Встреча генерал-губернатора Туркестана Сергея Михайловича Духовского История Старые фото Ташкентцы
Anatoli Otlivanchik
Вот как описывала эту встречу жена Духовского Варвара:
«.. 30 Мая. В половине двенадцатого утра поезд наш приближался к Ташкенту. В серой провинциальной жизни приезд и отъезд главного начальника края большое событие и развлечение. Не успели мы еще подойти к вокзалу, как наши вагоны были окружены толпою любопытных. Вся платформа залита элегантной публикой….
Еще рукопожатия; наконец мы уселись в экипаж. Раздалась команда по войскам, заиграли в разных местах военные хоры. Туземцы-музыканты также зарычали в гигантские медные трубы, около сажени длиною, под названием «карнай». В эти убийственные инструменты сарты обыкновенно оповещают населению о начале разных празднеств и торжеств, подняв их высоко к небу. Звуки из этих Иерихонских труб выходят дикие, звериные; мне даже страшно стало, я боялась, как-бы лошади не испугались и не понесли. За нашей коляской скачет лихая конвойная сотня и масса туземной знати, а за ними тянется бесконечный ряд экипажей. Весь Ташкент на улице, надо было ежеминутно раскланиваться.
Проезжаем несколькими широкими аллеями и останавливаемся в Константиновском сквере. Здесь возвышалась импровизированная триумфальная арка, обвитая зеленью и цветами. На сооруженном щите изображены наши вензеля.
На вокзале нас встречали преимущественно дамы и местное общество, a здесь был на лицо весь официальный Ташкент. Сама природа помогла человеку создать тут как-бы идеальный дворец для торжественных приемов, только вместо стен здесь деревья, огромные» шарообразные «карагачи», с листвою непроницаемой ни для одного солнечного луча. Все кругом застлано коврами, в середине сквера разбит громадный шатер из ковров и туземных материй. В шатре всевозможный угощения и шампанское. У входа встретил нас весь состав думы и городской управы, имея во главе начальника города полковника Ладыженского, который поднес мужу хлеб-соль на серебряном блюде, a мне чудный букет. Ладыженский приветствовал мужа, как первого гражданина города Ташкента; он подчеркнул, между прочим, в своей речи, что до сих пор Ташкент никогда еще никого не избирал своим «почетным гражданином». Затем, подымая бокал за мое здоровье, он сказал: Закон не признает почетных гражданок, но Вы все равно одинаково для нас дороги—ура!
— «Ура, ура!» подхватили со всех сторон, — и мне ужасно неловко стало.
После приветствий гласных, подходили с хлебом-солью депутации разных обществ и сословий; тут были и туземцы, и индусы, и евреи, были русские заводчики, купцы и ремесленники. Среди всей этой почтенной публики, красиво выделялись группы учащихся. Выставлены были гимназистки в праздничных белых передниках, осыпавшие мой путь цветами; дальше стояли ученики обеих гимназий, а еще дальше — городские школы и приюты. Пока муж обращался к представителям военного и гражданского ведомства и передавал офицерам высочайший привет Государя, дамы закидывали меня вопросами о нашем путешествии и сообщали важнейшие местные новости. Когда муж вернулся ко мне, он еще раз поблагодарил присутствующих от своего и моего имени, за в высшей степени радушную встречу.
Из семейного альбома Духовских «Книга жизни» т. VIII/
Александр Бармин
Одно из двух: либо начальник города подполковник (!) Илья Ладыженский соврал и слишком перелюбезничал, либо автор мемуаров В. Духовская что-то перепутала.
Ибо почётное звание «первого гражданина города Ташкента» Решением Ташкентской городской Думы в в 1878 году впервые было присвоено Константину фон Кауфману, первому генерал-губернатору Туркестана.
И второй вопрос: почему 30 мая 1900 года? С. Духовской прибыл в Ташкент на должность генерал-губернатора 28 марта 1898 г.
А все фотографии, действительно, уникальны!
Дата события — 30 мая 1899 г.
Варвара Духовская несколько исказила оригинал. В приветственном слове И. А. Ладыженского дословно было сказано: «Ташкентское городское общественное управление, помятуя всегда о благосклонном внимании к нему вашего высокопревосходительства, радуется высокой чести приветствовать впервые почетного своего гражданина по русскому обычаю хлебом-солью при возвращении вашем домой».
Ладыженский присутствовал на встрече Духовского с полным составом городской думы и управы, который встретился с генерал-губернатором впервые с момента его избрания почетным гражданином г. Ташкента.
Джавдет[Цитировать]