Краткая история узбекского национального движения История

Хуснут Мухсумадьен

Узбекское национальное движение обязано своим рождением движению джадидов Туркестана, у истоков которого стояли Махмудходжа Бехбуди и Мунаввар Кары Абдурашидханов.

В марте 1917 г. после февральской революции в Ташкенте была создана организация Шуро-и Исламия, которая из представительного комитета местного населения «старого» города очень быстро превратилось в национальное движение Туркестана. Его возглавил ненадолго депутат Госдумы П созыва, преподаватель медресе Абдулвахид Кары, а затем известный джадид, адвокат Убайдулла Ходжаев.

11 мая 1917 г. в Москве завершил работу Всероссийский мусульманский съезд (1-11 мая 1917 г.).

Съезд, по предложению лидера партии «Мусават» (Закавказье) М.А.Расул-заде, отделил понятие нации от религии и отверг концепцию И.Гаспринского о единстве мусульман России как единой тюркской нации, отметив, что нациями уже являются (поволжские татары, узбеки) или начали создавать (казахи, киргизы, азербайджанцы) их основные этнические группы.

В июне 1917 г. в Коканде начал издаваться журнал «Юрт» (на узбекском языке в арабской графике).

В его первом номере была опубликована статья А.З.Валидова «Наше национальное богатство», написанная еще в феврале 1917 г. В ней он пишет, что

«… длительный период тюрки Туркестана (разобщенные в разных государствах – х.м.) блуждали без своей нации и до сих пор не сделали ничего достойного в деле овладения знаниями своего национального духовного богатства.

Главная их беда в том, что новое культурное движение здесь начинают сарты (городские и оседлые тюрки — х.м.), крепко воспитанные в традициях ислама и персидской культуры, не понимающие и не принимающие культуру, управление и законы новой Европы.

Поэтому национальное будущее Туркестана не в иранизированных тюрках, а в узбеке, казахе, киргизе (выделено нами – х.м.).

Надо из сердца изгнать героев Ирана, с языка согнать персидские элементы, заменить их своими национальными героями, вывести на площадь тюркский язык во имя того, чтобы между нациями они обрели свой авторитет».

В июле 1917 г. в Фергане, бывшем в то время основным промышленным центром Туркестана, была создана партии «Турк одами марказият фиркаси» (Центр тюркских народов) во главе с Мамед-Эмином Эфендиевым, одним из эмиссаров партии «Мусават» (Баку).

25-26 октября 1917 г. в России произошла Октябрьская революция, в стране установилась Советская власть.

Джадиды воспринимали революцию как национальное спасение. Он виделся им в просвещении, образовании и нравственности. Подобное отношение к революции вполне соответствовало деятельности большевиков в то время. По мнению наркома (министра) по делам национальностей Сталина, задачами советского режима в мусульманских регионах Российской империи было «… вовлечение трудящихся… в строительство Советского государства» и отсечение всего, мешающего «развитию максимальной самодеятельности народов Востока по пути к освобождению от пережитков средневековья и разрушенного уже национального гнета».

15 ноября 1917 г. в Ташкенте было создан Совнарком Туркестана во главе с членом ВЦИК Ф.И.Колесовым. Однако большевики отказались включить в него представителей мусульман края.

В ответ 28 ноября 1917 г. в Коканде организация Шуро-и Исламия с участием ряда национальных и европейских антибольшевистских организаций края создала правительство Туркестанской автономии — Туркистон мухторияти. В исторической советской литературе она была названа Кокандской автономией. Его возглавлял сначала комиссар Временного правительства в Семиреченской области Мухамаджан Танышбаев, затем председатель Туркестанского краевого мусульманского совета Мустафа Чокаев.

Самые известные джадиды Бехбуди, Мунаввар Кары, писатели и поэты выступили в поддержку Туркестанской автономии. Писатель Абдурауф Фитрат назвал ночь ее провозглашения, «Наш национальный «Лайлатул кадр» (Священная ночь Рамадана)». Поэт Хамза Хакимзаде Ниязи, которого в советский период считали певцом революции, написал стихотворение «Яша Туркистон — Даздравствует Туркестан». Другое его стихотворение «Туркистон мухториятига» (Туркестанской автономии) завершалось призывом: «Да здравствует объединенная нация ислама! / Да здравствует вечное государство тюрков!».

Однако в феврале 1918 г. большевики разгромили Туркестанскую автономию.

Большая часть ее участников примкнула к возникшему национально-повстанческому движению, названного большевиками басмаческим. Однако русская эмигрантская газета “Руль” считала его “движением, соответствующим русскому белому движению”. Это движение возглавил сначала курбаши Иргаш, а затем Мадамин-бек.

Тем не менее для привлечения на сторону Советов многие участники Туркестанской автономии были амнистированы и вошли в состав правительства Туркестанской Советской Федеративной Республики. Она была создана большевиками на базе Туркестанского края 30 апреля 1918 г. Множество джадидов вступили тогда в ряды компартии.

Весной 1918 г. в г. Ташкенте организацией «Тюркская дружба» (Turk O’rtoqlig’i) начала издаваться газета «Тюркское слово» (Turk so’zi). В ней впервые было высказано заявление, что Средняя Азия была родиной турок. Теперь джадиды заявляли, что все население Средней Азии – «настоящие турки», и если они не говорят по-турецки, то просто потому, что забыли этот язык.

В ноябре 1918 г. в Москве было создано Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций РКП(б), ответственное за революционную работу среди мусульман Российской империи и ее соседей.

В конце 1918 г. в Ташкенте было создано литературное общество «Чагатой гурунги» во главе с Абдурауфом Фитратом, одним из лидеров бухарских джадидов, ставшим работником афганского консульства в Туркестане, для «сбора по всему Туркестану старых и новых тюркских произведений, поиск материалов для обновления тюркского языка и обогащения его словаря и литературы».

27 января 1919 г. в Ташкенте представителем Центрального Бюро мусульманских организаций РКП(б) в Туркестане стал один из лидеров бухарских джадидов Абдукадыр Мухитдинов, руководитель бухаро-туркестанской секции этого Бюро.

30 марта 1919 г. в Ташкенте П конференция Компартии(б) Туркестана для привлечения трудящихся из коренного населения в ряды компартии приняла решение о создании Бюро мусульманских коммунистических организаций в Туркестане (Мусбюро РКП(б) в Туркестане).

Его возглавил Турар Рыскулов, заместитель председателя ТуркЦИК, председатель Центральной комиссии по борьбе с голодом Туркреспублики. В его состав вошли Абдукадыр Мухитдинов, Мунаввар Кары Абдурашидханов, Низамедин Ходжаев, Юсуф Алиев, Мамед-Эмин Эфендиев и др. Ответственным секретарем Мусбюро стал Каюм Рамазан, секретарь общества «Чагатой гурунги», председателем Ташкентского городского Мусбюро — Лазиз Азиззаде, преподаватель медресе.

Заметная часть мусульманского движения становится национал-коммунистическим. Вместе с тем оно постепенно начало перерастать в тюркское национальное движение, называемым тогда пантюркистским. Заметную роль в нем играли члены распущенного Центра тюркских народов во главе с Мамед-Эмином Эфендиевым, созданного в 1917 г. в Фергане. Особенно усилилось это движение в Ташкенте, где создавались различные группы, питаемые идеями пантюркизма. Работа строилась под лозунгом объединения тюркских языков и тюркской литературы. Вместо родного языка в школах был принят османский (турецкий) язык и османская (турецкая) литература.

В июле 1919 г. был принят декрет ЦК РКП(б), требующий, чтобы коренное население Туркестана имело пропорциональное представительство во всех государственных органах. Он создал возможность для расширения действий радикально настроенных мусульман-коммунистов.

В октябре 1919 г. Туркестан, отрезанный до этого времени от Европейской России Белой армией адмирала Колчака, был освобожден частями Красной армией во главе с М.В.Фрунзе.

Для руководства Туркестаном была создана Туркестанская комиссия (Турккомиссия) ВЦИК и СНК РСФСР во главе с Ш.Э.Элиавой, которая первоначально поддержала активность развивающего национал-коммунистического движения Туркестана.

Апогеем этой политики стало переименование Туркестанской республики в Тюркскую Советскую Республику РСФСР и изменение название Коммунистической партии Туркестана на «Коммунистическую партию тюркских народов».

Такое решение было принятое в январе 1920 г. Пятой партийной конференцией Туркестана, где преобладали мусульмане-коммунисты. Председателем ЦИК Тюркской Советской Республики был избран Турар Рыскулов, а ЦК Компартии тюркских народов возглавил Сагдулла Турсунходжаев.

Однако Москва пресекла этот путь. В июне 1920 г. Политбюро ЦК РКП9б) аннулировало решение вышеуказанной конференции о создании Тюркской республики и признала необходимым «разделить Туркестан на три части (Узбекию, Киргизию и Туркмению)», выяснив сначала «детальнее условия слияния или разделения этих частей». Одновременно поручило ТуркЦИК «приступить к перераспределению административных округов Туркестана в соответствиис его национальным составом».

При этом руководители Туркестана не были отстранены от власти, а откомандированы в соседние страны: Турар Рыскулов – полпредом Наркомнаца РСФСР в Азербайджан, Сагдулла Турсунходжаев – ответ.секретарем ЦК Бухарской компартии в Бухару, где большевики начали насаждать советскую власть.

7 августа 1920 г. в Москве завершился II Конгресс Коминтерна (19 июля — 7 августа 1920г.).

Конгресс принял Устав Коминтерна. Он огласил лозунг мировой революции, важнейшими объектами которой стали страны «третьего мира», принял план действий Коминтерна на Востоке.

Конгресс назвал своей целью создание Международной Советской республики. Он объявил дело Советской России — своим делом.

На конгрессе Коминтерна была распространена статья ответсотрудника НКИД РСФСР М.Павловича-Вельтмана, предназначавшаяся для большевистских работников, которым предстояло работать на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Она не была вручена коммунистам-мусульманам и не была оглашена делегатам съезда. В ней говорилось:

«Поскольку у народов Ближнего Востока, таких, как арабы, турки, персы, афганцы, не развит капитализм и слабо классовое сознание, необходимо усугублять имеющиеся там общественные противоречия, например, религиозные, или противоречия и личное соперничество между торговцами и шейхами; языки этих народов еще не оформились, не устоялись, следует препятствовать созданию сильного объединяющего литературного языка; движения на сближение с простым народом неизбежно породят дробление языков, важно использовать это обстоятельство».

В августе 1920 г. в Центральном исполнительном комитете Туркестанской республики были созданы три национальных отдела – Киргизский, Туркменский и Узбекский. Руководителем Узбекского отдела был назначен Султанходжа Касымходжаев, председатель Совета профсоюзов мусульман Туркестана.

К этому времени в результате экспорта «бутафорных» революций в Средней Азии были созданы Хорезмская и Бухарская народные республики. Последнюю возглавил один из лидеров бухарских джадидов Файзулла Ходжаев, будущий инициатор создания советского Узбекистана.

В 1921 г. в Средней Азии центр борьбы против большевизма переместился из Туркестана в Бухару. В августе здесь на съезде нелегальной «Федерации национальных обществ мусульманских народов Средней Азии» был создан Комитет национального единства Туркестана во главе с А.З.Валидовым, бывшим председателем Башкирского ревкома, порвавшим в июне 1920 г. с советской властью. В состав который вошли и представители бывшего Мусбюро РКП(б) в Туркестане, и представители национальных политических организаций, и представители басмаческого движения.

Отказ Москвы от государственного строительства советского Туркестана на основе тюркской национально-политической консолидации, создание Хорезмской и Бухарской народных республик подняли перед их коренными народами вопрос о самоопределении своей национальности.

Одним из первых ответ на него дало ставшее очень представительной и влиятельной группой литературное общество «Чагатой гурунги», котороепод руководством Абдурауфа Фитрата, стремясь определить идентичность для народов Средней Азии в их в этничности и истории, заявило, что они все составляют узбекскую нацию, которая распалась после империи Амира Тимура на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства.

«Наш язык,— писал Фитрат, — является широким ответвлением тюркского языка. Основные законы тюркского языка несомненно свойственны и нашему языку». При этом в Средней Азии многие джадиды еще до 1917 г. употребляли термин «узбекский» в качестве синонима к термину «тюркский». В Туркестане же узбеками обычно именовали себя кочевые и полукочевые народы, а городское население чаще всего называло себя или по месту жительства, или «сартами», или «тюрками».

В это время в общество «Чагатой гурунги» уже вошли Каюм Рамазан, редактор журнала «Маориф ва укутувчи», драматург и писатель Маннон Рамзи, поэт, драматург и публицист Чулпан, поэт Эльбек, ученый-языковед Гази Олим Юнусов, поэт Бату, режиссер и драматург Маннон Уйгур, журналист Ашурали Зохири, заведующий старогородским отделом народного просвещения г. Ташкента Шакиржон Рахими, Шорасул Зуннун, Е.Икромов и др.

С этого времени тюркское национальное движение начало трансформироваться в узбекское национальное движение.

В январе 1921 г. в Ташкенте общество «Чагатой гурунги» созвало съезд, посвященный реформе тюркской письменности и орфографии. Позже он стал называться 1-м Узбекским орфографическим съездом (Биринчи ўлка ўзбек тил ва имзокурултойи). На нем приняли участие и представители Бухарской и Хорезмской республик.

Съезд устами главных руководителей «Чагатой гурунги» — Фитрата, Рамзи и др. заявил, что «для объединения нужно оформление: узбекская нация должна оформиться как самостоятельная нация, после чего можно говорить о создании «единой великой тюркской нации»; неоформленная сила с оформленной силой не объединяется, а поглощается последней; мы, узбеки, не хотим этой ассимиляции…».

Далее съезд заявив, что «без собственной культуры, без собственного языка, без собственной литературы нет самостоятельной нации», объявил тюркский (сартский) язык узбекским языком, а «чагатайский» («чагатай тюрки») язык — «старотюркским»/ или «староузбекским». Одновременно съезд поставил вопрос о реформе тюркской/узбекской орфографии выдвинув идею ее латинизации.

В 1922 г. участники «Чагатой гурунги» издали сборник “Молодые узбекские поэты”, включающий произведения Фитрата, Чулпана, Боту, Эльбека. В том же году в Ташкенте в журнале «Инкилоб»впервые был опубликован первый узбекский роман «Минувшие дни», написанный писателем Абдулла Кадыри.

В январе 1922 г. поднялась новая волна национально-освободительного движения Туркестана. Его возглавил Энвер-паша, военный министр Османской империи, который после ее поражения в первой мировой войне, ненадолго пошел на сотрудничестве с Советской Россией.

Для разгрома его потребовалась вся военная мощь вновь созданного советского государства. В июне 1922 г. в Бухару для борьбы с Энвер-пашой прибыли председатель Реввоенсовета РСФСР Л.Д.Троцкий и главком вооруженных сил РСФСР С.С.Каменев.

В конце 1923 г. Москва, не сумев побороть национально-повстанческое басмаческое движение Туркестана, объявило практически амнистию всему его руководству. 24 ноября Политбюро ЦК РКП(б), рассмотрев этот вопрос, приняло решение: б) Считать предложение… об обязательном расстреле 151 человека из 183 арестованных совершенно неприемлемым и гибельным для дела Советской власти в Туркестане, ЦК не возражает …чтобы подавляющее большинство арестованных было освобождено по суду… а приговор о высшей мере наказания был внесен лишь по отношению к 4 или 5 наиболее злостным и действительно руководящим элементам басмачей, причем исполнение приговора… отложить до специального распоряжения из Москвы».

В 1923 г. началось воссоединение Бухары и Хиве с Туркестаном. Началось создание единых экономических органов. Большевики отказались от немедленного осуществления социалистических преобразований в обществе. В стране началась проводиться новая экономическая политика — НЭП.

Быстрее всего к нему приспособились узбеки. Они, по определению заместителя председателя Туркбюро ЦК РКП(б) Г.И.Сафарова: «… из трех коренных народов Туркестана (включая сюда киргиз и туркмен)… обнаруживают наибольшую культурную устойчивость и способность развиться в «капиталистическую нацию» еще до русского завоевания. Осев на землю, они ассимилируют все другие племенные элементы земледельческого населения /и подчиняют своему влиянию, кочевников». Во многих советских и партийных органах Туркестана на ключевые должности стали выдвигаться представители узбекского населения.

Тогда, стремясь не допустить узбекского господства над другими группами и его доминирования в социально-экономических реалиях региона, Москва приняла решение расчленить Туркестан.

Юг Туркестана был объявлен Туркменской ССР. Север Туркестана присоединен к Киргизской (Казахской) АССР, созданной еще в 1920 г. Центр Туркестана, объединенный с Бухарой и Хорезмом, был провозглашен Узбекской ССР.

Этому предшествовали еще и следующие события. В октябре 1923 г. в Турции завершилась национально-освободительная революция. Османская империя была провозглашена Республикой.

В тоже время, стремясь сохранить себя как центр тюркского мира, новое государство попыталось назваться Туркестаном, или Туркестанской Республикой. Однако первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк сказал: «Туркестан – родина наших отцов, в Туркестане живут наши родственники. В один прекрасный день они станут свободными и снова назовут свою страну Туркестаном. Поэтому не надо трогать их национальное достояние – Туркестан, это исторические и славное имя пусть останется за ними. Поэтому давайте назовем наше новое государство Турецкой Республикой».

В результате термин Туркестан, как синоним Турецкой Республики, где национально-освободительная революция, которую большевики сначала считали частью «мировой пролетарской революции», а на деле оказалась антибольшевистской, становится нарицательным и подлежал исключению из советского политического лексикона.

В то же время восстанавливаемая советской властью империя Тимура, распавшаяся на части [Коканд, Бухара и Хорезм], требовала себе нового имени. И им стал Узбекистан, страна узбеков, политической элиты восточных тюрков, преемников тимуридов. И если Османская империя переродилась в Турцию, то Туркестан – в Узбекистан.

27 октября 1924 г. образовался современный Узбекистан. Узбекское национальное движение трансформировалось в Узбекское государство — Узбекскую ССР. Одновременно ее гражданство было отождествлено с этничностью и большинство коренного населения бывшего Туркестана было объявлено узбеками, чагатайский тюркский язык начал назваться староузбекским, а Узбекистан стал наследником всей славной и богатой истории Туркестана.

Хуснут Мухсумадьен, автор книги «Чужие революции, или закат Туркестана».
2 ноября 2022 г.
г. Ташкент.

1 комментарий

  • Фото аватара Andrey:

    Узбеки утверждают, что эта невероятная история произошла в Узбекистане. Киргизы настаивают, что она случилась именно в их прекрасной стране. Казахи, туркмены и таджики с этим не согласны. Семь стран оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.