Личные фонды Национального архива Узбекистана — ценный источник по истории развития культуры и искусства в Узбекистане История
Валерий Иофе,
доцент, Магистр Международной Ассоциации «Искусство народов мира», Кафедра источниковедения и архивоведения историческорго факультета Национального Университета Узбекистана им. М.Улугбека. Опубликовано в INFOLIB, №4, 2022
Братское сотрудничество в Узбекистане писателей, художников, журналистов и музыкантов, артистов и архитекторов разных национальностей всегда было одним из неотъемлемых элементов процветания на узбекской земле духовной культуры и искусства, развития и взаимопонимания разных культур, стремления к сотрудничеству и взаимопониманию. Богатый материал в этом плане дают такие источники- как личные фонды архивов, в том числе богатейшее хранилище интересных архивных материалов –Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан В числе хранящихся в нем материалов и то, что к сожалению ещё относительно мало используется исследователями- это личные фонды архива.
Личные фонды архива даже в теоретическом плане ещё не стали объектом детального изучения, хотя и были интересные отдельные статьи, посвященные их формированию и значении1. Очень немного их по личным фондам архивов Узбекистана2. А ведь эти фонды рассказывают о многих интересных страницах истории, в том числе многолетнего сотрудничества деятелей культуры- архитекторов и художников, писателей и музыкантов, артистов и другими представителей духовной жизни в Узбекистане. В который большую лепту в тесном сотрудничестве внесли работавшие на земле Узбекистана люди разных национальностей , разных обычаев и религий, но объединенных одним- работой на благо процветания и развития Узбекистана. Среди фондов личного происхождения и ряд фондов видных библиографов и историографов Узбекистана.
Вот лишь несколько примеров …
БЕТГЕР ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ -(1887-1956 гг.) -библиограф и ориенталист один из создателей знаменитого “Туркестанского сборника”.Документальные материалы личного фонда Е.К.Бетгера были переданы в 1963 году Государственной публичной библиотекой Узбекистана имени Алишера Навои в отдел личных фондов ЦГА Узбекистана.
Личный фонд Бетгера включает вырезки из газет и журналов, части журналов, газеты, книги и записи на восточных языках, газетные вырезки на иностранных языках, сборники с вырезанными статьями и заметками из газет и журналов, незначительное количество писем, служебные материалы, обзор, указатели статей и другие документальные материалы, характеризующие историю Средней Азии, Туркестана, России и других стран. Документальные материалы Е.К.Бетгера включены в опись №1 фонда , которая включает 566 единиц хранения. В разделе “Служебная деятельность” собраны материалы, характеризующие Е.К.Бетгера как сотрудника Государственной публичной библиотеки УзССР имени А.Навои: здесь и запросы читателей и письма-отношения различных организаций и т.д.Специфичность личного фонда Бетгера позволяет исследователям глубже познакомиться с историей Туркестанского края, в т.ч. с работой русских и зарубежных исследователей Туркестана также остановиться на первоисточниках, созданных ученым-библиографом, ориенталистом Е.Бетгером. Значительный интерес в фонде представляют статьи и заметки И.Тимаева, также затрагивающие вопросы истории развития и жизни в Туркестанском крае3. В архиве-и ряд других личных фондов библиографов4. Надо заметить, что в ЦГА РУз хранятся и фонды ряда известных архивистов Узбекстана5.
Другой интересный личный фонд –Василия Лаврентьевича Вяткина (1869-1932),основателя Самаркандского музея и его директора в течение многих лет. Именно он первым начал раскопки восточного средневекового города. В книге “Афрасиаб, городище былого Самарканда” (1927) подвёл итоги длительному изучению античных и средневековых “древностей” этого мирового культурного центра, он же-кстати- открыл в ходе раскопок астрономическую обсерваторию Улугбека 15 в. близ Самарканда, которая по техническому совершенству превосходила все древние и средневековые обсерватории того времени. Много материалов в фонде посвящены архитектуре Самарканда 14-17 вв. Среди материалов фонда: рукописи к лекциям по истории Средней Азии, отражающие историю памятников архитектурного зодчества Средней Азии; черновые наброски по истории Средней Азии периода IX-XII вв.; различные черновые наброски, характеризующие особенность архитектурных памятников г.Самарканда VIII и IX вв.; черновые наброски и материалы по описанию среднеазиатских архитектурных памятников старины IX – XI вв; рукопись «Самаркандские древности» ;«Некоторые монетные клады последнего времени, найденные в Узбекистане»; описание зданий в группе Шахи-Зинда в Самарканде; и многие другие)6.
Отделка «Белого зала» летней резиденции Ситораи Мохи Хоса – яркое свидетельство высокого совершенства и позднее в 20-40-е гг. власти он участвовал в отделке клубов, административных зданий, в реставрации памятников культуры и архитектуры. Ему принадлежат выдающиеся работы в Палатах Половцева в Ташкенте (ныне старая часть Музея декоративно-прикладного искусства Узбекистана). В 1938 году Усто Ширин работал над отделкой ганчем павильонов народного хозяйства Узбекистана и Туркменистана на ВДНХ (тогда ВСХВ) в Москве. Такие объекты, как Ташкентские куранты, построенные в 40-е годы, прежнее здание Исполнительного комитета Ташкентского областного совета (настоящее время Рукописный фонд АН РУз и Молодежный театр), Республиканский узбекский театр музыкальной драмы и комедии им.Мукими, клуб «Шарк» и работы по ганчу в других зданиях показывает, какого большого искусства и высокого мастерства достиг Усто Ширин за годы своей творческой работы. В 1943 году знаменитый резчик был удостоен звания «Заслуженный деятель культуры Узбекистана» и одновременно был избран Почётным членом Академии Наук Узбекистана. Одним из шедевров творчества Усто Ширина является создание им «Бухарского зала» в ГАБТ им.А.Навои. построенного по проекту выдающегося архитектора академика А.В.Щусева. В архиве хранятся многие интересные документы – творческие материалы Усто Ширина; биографические материалы; переписка; Письма самого Усто Ширина и письма к нему и многое другое7. И рядом с фондом Усто Ширина- фонды и других крупных народных художников-узбеков и русских- внесших большой вклад в декоративно-прикладное искусство Узбекистана- например -фонды Усто Мумина и др8Есть- в ЦГА РУз и фонд выдающегося архитектора А.В.Щусева. автора проектов многих известных сооружений в разных городах мира. Среди его работ есть и связанные с Узбекистаном- это .например, тот самый Казанский вокзал, на который прибывают поезда из Ташкента, идущие в Москву ,конечно, ставшее в своем роде одним из символов столицы Узбекистана –Ташкента- замечательное здание Государственного Академического театра (оперы и балета) имени Алишера Навои9. Есть среди личных фондов ЦГА РУз и личные фонды других архитекторов10.
Среди личных фондов ЦГА РУз – и фонд Л.Л.Бурэ, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, вложившего много сил в развитие искусства в республике, и ряд других фондов заслуженных людей в истории искусства и культуры в Узбекистане11. Пожалуй, особенно широко среди фондов личного происхождения представлены фонды видных художников и искусствоведов, многие годы трудившихся на земле Узбекистана12. Немало среди личных фондов ЦГА РУз и фондов артистов13.
Среди личных фондов ЦГА РУз -и личный фонд выдающегося композитора и просветителя Юнуса Раджаби14.
В заключение хочется отметить что личные фонды ЦГА РУз отражают и многонациональный состав писателей, журналистов, литературоведов Узбекистана , известных часто и за его пределами15.
Даже этот небольшой обзор показывает как много интересных личных материалов крупных деятелей культуры хранится на полках УЦГА РУз и какой ещё малоиспользованный пласт богатого фактического материала здесь ещё ждет своих исследователей. И нельзя не подчеркнуть- в личных фондах –богатые материалы по истории взаимосотрудничества и взаимовлияния русской и узбекской культуры, много интересного про историю деятельности русских и русскоязычных писателей и деятелей искусства в Узбекистане…
Яркий пример сотрудничества культур в сочетании с ярчайшим мастерством, основанном на глубоких исторических традициях узбекских мастеров декоративно-прикладного искусства представляет собой фонд Усто Ширина -Усто Ширина Мурадова (1879-1957), Заслуженного деятеля культуры Узбекистана… Усто Ширин родился в 1879 году в г.Бухаре. Отец Мурадова, Усто Мурод и дед, Усто Носир, были одними из лучших резчиков по ганчу Бухары. Усто Ширин в 14 лет остался сиротой, потом пошёл учиться ремеслу резьбы по ганчу у своего дяди – знаменитого гончара Усто Хаста. Однако известность приобрёл участвуя в отделке знаменитого летнего дворца Бухарского эмира в Кармана, где активно сотрудничал с русскими архитекторами и узбекскими мастерами..
Среди фондов личного происхождения в Национальном Архиве Узбекистана. например, – личный фонд Файзуллы Ходжаева-кинорежиссера, сценариста. Искусствоведа и фоторепортера за 1940-1996 гг. , 169 единиц хранения (ф.Р-283), первого ирригатора Узбекистана Сайфутдина Максуд-Ходжаева за 1909 -1935 гг. (8 единиц хранения, ф.2408, писателя и переводчика В.А.Липко за 1936-1976 гг., 17 единиц хранения (ф. Р-2466); библиографа Николая Аполлоновича Бурова за 1885-1965 гг. ( 49 единиц хранения, ф.Р-2752); писателя и журналиста –фронтовика Б.Я.Боксера за 1941-1990 гг., (156 единиц хранения; ф. Р-2814); историка, историографа и библиографа, академика РАЕН проф. Б.В.Лунина, Заслуженного деятеля науки Узбекистана, за 1876-2002 гг. (425 единиц хранения. Ф.Р-2868); Рахмата Мажиди –критика-литературоведа, Заслуженного работника культуры Узбекистана, за 1922-1983 гг. ( 68 единиц хранения, ф.-Р-2785); большой фонд известного библиотековеда и библиографа, историка и краеведа проф. Г.Н.Чаброва за 1939-1982 г.)1094 единицы хранения; ф. Р-2681 и многие, многие другие.
Даже этот небольшой обзор показывает как много интересных личных материалов крупных деятелей культуры хранится на полках УЦГА РУз и какой ещё малоиспользованный пласт богатого фактического материала здесь ещё ждет своих исследователей.
Автор выражает благодарность быв. Заместителю директора Центрального Государственного Архива Республики Узбекистан (ныне Национальный Архив Узбекистана) О.У.Хасановой за помощь в подборе материалов для данной статьи.
1 См. например , Новикова А.А. О комплектовании государственных архивов фондами личного происхождения // Вопросы архивоведения. 1959 №2;С. 52-55. Альтман М.М..Иноземцева З.П.Актуальные проблемы собирания документов личного происхождения на современном этапе// Вестник архивиста,М .. 2014,№1
2 Гентшке В.Л., Бабаходжаева Х.А. Обзор личного фонда выдающегося археолога-востоковеда В.Л. Вяткина // Вестник архивиста. – 2009. – № 3 (107). – С. 184-197. В нем ,например, приводится и биография известного востоковеда, исследователя Туркестана Василия Лаврентьевича Вяткина (1869-1932), сообщается о его научных пристрастиях, достижениях, об открытии им обсерватории Улугбека. Рассказывается об истории формирования личного архивного фонда ученого, о его составе: Иофе В.Г. Хапсанова О.У. Ильина А.О .Р.Р. Шредер – выдающийся ученый-селекционер . .По личн ому фонрду Р.Р.Шредера в ЦГА РУз. – .Ежегодник МАИИКРН .3! М.-2015.
3 ЦГА РУз ф. Р-2412- Бетгер Евгений Карлович
4 Среди них ф. Р-2691 О.В.Масловой, кандидата исторических наук,зав. Библиотекой ТашгУ за 1908-1962 гг, 37 ед.хр.; р-2752 -библиографа Н.А.Бурова .за 1885-1965 гг, 49 ед.хр.; библиографа (и одновременно художника) Н.Н.Нехорошевой за 1954-2003 гг., 50 ед.хр..
5 В их числе –фонд Р-2845, заслуженного работника культуры Узбекистана М.Л.Вайса, сыгравшего большую роль в развитии архивного дела в Узбекистане , в фонде материалы за 1917-1985 гг.. 234 ед.хр. В ЦГА хранятся и личные фонда ряда других людей ,известных в истории архивного дела в Узбекистане – Л.М.Ланда, П.Г.Кима, М.И.Вексельмана и др.
6ЦГА РУз ф. Р-1591- Вяткин Василий Лаврентьевич
7 ЦГА РУз ф. Р-2503, материалы за 1930-1956 гг.; 30 единиц хранения (ед.хр.)
8 Других выдающихся мастеров декоративно-прикладного искусства- ЦГА РУз ф. Р-23505 Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Николаева Александра Васильевича (работавшего под псевдонимом Усто Мумин) материалы за1934-1950гг-105 ед.хр.;ф.- Р-2631 Махмуда Усманова , Народного мастера резьбы по ганчу, заслуженного деятеля искусств Узбекистана ; в фонде 23 ед.хр.
9 ЦГА РУз ф. 2504, Щусев Алексей Викторович, материалы за 1927-1948 гг.; 5 ед.хр.
10 В их числе – Р-2242 Г.М.Сваричевского, известного в Ташкенте архитектора, автора проектов многих ташкентских зданий, и, кстати, зятя(мужа сестры) А.Ф.Керенского; в фонде материалы за 1891-1936 гг. ,217 ед.хр.Здесь хранятся и фонды Р-2286, Заслуженного архитектора С.Н. Полупанова- материалы 1930-1946,254 ед.хр. ;Р-2406 архитектора и востоковеда Б.Н.Засыкина за 12898-1955 гг.- 1758 ед.хр;ф.-2502 архитектора И.А.Маркевича за 1927-1982 гг , ф.-5 ед.хр. ;
Р-2808-Заслуженного деятеля науки Узбекистана , архитектора Л.Н.Воронина за 1914-1959 гг., 20 ед.хр.
11 Ф.-2285 Л.Л.Бурэ за 1900-1944 гг., 646 ед. хр; нельзя не вспомнить здесь и фонды Р-2619 М.А.Аринина, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, за 1919-1970 гг.;44 ед.хр.; ф. -2726 С.М.Мухамедова , Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, материалы за 1942-1960 гг., 21 ед.хр.; ф. Р-2794 Ч.Ибрагимовой , Заслуженного работника культуры Узбекистана., материалы за 1939-1989 гг., 55 ед.хр.;
Р-2829 С..Давлетшаевой, Заслуженного работника культуры Узбекистана, материалы за 1930-1974 гг.. 19 ед.хр.;ф. Р-2853 А.П.Пулатова , Заслуженного работника культуры Узбекистана, отличника народного просвещения Узбекистана, ветерана войны и труда, материалы за 1912-1999, 93 ед.хр. м многие др.
12 Среди них в ЦГА Руз- фонды знаменитых и широко известных на территории стран СНГ театральных художников- часто работавших вместе- ф.2497 И.Я.Вальденберга и ,Заслуженного деятеля искусств, 10 ед. хр. и – фонды знаменитых и широко известных на территории стран СНГ театральных художников- часто работавших вместе- ф.2497 И.Я.Вальденберга и ,Заслуженного деятеля искусств, 10 ед. хр. и и не менее известного Д.В.Ушакова-ф-2652, за 19234-1970 гг. ;30 ед.хр. . Из других фондов художников и искусствоведов ,которых объединила земля Узбекистана- как минимум надо назвать фР-.2276 Народного художника Узбекистана М.А.Гвоздикова за 1918-1958 гг, 12 ед.хр.;ф.-Р-2277 художницы Ш..Хасановой, материалы за 1928-1955 гг., 31 ед.хр.; ф. Р-2297 Народного художника В.л. Рождественского; материалы за 1917-1947 гг., 515 ед.хр.;ф.Р-2304 Народного художника (широко известного из за пределами Узбекистана) А.Н.Волкова, материалы за1917-1950 гг.; 263 ед.хр.; Р-2571 художника В.А.Чубукова, материалы за 1926-1973; 59 ед.хр;ф.
Р-2588 Народного художника Узбекистана В.Н.Еремяна за 1938219643 гг.; 99 ед.хр.; ф.Р-2665 искусствоведа .М.Круковской за 1949-1979 , 303 ед,хр.; ф.Р-2682 художника М.Е.Новикова за 1913-1968 гг., 8 ед.хр.; Заслуженного работника культуры Узбекистана А.Х.Ишанходжаева за 1934-1967 гг., 19 ед.хр. ;ф.. Р-2693. И.Икрамова , 73 ед.хр.; Ф.Р-2707 Л.Абдуллаева, Народного художника Узбекистана , материалы за 1927-1982 гг, 92 ед.хр.; ф.Р-2715 за 1923-1978 гг.. 305 ед.хр.; Народного художника Узбекистана Н.В.Кашиной за 1923-1978 гг., 35 ед.хр.; фф. Р-2810 доктора искусствоведения Л.Ю. Маньковской за 1925-1988 гг.; 416 ед.хр.; ф. Р-2793 Заслуженного деятеля науки, доктора искусствоведения Л.И.Ремпеля за 1920-1989 гг., 167 ед.хр.Р-2763 художника Е.И.Мороза за 1913-1978 гг., 62 ед.хр.; ,и хр.
13 Сред них — фонд одного из основателей русского драматического театра в Ташкенте Р-2275 М.Н.Вулконского(Волконского) материалы за 1922-1930 гг.,43 ед.хр.; ф,Р-2298 семейный фонд народных артистов А.М.Шестакова и Е.Л.Лениной з .45 ед. хр.; а также фонды Р-2605-народной артистки Лютфиханум Сарымсаковой , за 1923-1980 гг., 4 8 ед.хр.; Р-2705 семейных фонд М . и Ф. Харратовых- заслуженных артистов Узбекистана .материалы за 1926-1972 гг., 17 ед.хр.; Р-2867 –народного артиста Узбекистана (и кинорежиссера) А.З.Кабулова за 1968-2001 гг..1—ед.хр….
14 НА РУз ф. Р-2660 ,материалы за 1923-1973 гг., 119 ед.хр.
15 В том числе – например, фонд Р-2663 писателя Олега Сидельникова (О.В.Сидельникова) материалы за 1957-1972 гг. ; 20 ед.хр.;ф.2466 писателя и переводчика В.А.Липко за 1936-1976 гг.; 17 ед.хр; ф. р-2555 поэта и писательницы В.П. Васильевой-Бату за 1921-1983 гг.. 652 ед.хр.; ф. Р-2672 писателя А.А.Удалова за 1933-1992 гг.; 150 ед.хр.; Р-2577-собирательницы фольклора С.Л.Абрамовой за 1935-1955 гг.. 16 ед.хр.;ф.Р-2657-журналиста С.Н.Нестеровича, за 1960-1977 гг., 70 ед.хр.;ф. Р-2659 писателя и поэта М.К.Гребенюка за 1949-1985,87 ед.хр.; ф. Р-2770 писательницы, участницы войны с фашизмом Т.С.Горбштейн за 1921-1985 гг341 ед.хр; ф.Р- 2814 писателя и журналиста Б.Я.Боксера, также участника войны с фашизмом, материалы за 1941-1990 гг.,156 ед.хр.;ф.Р-2403 писательницы Анны Алмаатинской (А.В.Алмаатинской)за 1901-1973 гг.; 684 ед.хр.;ф. Р-2846 – Заслуженного корреспондента культуры Узбекистана, в свое время- корреспондента тогдашнего Всесоюзного радио по Узбекистану Д.Н.Протопопова материалы за 1920-1971 гг. 20 ед.хр.; ф. Р-2893 Народного писателя Узбекистана М.И.Шевердина -73ед.хр.- ;1917-1950 гг.; и хр.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.