Маленькие люди, способные уничтожить большое наследие Разное

Специалисты заявили о необходимости срочного изменения градостроительной политики в Ташкенте.

Ситуация в сфере градостроительства в Ташкенте продолжает деградировать. Растет точечная неконтролируемая застройка, сносятся исторические здания, которые могли бы стать новыми точками притяжения для туристов, проекты реконструкции лишают объекты исторической уникальности, фасады жилых домов меняются хаотично, а на разноцветные вывески и вовсе больно смотреть.

Экспертное сообщество буквально кричит – ситуацию нужно срочно менять, пока не стало совсем поздно. Ниже приведены комментарии специалистов, которые предлагают свои решения наболевших проблем. Услышат ли их чиновники, которых одна из собеседниц метко назвала «маленькими людьми, способными уничтожить большое наследие», покажет только время. Правда, город столько ждать уже не может, он буквально трещит по швам…

Дилором Исамухамедова, профессор кафедры «Градостроительство и ландшафтная архитектура» Ташкентского архитектурно-строительного института:
– К сожалению, приходится признать, что градостроительная политика, ситуация в нашей стране деградирует…

Все, что строилось за последние годы, решалось на локальном уровне, без малейшего учета генплана – нашли место, лакомый кусочек с позиции локации, городского ландшафта, истории, заплатили, снесли, построили очередной жилой комплекс, отель, супермаркет и прочее прибыльное сооружение или модное «сити».

Кто при этом обращает внимание на исчезновение исторического силуэта города, панораму, баланс открытых и закрытых пространства? Кто бережет память города? Дух места, его историю? Радует, конечно, тот факт, что все-таки обратили внимание на необходимость генпланов города. Но пугает то, что непонятно что подразумевается под Генпланом всего Узбекистана?

Пугает то, что генпланы могут решаться по методу «нарезки удобных территории» без учетов основных природно-климатических и других региональных факторов, без сохранения основного скелета города, сформированного годами, без его неповторимого композиционного решения. Пугает то, что под прикрытием ветхости зданий опять можем потерять нашу историю, нашу память.

Древние индийские философы говорили «мы получили Землю не в наследство от прошлого поколения, а взаймы у будущего». Все, что берется взаймы, нужно возвращать. Что мы верхнем? Как отчитается перед будущем? Вся надежда на нашу молодежь.

Это молодое поколение архитекторов, которое никак не может помнить уютного скверика напротив здания СНБ, знаменитой пельменной, больших деревьев. Это они, часто с молчаливого равнодушия нашего старшего поколения борются за каждое историческое здание, за историческую среду и память города, и не только Ташкента. Давайте поможем им, объединимся. Молодая энергия и опыт старшего поколения смогут сделать много для нашей страны.

Тахмина Турдиалиева, архитектурное бюро Tatalab, инициатор проекта «Градостроительная волна»:
– Так сложилось, что градостроительство деградирует несмотря на строительный бум в Узбекистане. В целях стимуляции экономики страны создаются всевозможные условия для предпринимательства и инвестирования, частенько в ущерб градостроительству и архитектурному облику города. Безусловно, экономика должна быть на первом месте, но, допустим, если спустя 10-20 лет экономика расцветет, как мы потом приведем в порядок хаотично застроенный город?

Наверное, хаотичная застройка не самое худшее, чему подвергаются наши города. Я бы назвала худшим снос исторических зданий. Это утрата истории и культурного наследия. Те самые ценности, из-за которых весь мир едет в Европу. Они строили свои города веками, а когда мы сможем построить что-то подобное, если постоянно сносим?

Кроме того, снос здания СГБ говорит о том, что государство продает свои активы без защиты интересов градостроительства, а также культурного наследия. Государству важно регулировать процесс, выступать медиатором между инвесторами и интересами города. Сегодня есть большая потребность в градостроительной политике, которая будет регулировать интересы отраслей в отношении городского развития. Хотелось бы, чтобы правительство поддерживало баланс между интересами сторон.

Отдельно упомяну состояние Союза архитекторов Узбекистана. С тех пор как я вошла в мир архитектуры в 2009 году, ни о какой деятельности союза я не слышала. Фактически он есть, но практически – нет.

Причиной этому стала, как говорят коллеги, социально-политическая ситуация в стране, из-за которой специалистов всех сфер, в том числе и архитекторов, подавляли. Они были лишены свободы творчества, а также слова. Как следствие, некоторые архитекторы покинули сферу, некоторые остались и превратились в технарей.

Сейчас же ситуация улучшилась, определенную свободу слова имеют все, в том числе и СМИ, а благодаря этому и мы – архитекторы. Хотелось бы, чтобы правительство уделило внимание совершенствованию деятельности Союза архитекторов, поддержало и обеспечило независимость этой структуры. Союз мог бы быть полезным в выявлении незаконного строительства, необоснованных сносов, в подготовке кадров, контроле архитектурного качества. Активируя деятельность союза, многие существующие проблемы, связанные с градостроительством, можно было бы разрешить.

Алина Дадаева, ответственный редактор литературного журнала La Otra:
– Лет тринадцать тому назад я брала интервью у замечательного ташкентского архитектора Фируза Ашрафи. Предполагалось, что мы поговорим о его жизни, но вместо этого он с болью начал рассказывать о том, как ужасно реставрировали Самарканд, делая из него конфетку и разрушая его историческую ценность, его аутентичность.

«Они его попросту уничтожат, их интересует только туризм, только деньги. Архитекторы пытались этому помешать, объяснить чиновникам, что так реставрацию проводить нельзя, но слушать нас не стали», – жаловался Фируз Мухтарович. «Мы сами себе архитекторы», – ответили им ответственные за реставрацию.

«И что же теперь будет с Самаркандом?», – спросила я. «Он будет становиться все красивей и свежее», – сказал Ашрафи.

Помню, что уходила от Фируза Мухтаровича с чувством абсолютного бессилия от понимания того, сколько власти находится в руках людей, ничего не понимающих в культуре. Маленьких людей, способных уничтожить большое наследие. А еще от понимания того, что эти люди, без всякой на то подготовки, моральной и интеллектуальной, оказались в условиях рынка, и теперь этот рынок, ими оседланный, сметает все на своем пути.

Это же чувство было у меня сегодня, когда я увидела фотографии того, как в центре Ташкента разрушают бывшее здание бывшего КГБ. Журналисты пишут, что оно было построено в пятидесятые и до 2021 года числилось в перечне объектов материального культурного наследия. Но здание продали и теперь на его месте построят отель премиум-класса. Карнизы и капители уже летят к чертовой бабушке.

Самое удивительное, что многие узбекистанцы этому факту обрадовались. Мол, пусть от дурного места камня на камне не останется. Что ж, по этой логике надо разрушить и Колизей, и Ватикан, и ацтекские пирамиды, на которых приносились человеческие жертвы, а уж снос Кремля в теперешние дни вообще должен стать первостепенной задачей.

В мои школьные годы были популярны лозунги типа «Без прошлого не построишь будущего». Но ведь уроки прошлого состоят не в том, чтобы выудить оттуда несколько знаковых фигур, хороших и разных, от великого ученого Улугбека до кровавого завоевателя Тимура, и объявить себя их правопреемниками. Суть прошлого состоит, прежде всего, в том, что оно – прошлое. Но чтобы оно по-настоящему стало таковым, его в этом качестве сначала надо признать. Не забыть, не стереть с лица земли, не притвориться, что ничего не было, а признать прошлым. И затем осмыслить, переосмыслить, отделить зерна от плевел, камни от жертв, красивое от уродливого. Объекты нематериального наследия в этом процессе – прекрасное подспорье. Они, если хотите, служат этакой печатью на документе: «Прожито. Больше не повторится». Чтобы изжить из себя КГБ, нужно не разрушить его здание, а превратить в музей.

В нем могли бы открыть, например, музей истории Узбекистана колониального периода. Водить туда экскурсии, организовывать конференции и круглые столы, пытаться понять, куда нам всем двигаться от его ступеней. Но вместо этого – добро пожаловать в отель Radisson (конечно те немногие, у кого на это будут деньги). Пусть неприкаянные души замученных в этих застенках замучают постояльцев своими криками.

Жасур Рашидов, доктор философии по техническим наукам (PhD), инженер-строитель:
– На сегодняшний день сохранение архитектурного наследия городов Узбекистана и недопущение сноса жилых и общественных зданий, отражающих исторические этапы развития страны, ставит перед необходимостью разработки четкой и обоснованной стратегии, имеющей первостепенное значение для дальнейшего стимулирования различных отраслей, включая, туристическую индустрию. Эти здания, с технологической точки зрения представляют собой уникальные конструкции, позволяющие соприкоснуться с культурной и исторической самобытностью национального наследия.

В этой связи для достижения данной цели следует реализовать несколько ключевых мер. Крайне важно принять и обеспечить соблюдение законодательства по защите исторических зданий. В том числе, в законодательстве следует четко сформулировать механизмы тщательной оценки исторической ценности здания перед выдачей разрешения на снос. Кроме того, штрафы за несанкционированный снос должны быть достаточно значительными, чтобы воспрепятствовать любым попыткам разрушить уникальные здания.

Одним из важных аспектов является повышение осведомленности общественности. Образовательные кампании и инициативы могут помочь привить чувство гордости и ответственности за сохранение архитектурного наследия. Способствуя коллективному пониманию культурного значения исторических зданий, граждане могут стать активными участниками их сохранения.

Сотрудничество между государственными органами, экспертами и организациями, по сохранению целостности и первозданности зданий, является жизненно важным аспектом. Установление четких линий сотрудничества может облегчить разработку всеобъемлющих планов и руководств по сохранению культурных наследий. Это сотрудничество должно включать регулярные осмотры и техническое обслуживание исторических зданий для обеспечения их структурной целостности.

Финансовые стимулы могут играть важную роль в мотивации владельцев недвижимости к поддержанию и восстановлению исторических зданий. В том числе налоговые льготы, гранты или кредиты под низкие проценты могут стимулировать инвестиции в сохранении исторических объектов. Кроме того, создание фондов или пожертвований на культурное наследие может обеспечить устойчивый источник финансирования текущих усилий по их сохранению.

Международное сотрудничество и опыт также могут способствовать сохранению архитектурного наследия Узбекистана. Сотрудничество с международными организациями и экспертами в области сохранения наследия может принести ценные знания, инновационные методы и возможности финансирования. Этот обмен идеями и опытом может помочь Узбекистану использовать глобальный опыт, адаптируя подходы к сохранению с учетом своего уникального культурного облика.

Кроме того, интеграция методов устойчивого развития в усилия по сохранению может обеспечить долгосрочную жизнеспособность исторических зданий. Внедрение энергоэффективных технологий и адаптивных стратегий повторного использования ресурсов может обеспечить баланс между сохранением прошлого, а также удовлетворением потребностей настоящего и будущего.

Таким образом, уделяя приоритетное внимание предотвращению повторных сносов и сохранению архитектурного облика городов нашей страны, можно будет сохранить свое культурное наследие, привлечь туристов со всего мира и укрепить чувство гордости за страну у своих граждан.

Сохранение исторических зданий, включая опыт строительства микрорайонов с целевой инфраструктурой, является инвестицией в самобытность нации и достойным подарком будущим поколениям.

Ильхом Зайниев, архитектор-урбанист, Uzliti Engineering, Bureau ILHome, выпускник Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва):
– Каждый город проходит свой особый сценарий развития с ростом урбанизации. Найти баланс между потребностями растущего города «здесь и сейчас» и сохранением его историко-архитектурной идентичности вне времени – это задача без готового решения.

Можно вспомнить много городов, где исторический центр выделен в отдельный район с жесткими запретами что-либо менять во внешнем архитектурном облике. Например, Стамбул, где за пределами района Султан-Ахмет кипит типичная жизнь мегаполиса, а также многие города Европы, которые тщательно подходили к вопросу сохранения исторической ткани после Второй Мировой войны.

В историческом центре Бухары на многих зданиях висят таблички – «охраняется ЮНЕСКО», и ты будто переносишься в прошлое, находясь там. Но есть и множество городов без четких границ исторического центра. Ташкент, переживший крупное землетрясение, насчитывает не так много архитектурных древностей, но может похвастаться самобытными памятниками и зданиями конструктивистского периода.

Главный пробел в урбанистике нашего города, по моему мнению, – это отсутствие системного подхода: новые объекты застраивают точечно, выборочно сносят исторические здания, фасады жилых домов меняют совершенно хаотично и с большой фантазией, вывески размещают также произвольно. Проекты реконструкции порой лишают объекты исторической уникальности. Пример – здание Государственного музея искусств, которое до реконструкции было ярким образцом конструктивизма, а после приобрело безликий фасад с арками, оставшись и без прежней самобытности, и без адекватности сегодняшнему дню. Насколько я знаю, сейчас разработан новый проект реконструкции.

Проще всего смотреть на изменения с позиции «черное/белое»: однозначно осуждать всю новую застройку и идеализировать старую. Я думаю, что всегда важно учитывать полный контекст и понимать цели развития города. В мировой урбанистике растет тенденция к адаптивному «вторичному использованию» исторических зданий (adaptive reuse).

Это продолжение жизни старого здания, утратившего свое прежнее назначение, для новой функции, нужной городу. Вспомните арт-центры и бизнес-центры в помещениях бывших заводов в Москве – например, Винзавод, ГЭС-2, галерея Artplay, бизнес-квартал Арма, или Центр современного искусства в Ташкенте в здании бывшей дизельной электростанции. Мирового опыта в этой теме достаточно: арт-центр в бывших колониальных зданиях в Шанхае, фонд Fondazione Prada в здании ликеро-водочного завода в Милане, отель «Дан» в бывшем здании женской гимназии в Тель-Авиве, жилой дом в здании бывшей пожарной станции в Мельбурне и так далее.

Я верю в потенциал Ташкента как центра страны с активно растущей экономикой, который может идти в ногу со временем и при этом оставить в своем облике след уважения к своей самобытной культуре. В этом я вижу настоящее достоинство города и более мудрый путь, чем сиюминутная выгода, подражание кому-то или консервация в прошлом. Главное сейчас – командная работа и согласованность понимания, каким мы хотим видеть город и какой ценой.но было оставлять комментарии.

Источник.

2 комментария

  • Фото аватара Джавдет:

    «Спецы» кокетничают, напускают туман проницательности и льют крокодиловы слезы. Нашли крайних, каких-то мистических «маленьких людей», человечков Умпа-лумпа из шоколадной фабрики Вилли Вонка. Перечитайте перед сном жития мэров славного города. Там много интересного и познавательного по части убиения города. Оторопели бы и Умпа-лумпа. Слез, даже крокодильих, больше не надо…

      [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      «Так сложилось, что градостроительство деградирует несмотря на строительный бум..» — для этого и дали обезьяне гранату :)))

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.