Вдоль по улице Синёвской… История Ташкентцы
Ефрем Рябов (Громобой Худояров)
Или о том, как в старом Ташкенте появлялись названия улиц.
Была до 1929 года в Ташкенте Синёвская улица рядом с улицей Первушинской на левом берегу Салара. С названием Первушинской улицы вариантов нет: она была названа в честь главы знаменитого клана виноделов. А как появился городской топоним Синёвская улица? Исторически этой улице не повезло. Располагалась она на привокзальной территории, куда с 1906 года стали приходить поезда из Оренбурга и с годами изрезалась подъездными путями, где всю ночь сновали маневровые паровозы, перекликаясь сиплыми гудками. И сжимали ее грузовые дворы и предприятия до предела потери жилого фонда.
В честь кого была названа Синёвская улица? В новогородской части Ташкента уже в конце XIX-го века по мере расширения административного центра губернии была такая практика, что новые окраинные улицы называли в честь первопоселенца, например: Жемчужниковская, Ульяновская, Касьяновская, Лахтинская, Ильинская, Невоструевская и др. Как это происходило? Полковник Н.П.Жемчужников, инженер Н.Ф.Ульянов, действительный статский советник Н.Н.Касьянов, купец И.С.Лахтин, купец Е.И.Ильин, священник В.Невоструев покупали земельные участки на отшибе у дачников и садоводов, строили дома, затем у них появлялись соседи, возникала сначала безымянная улица, затем появлялось народное название, которое закреплялось Ташгордумой и обозначалось на картах. Все эти дореволюционные городские топонимы в советское время, особенно после переезда столицы Узбекской ССР из Самарканда, были переименованы, кроме двух улиц в честь инженера Н.Ф.Ульянова: Ульяновской и Новоульяновской. Дело в том, что советские хакимы и раисы думали, что улицы были названы в честь вождя мирового пролетариата, а не по фамилии первопоселенца — царского военного инженера. Третья волна переименований наступила после декларации независимости Узбекистана.
Такая же судьба была и у Синёвской улицы. В 1929 году ее переименовали в честь убитого в Швейцарии большевика В.В.Воровского, а соседняя Первушинская улица долгие годы называлась по фамилии В.Д.Фигельского — в честь погибшего в дни осиповского мятежа председателя туркестанского совнаркома. На карте 1936 года мы видим уже фактически три улицы Воровского, перпендикулярное ответвление от основной улице называли Второй Воровского и был еще проезд Воровского. Это были времена вольного самостроя и «нахального самозаселения». Но бывшая Синёвская улица из-за железнодорожного соседства была обречена стать промышленной, а не жилой, самостийные строения возникали только вблизи Салара, откуда жильцы брали воду для бытовых нужд, сама же улица удлинялась в юго-восточном направлении и топографически видоизменялась, сейчас она носит название Эльбек. Со временем даже составители энциклопедии «Ташкент» не смогли реконструировать историю Синёвской улицы, они назвали ее улицей Синявского, шедшей от площади Полторацкого до улицы Кадышева. Синявский Ташкенту был неизвестен, а Синёвская улица возникла, когда еще не было площади имени погибшего большевика П.Г.Полторацкого и тем более улицы имени директора авиазавода С.И.Кадышева. Связь времен как бы прервалась, и краеведы стали творить мифы.
Кто же был этот Синёв, поставивший первый дом на левом берегу Салара недалеко от Первушинской улицы? Правнучка П.К. Синёва — О.Ю.Малеева и ташкентский краевед А.В.Тутов, к сожалению, недавно покинувший наш мир, пишут, что улица была названа в честь коллежского асессора Петра Кузьмича Синёва (1846 — 1905), стараниями родственников его могила на Боткинском кладбище сохранилась. А.В.Тутов ошибочно в нижеследующей цитате причислял чиновника П.К.Синёва к церковному сословию на том основании, что П.К.Синёв женился на внучке первого Туркестанского епископа о.А.Малова, и предки его из Тверской губернии были священниками: Отказавшись в 1871 г. от сана (первого) Туркестанского епископа, о. Андрей Малов занял должность протоиерея Ташкентского собора. Его зять — муж единственной дочери Елизаветы (1841—1927) — штабс-капитан Лев Ефимович Коржев погиб при первом штурме Ташкента в октябре 1864 года и был похоронен в числе других русских воинов в братской могиле в Ташкенте.
(Эта могила сохранилась в часовне в махалле Камалон у бывших Камалонских ворот.) У него осталась маленькая дочка Надя Коржева, которая вышла замуж в 1881 году за священника Синёва Петра Кузьмича, от которого родила очень много детей. Правда, практически все умерли в детском и юношеском возрастах от туберкулеза. Остался в живых только один — Синёв Григорий Петрович (1891-1964), был еще его брат близнец Иван, но сгинул без следа в первую мировую войну и их сестра Таня 1893 г.р. Таня впоследствии вышла замуж за грузинского князя Кипиани и умерла в Грузии уже после войны. Синёв Г.П. до 1950 г. был заведующим военной кафедрой в Ташкентском Текстильном институте…»
— А. В. Тутов, «Священник – воин Андрей Евграфович Малов».
Со временем информация накапливалась, согласно исследованиям родословной О.Ю.Малеевой, на самом деле у коллежского асессора (звание соответствовало чину армейского капитана и давало право на личное дворянство) П.К.Синёва и супруги его Н.Л.Синёвой-Коржевой выжило восемь детей, только двое умерло во младенчестве, что было нормой для дореволюционных времен. Скорее всего, топоним «Синёвская улица» возник до 1880 года, потому что П.К.Синёв уже тогда служил в Ташкенте помощником бухгалтера канцелярии Туркестанского генерал-губернатора в чине коллежского регистратора, в 1885 году он дослужился до коллежского секретаря, а в 1903 году был младшим помощником делопроизводителя канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства в чине коллежского асессора, т.е всю жизнь он прослужил на одном месте — в губернской канцелярии. Кстати старший брат П.К.Синёва — Михаил, видимо, переехал в Туркестан даже раньше него, потому что в 1888 году он служил письмоводителем Кокандского уездного управления в чине коллежского асессора. По версии правнучки П.К.Синёва О.Ю.Малеевой Петр и Михаил Синёвы рано потеряли отца, со временем они решили переехать в Туркестан и выйти из церковного сословия. По ее мнению, к трудоустройству и женитьбе П.К.Синёва на внучке о.А.Малова причастен второй многолетний туркестанский генерал-губернатор К.П.Кауфман, друживший со священником о.А.Маловым и заметивший молодого канцелярского служащего П.К.Синёва.
Интересные и одновременно трагичные были судьбы у сыновей-близнецов основателя улицы — Ивана и Григория Синёвых. Они родились 16.01.1891 года в Ташкенте, выбрали профессию офицеров и до Октябрьской революции шли по жизни нога в ногу: поступили во 2-ой Оренбургский кадетский корпус, затем обучались в Павловском военном училище. Из училища И.П.Синёва выпустили в 1-ый Туркестанский стрелковый полк (1ТСП), а подпоручика Г.П.Синёва направили в 194-ый пехотный Троицко-Сергиевский полк в город Ирбит, где он служил младшим офицером пулеметной команды, а в 1914 году был переведен в 1ТСП к брату-близнецу, вместе с которым они и отправились на поля сражений Первой мировой войны. Близнецы даже ранены были в один день — 1.10.1914 года в бою под городом Лыком, где ташкентцы понесли большие потери. За годы войны каждый из них был награжден шестью орденами. Но после революции пути братьев резко разошлись. Капитан Иван Синёв служил у Колчака, участвовал в Великом Сибирском походе, за который был награжден очередным орденом, дослужился до белого полковника и эмигрировал в Манчжурию, где примыкал к загадочной организации русского зарубежья «Братство русской правды», в 1932 году погиб в бою с красноармейцами у станции Эхо.
А вот его близнец капитан Григорий Синёв после роспуска императорской армии вернулся в Ташкент к семье и позднее вступил в РККА, таким образом, братские связи Ивана и Григория после начала гражданской войны прервались. Гражданская война на самом деле разделила офицерство на белых и красных, и 1ТСП не был исключением, если даже братья-близнецы Иван и Григорий Синёвы находились по разные стороны баррикад. Из однополчан Синёвых Петр Корнилов, младший брат более известного белого генерала Л.Г.Корнилова, примыкал к подпольной Туркестанской военной организации, в ней же состоял последний командир 1ТСП полковник А.В.Руднев, занимавший ведущую роль в осиповском мятеже 19.01.1919 г. На стороне красных оказались будущий Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников, Л.К.Можай-Можаровский, Г.П.Синёв, Н.Н.Флавицкий. Были даже такие офицеры, которые успели повоевать и за белых, и за красных. Например, штабс-капитан С.Ю.Кучуков сначала воевал на стороне басмачей, а затем примкнул к РККА.
В марте 1937 года после присвоения воинского звания интенданта 3-го ранга Г.П.Синёв был назначен на должность заведующего классами в учебный центр Среднеазиатского военного округа (САВО). С 30.12.1939 года он — интендант 2-го ранга. 10.02.1940 года был назначен преподавателем Курсов усовершенствования командного состава запаса САВО. С 19.12.1940 года — и.д. старшего инспектора отдела военного фондового имущества штаба САВО. Репрессиям не подвергался, взысканий не имел и 3.11.1944 года был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
По указу о награждении он получил высокую боевую награду за выслугу лет, но есть пока неподтвержденная версия, что орденом были отмечены не его выслуга в интендантстве, а служебная загранкомандировка. Как мы помним, в ноябре 1943 года в сопредельном Иране прошла Тегеранская конференция, где охране лидеров СССР, США и Великобритании советской стороной уделялось повышенное внимание. САВО навряд ли оставался инертным в русле военно-политической активизации усилий СССР. После Великой Отечественной войны Г.П.Синёв уволился в запас и был назначен заведующим военной кафедрой Ташкентского текстильного института и продолжал готовить военных интендантов. Скончался он в Ташкенте в 1964 году в возрасте 73-х лет. Послереволюционная ташкентская жизнь Г.П.Синева протекала уже вдали от бывшей Синёвской улицы: в доме на 2-ой Ахунбабаевской улице. Потомки его проживают в Узбекистане, России, Грузии и Германии.
Смотрите также Как называлась позже улица Синевская?
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.