну из важнейших и высокотехнологичных отраслей транспорта. Благодаря людям, стоявшим у истоков формирования этой сферы, небо стало ближе, а перелёты – обыденностью.
При поддержке руководства страны Uzbekistan Airways динамично совершенствует отрасль и поднимает её на новые высоты, приумножая достижения поколений прошлого века. Сегодня самолёты надёжный, удобный и самый быстрый вид транспорта.

Поздравляем со знаменательной датой всех, кто вносит вклад в развитие гражданской авиации и не может представить свою жизнь без неба. Выражаем слова благодарности специалистам, от которых зависит обеспечение комфорта и безопасности полётов, своевременная доставка пассажиров и грузов.
Желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия и ярких побед – как в небе, так и на земле!
Славный путь, начали с иностранного самолёта и таким же закончили.
Есть чем гордиться.
long59[Цитировать]
А нужно использовать, конечно, морально устаревшее, зато «своё»? Сами на чём летаете?
Azim[Цитировать]
Airbus
long59[Цитировать]
А он же собран в Тулузе (только не надо тут, что это германский самолёт — это совместный продукт нескольких стран)! Не «своё» же! И на Боинг принципиально не садитесь?
Или ?
Azim[Цитировать]
На «своём» я бы не рискнул, ей-богу!
Vlad[Цитировать]
От Насимова ожидал более интересного текста, а тут — сплошной официоз. Жаль, он УМЕЕТ писать очень интересные рассказы.
Светослав[Цитировать]
70 лет.
Домиан[Цитировать]
В средней Азии Туркестанское общество воздухоплавания было создано в Ташкенте 14 июля 1912 года, а первые три самолета — «Ташкентский железнодорожник», «Ирригатор», «Хлопкороб», приобретенные на личные сбережения трудящихся Средний Азии были торжественно переданы гражданским авиатором на многолюдном митинге, состоявшемся 2 мая 1924г. Взлетали они с пыльных площадок, на которых взлетно-посадочные полосы обозначались флажками и жестяными банками.
12 ноября 1924 г — было открыто первое авиационное предприятие, задуманное как полукустарная техническая мастерская по ремонту авиационной техники.
Под небом Туркестана
9 февраля 1923 года при правительстве СССР был создан Совет по гражданской авиации, а летом того же года была открыта первая воздушная трасса: Москва — Нижний Новгород.
9 февраля стало днем Гражданского воздушного флота. И в этот день многие, кто уже привык ездить в командировки и в отпуск не поездом, а лететь самолетом, забывают о том, как молода авиация, забывают об ее трудном и часто трагическом детстве.
Российский, Нестеров, Курочкин — они вошли в историю русской авиации не просто как живые люди, а сразу как живые легенды. Но ведь они были не одиноки.
Авиация была «модой», авиация увлекала любителей острых ощущений. Но первые авиаторы русские не хотели быть воздушными акробатами на потеху ревущей внизу толпе. Они видели будущее своих крыльев, они тянулись к нему.
В Центральном государственном архиве Узбекистана уже около пятидесяти лет хранится небольшая, всего в 12 листов, зеленая книжечка.
Она озаглавлена: «Устав Туркестанского общества воздухоплавания», Ташкент, Электротипография штаба туркестанского военного округа, 1912 год».
Далекое Туркестанское генерал-губернаторство. Куда ни глянешь — природные аэродромы. И небо чистое, синее-синее, ни облачка. Здесь не страшны туманы, здесь грозы и ливни желанные, но редкие гости. Здесь раздолье авиаторам.
И это понимали учредители Туркестанского общества воздухоплавания. Они хотели штурмовать туркестанское небо, они мечтали о создании платной школы летчиков для нужд армии.
И казалось, все благоприятствует порыву энтузиастов. Там же в архиве лежат старые, пожелтевшие газеты — «Туркестанские ведомости».
Откройте их страницы на числах, когда осенью 1910 года проводилась авиационная неделя.
На штурм туркестанского неба явился итальянский гастролер Кампо-Сцилло. С каким восторгом, взахлеб повествует газета о «чудесах», вытворяемых в небе итальянской «этажеркой»!
Ташкентский ипподром забыл о скачках, ташкентские бильярдные пусты: на ипподроме гастролируют знаменитые русские — Михайлов и Сегдов. О, они летают не хуже итальянца!
Вот, используя этот энтузиазм, и решили серьезные люди открыть школу. Но два года попыток были безуспешны, и только в 1912 году, наконец, отпечатали устав Общества воздухоплавания.
Первым летчиком, научившимся летать, в Туркестане был Малинников. Он был смел. Он не боялся аварий, которые часто терпел его аэроплан. И он погиб. В ноябре 1912 года чуть было не погиб и другой летчик туркестанец, В. Шидловский. На высоте 70 метров у него лопнул совсем новый пропеллер.
Лопнул, хотя пропеллеры, изготовленные из туркестанского ореха, не лопались. Но их в Туркестане не делали…
Эти катастрофы первых туркестанских авиаторов охладили энтузиазм толпы зевак и привели к тому, что Туркестанское общество воздухоплавания лишилось материальной поддержки. А когда началась первая мировая война, общество поспешило передать остатки своего имущества в пользу военно-морского флота.
И только зеленая, книжка в архиве напоминает о первых робких шагах авиации в далеком безоблачном небе Туркестана. (http://redkayakniga.ru/biblioteki/item/f00/s00/z0000007/st043.shtml)
24 (11) апреля 1910 года
Аэроплан Сверчкова
9 апреля состоялось испытание русского аэроплана, изобретенного Сверчковым. Аппарат очень своеобразен по конструкции, система подъемных винтов аэроплана гребная. Аэроплан назван «Самолет».
При испытании аппарат без разгона поднялся на 2 фута. Пилотом приглашен спортсмэн кн. Эрстов, согласившийся летать на аэроплане.
Аппарат сделан из русских материалов и русским механиком, только резиновые шины и болты заграничного происхождения.
16 (03) ноября 1912 года
ТЕЛЕГРАММЫ.
2 ноября.
Авиация.
Собств. корреспонд. «Нового Времени».
ПЕКИН. Авиатор Кузьминский выехал в Ханькоу. Его полеты, особенно последний, шестой, во время которого он описал два круга над пекинским кремлем, произвел сильное впечатление на многотысячные китайские толпы зрителей.
18 (05) ноября 1912 года
Авиация.
ТАШКЕНТ. Состоялось открытие авиационной школы туркестанского общества воздухоплавания. Инструктор — летчик капитан Сахаров. (СПА).
1934 г. — Общество Красного Полумесяца Узбекистана приобрело звено санитарных самолетов и создало первую в Средней Азии станцию санитарной авиации, что явилось новым этапом в развитии экстренной медицинской помощи местному населению, проживающему в отделенных и труднодоступных районах Узбекистана. https://redcrescent.uz/ru/about-us/history/
10 фактов из истории гражданской авиации Узбекистана:
1. 1923 г. – создание Туркестанского общества воздухоплавания в Ташкенте.
2. 1924 г. – выполнение первого пассажирского рейса на воздушном судне
«Юнкерс Р-13» по маршруту Ташкент-Пишпек-Алма-Ата.
3. 1924-1930 гг. – аэропорт «Каган», основная база первых воздушных судов,
использовался как промежуточный при полётах по маршрутам Ташкент-
Бухара-Хива-Турткуль и Ташкент-Бухара-Карши-Термез.
4. 1924г. – создание первой авиаремонтной мастерской в Ташкенте.
5. 1941 г. – создаётся первая краевая национальная школа пилотов и
специалистов по обслуживанию воздушного судна в Узбекистане.
6. 1960-е г. – ввод в эксплуатацию таких воздушных судов, как Ан-24, Як-40,
Ил-62, Ту-154.
7. 1956 г. – начало использования первого вертолёта Ми-4 в Ташкенте.
8. 1973 г. – создание системы управления воздушным движением, до этого в
1930-е г. действовала служба движения.
9. 1992 г. – создание Национальной авиакомпании (НАК) «O‘zbekiston havo
yo‘llari».
10. 1993 г. – начало эксплуатации воздушных судов семейства Airbus,
а первый Boeing был получен в 1996 г.
Telegram: t.me/uzbekistanairways
А знаете ли вы о том, что история гражданской авиации Узбекистана насчитывает уже более 90 лет?
Да-да. Вы не ошиблись.
Первые самолеты в Узбекистане появились задолго до появления аэропортов, еще в далеких 1910-’11 годах.
История создания аэропортов начинается позднее, уже в 1920-х годах. Тогда же в 1924 году был совершен первый пассажирский рейс:Ташкент – Пишпек (Бишкек) – Алма-Аты, отменивший надобность проходить долгий и утомительный путь по пустыне, который занимал до 15 суток.
Данное событие стало отправной точкой развития авиации в Узбекистане, которая с каждым годом стала стремительно набирать обороты. Самолеты начали использоваться для того, чтобы связать дальние регионы страны. Уже в 1932 году был введен авиамаршрут Ташкент- Москва.
Среди узбекских летчиков также есть настоящие герои. Так, летчик из Узбекистана Абдусамат Тайметов в мае 1945 года доставил пакт о капитуляции Германии и Знамя Победы из Берлина в Москву.
После окончания войны стали открываться новые маршруты, а в сельском хозяйстве появился знаменитый «кукурузник», или «аннушка», который также известен как Ан-2.
В канун 25-летия Дня Независимости, работники авиационной отрасли отметили свой профессиональный праздник. День воздушного флота был встречен конкретными делами, ярко показывающими все то, что было достигнуто за эти годы.
Сегодня самолеты «Узбекистан Хаво Йуллари» совершают рейсы во все крупные города республики, более 40 международных направлений.
Ко дню независимости парк национальной авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари» пополнился первым самолетом Boeing 787-8 Dreamliner.
Данный самолет позволяет вместить до 250 человек, по сравнению с 12 в Ан-2. Лайнер мечты также может развивать крейсерскую скорость до 902 км/ч, по сравнению со 150-190 км/ч Ан-2.
Secret Uzbek[Цитировать]