Тамга Амира Темура История
В изучении истории узбекской государственности тамги, гербы, печати, тавра, клейма и другие знаки и метки имеют большое историческое значение. Тамги и похожие на тамги другие знаки, являющиеся знаками принадлежности к какому-либо роду или племени, благодаря своим особенностям, входят в число важных исторических источников. Интерес к тамгам, которые широко распространены в тюркском мире, не иссякает вот уже два столетия. Несмотря на это, до настоящего времени нет общего заключения об их появлении, классификации и функциях.
Тамга считается родовым знаком у тюркских и у других народов. Тамги оттискивались на домашних животных, которые были общим имуществом рода у древних кочевых скотоводческих народов, или на изделиях, производимых представителями рода. Обычно, определенное поколение рода наследовало тамгу от своих предков и присоединяло к нему дополнительный знак или же изменяло её.
Однако было бы неправильно толковать тамгу только как знак принадлежности, оттискиваемый на скоте. Тамга служила также и магическим знаком, который был связан с божественной религией (поклонение Тенгри) тюрков. Позднее тамги превратились, как гербы и печати, в знак семейной и личной (частной) собственности, а иногда даже и в государственный символ.
В истории нашей Родины идея великой государственности Амира Темура нашла своё выражение в различных символах, знаках и изображениях, в том числе в его тамге. Арабский историк Ибн Арабшох и направленный в 1403 году королем Кастилии и Леона во дворец Амира Темура испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо в своих произведениях оставили сведения о государственных символах и тамге Сахибкирана (один из титулов Амира Темура, означающий «Счастливец», «Рожденный под счастливой звездой»). Клавихо приводит сведения о печати, монетах и отчеканенной на различных изделиях тамге, состоящей из трех колец [1, б. 147–148].
Ибн Арабшох писал: «Тамга на его конях и лошадях, знак, отчеканенный на него монетах и золотых изделиях, представляет собой вот такие три кольца» [2, б. 65]. Но в тамге, изображенной Ибн Арабшохом, два кольца расположены внизу, а одно кольцо наверху.
Тамги, вытисненные на монетах Амира Темура, встречаются двух видов, однако, описанный Ибн Арабшохом вид встречается чаще. В серебряных мири, отчеканенных от имени Амира Темура и Махмуда в 793 году хиджры (1391 год) в Самарканде и в 797 году хиджры (1394 г.) в Хорезме наверху изображено одно кольцо. В серебряной монете, отчеканенной от имени Амира Темура и Мухаммада Султона в 805 году хиджры (1402 г.) в Язде (Йазд), в медных фулусах, отчеканенных от имени Амира Темура, одно кольцо изображено снизу [3, приложения]. Вокруг изображения тамги написаны слова «Рости — русти», которые означают «Сила — в справедливости». На монетах Амира Темура, хранящихся в Британский музеях, также вытиснен этот девиз (лозунг). Это можно увидеть также на печати письма Амира Темура, отправленного королю Франции Карлу VI.
До Темура точно такие же знаки использовали и Караханиды (XII век). В монете Аргуна (1284–1291 гг.) из династии Хулагуидов, отчеканенной в Мерве, также имеется аналогичная тамга с тремя кольцами.
Хотя в годы правления Мирзо Улугбека, внука Темура, в Самарканде и в Бухаре выпускались серебряные монеты, они чеканились не от его имени, а от имени его отца Шохруха Мирзо. Лишь после смерти своего отца Шохрухa Мирзо, Улугбек стал чеканить серебряные монеты от своего имени. На серебряных монетах Шохруха Мирзо нет тамги и имени Сахибкирана, которые встречаются на монетах Амира Темура. А на монетах Мирзо Улугбека кроме его имени есть также имя Амира Темура и тамга государства Темура. Кроме Мирзо Улугбека никто из поколения Темуридов не чеканила на монетах вместе со своим именем имени Амира Темура. Мирзо Улугбек чеканил такие же монеты в 851 году хиджры (1447 г.) в Хорезме, в 852 году хиджры (1448 г.) в Герате [3, б. 64]. Эту традицию продолжил внук Темура Абу Саид (1451–1469 гг.) [4, с. 181].
До настоящего времени не выяснено, какой смысл хотел отразить Амир Темур в этом символе. По мнению Клавихо, эта тамга означает, что Темурбек — властитель трёх частей света. Его трактовка основана на том, что в античное время Ойкумена — вся территория, где проживают люди — состояла из взаимосвязанных между собой трёх частей, омываемых водами Внешнего океана: Европы, Азии и Африки. По этой причине считалось, что можно реализовать идею овладения всегм миром. Эту идею стремился осуществить Алексадр Македонский, а затем претендовавшие на господство всем миром римляне. Это определение оказало сильное влияние на взгляды античных и европейский путешественников средних веков вплоть до Великих географических открытий.
Хильда Хукхэм в своей документально-исторической повести, посвященной Амиру Темуру, писала, что в треугольном знаке, состоящем из кругов, спрятано значение, что Сахибкиран — властитель трех благожелательных планет [5, б. 76–77].
По мнению некоторых ученых, эта тамга является символом черепа вола (быка), то есть изображение двух его глаз и рта. Вол (бык) в традиции народов Древнего Востока считался символом плодородия, упрямства и твёрдости, терпения и непоколебимости, ярости (свирепости) и силы [6, с. 64].
Различные народы и традиции по разному трактовали этот символ. Три кольца трактуются и как магический символ мира, олицетворяющий три цикла жизни — прошлое, настоящее и будущее [7, с. 95]. Круг, кольцо, свернувшаяся в клубок змея в греческом языке называются «ki-klos», и слово «цикл» произошло от этого названия. Жрецы древнетюркской религии — тенгрианства изображали свой символ в виде двух змей, обвившихся вокруг столпа мира (дерева) [8, с. 427].
История тамги Амира Темура имеет свое продолжение. В конце XIX века Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда, который был утвержден 31 января 1890 г. [9, с. 132; 11].
Знак триады в гербе Самарканда заинтересовал знаменитого философа и художника Н.К. Рериха. В своем исследовании о символе Трех Сфер он выяснил, что данный символ существует во многих культурах и традициях: он встречается в орнаментах, нанесенных на глиняные (керамические) изделия эпохи неолита; в знаке древнего мировоззрения о мировом счастье — чинтамани, распространенном в Индии; в изображении в Храме Неба в Китае; в изображении на щите крестоносцев; в символах на флагах Будды и т. д. [10, с. 39–40]. В результате своих исследований, Рерих назвал этот символ Знаменем Мира. В 1929 году он предложил в качестве символа Культурного Пакта (Международное соглашение о защите культурных памятников во время войн и столкновений) изображение трёх красных кругов (прошлое, настоящее и будущее) внутри большого круга (Вечность).
Знамя (флаг) Амира Темура — символ своеобразной гармонии тамги и хоругви. Знамя государства Амира Темура было голубого цвета. Голубой цвет — символ вечного неба и животворящей воды, олицетворяющих содержание жизни. На языке символов это означает добро, мудрость, добросовестность, славу и преданность. На знамени есть изображение трех колец, как и в тамге Амира Темура.
В заключение следует сказать, что своеобразный знак власти, использовавшийся в эпоху Амира Темура — тамга в виде изображения трех колец имеет древнюю историю. Эта тамга служила в качестве символа могущества государства, основанного нашим великим предком. В 1996 году Республика Узбекистан отмечала 660-летие Амира Тимура, который при жизни носил почетный титул Сахибкирана. Для ознаменования этого события, 18 октября 1996 года был открыт Государственный музей истории Тимуридов. В этих целях было построено новое здание в форме огромного амфитеатра, украшенного голубым куполом. При строительстве здания были учтены не только особенности национальной архитектуры времен Амира Тимура, но и воспроизведен его Знак Триединства, — изображение трех колец, заключенных в одно большое кольцо, — являющийся частью наружного декора музея [12]. В настоящее время ведется подготовка к празднованию 680-летия Сахибкирана.
Мисрбекова Махлиё Мисрбек кизи, Гулистанский государственный университет
Международный научный журнал «Молодой учёный», № 6 (110) / 2016
Литература:
- Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга — Амир Tемур саройига саёҳат кундалиги. (1403–1406 йиллар). — Т.: Ўзбекистон, 2010.
- Ibh Arabshoh. Amir Temur tarixi. — T.: Mehnat, 1992.
- Тухтиев, И. Амир Темур ва темурийланинг молия-пул сиёсати. — Т.: O’zbekiston, 2006.
- Бартольд, В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Аlmati: Jalin, 1993.
- Ҳукҳэм, Х. Етти иқлим султони. — Ташкент: Адолат, 1999.
- Похлебкин, В.В. Словарь международной символики и эмблематики. — М.: Центрполиграф, 2007.
- Форти, С. Символы. Энциклопедия. — М., 2005.
- Аджи, М. Европа, тюрки, Великая Степь. — М., 2004.
- Фон-Винклер, П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — С.-Петербург, 20 Июля, 1899 года. Издание книготорговца Ив.Ив. Иванова, С.-Петербург. Типография И.М. Комелова, Пряжка д. 3, 1899. URL http://blazon-arms. narod.ru/spr/vinkler/vin001.htm
- Рерих, Н.К. Знак Знамени Мира // Знамя Мира. — Москва, 1999.
- Сергеев, В. Тамга — знаменья — трезубец — гербы. [Электронный ресурс] http://vasily-sergeev.livejournal. com/1273666.html
- Расулова, Т.С. Тимур — Светоч Азии, или знаки судьбы Амира Тимура в свете культурно-исторической концепции Н.К. Рериха. // Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928)». 9–11 октября 2008 г. [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/1794.
Пассаж из студенческой курсовой работы.
Подскажите автору ознакомиться с индуистским и буддийским символом чинтамани, его эволюцией, тем, как тюрки переняли этот символ и каких высот он достиг в декоративном искусстве османов. Будет меньше тумана в голове.
Джавдет[Цитировать]
Это не сатира. Это кино для умственно отсталых вроде вас, да и того, что после вас отписался. Поэтому многие его не смотрели. Камеди и иже с ним это первый сигнал мусорного контента
Гюнт[Цитировать]
Многоуважаемый ценитель интеллектуального кино, господин Пёр Гюнт, прошу издавать ваши перлы в рамках площадки. Выражать свою позицию, что нравится только вам, можете на своих страницах социальных сетей или сайтов. И потом, где вы увидели в сообщении мою приверженность или симпатию к Камеди и другим каким-то «сигналам»?
KP[Цитировать]