Абрам Львович Бродский История Ташкентцы
Albert Kaganovitch
Почти сразу по приезду в Ташкент в декабре 1985 я начал учёбу на подготовительном факультете республиканского университета (ТАШГУ). Каким чудом попал туда надо рассказывать отдельно. Может как-нибудь.
В то время подготовительное отделение размещалось в здании Биофака, носящего имя А.Л. Бродского.
Как я потом узнал, под инициалами подразумевался Абрам Львович (1882-1943), а в брежневские годы не любили указывать еврейские имена. Думается, что и отец был не Лев, а Лейба или в крайнем случае Лазарь. На одном из стендов факультета указывалось, что Бродский был не только организатором Биофака, но и одним из организаторов ТАШГУ — 6 лет на должности ректора (с 1921). И приехал он из Москвы в компании других 85 профессоров и ассистентов в составе так называемого «поезда науки» в 1920. Кто-то может подумать, что учёных позвала партия большевиков лозунгом типа «Двадцатипятитысячники в село» и они с энтузиазмом бросили московские квартиры и поехали подымать образование на переферии.
На самом деле в далёкий Узбекистан их гнал голод в столице. И это было верное решение для многих из них, не попавших потом в ежовские рукавицы. А Бродский, выпускник Женевского университета, был прямым кандидатом.
Со временем Бродский в Узбекистане стал одним из самых уважаемых ашкеназских евреев, о чём свидетельствует помпезный некролог с объявлением, что похороны «за счёт заведения». Ему был всего 61 год.
Спасибо за некрологи, вырезки из местных газет. Текст же самой заметки выглядит довольно серо. Жизнь же самого выдающегося учёного была яркой, богатой событиями, опасными поворотами. Не все пассажиры «поезда науки» остались в Ташкенте, некоторые поработали и вернулись домой. Что двигало Абрамом Львовичем, недостаток пищи или стремление сказать своё слово в науке — не нам судить. Фраза «в брежневские годы не любили указывать еврейские имена…» — удивила. В брежневские времена следовали официальным документам, а именно вариант «Абрам Львович» упоминается ещё в 1937г. Возможно, имя-отчество должно было приобрести христианскую окраску гораздо раньше: «В 1909 году в Туле Елизавета и Абрам обвенчались. В одном из писем к Елене Сергеевне Кац Мария Дмитриевна сообщает, что “венчание Лизы и Абрама Львовича было в Туле, в церкви Николы на Ржавце. Перед венчанием Абрам Львович принял лютеранско — евангелистическую веру ”. У внучки Елизаветы Григорьевны — Бродской Наталии Константиновны, сохранился документ — “ выпись из метрической книги о бракосочетании за 1909 год , выданная причтом Николо — Ржевской г. Тулы церкви ”.
Василиса[Цитировать]