Лечение ударами нагайки (Сайрам) История Старые фото

rus_turk пишет в ЖЖ.

К. И. Скрябин. Лечение ударами нагайки у киргизов // Исторический вестник, 1911, № 8.

Удары нагайкой по спине двух рядом лежащих киргизок

У различных народов, как известно, существует множество различных приемов, употребляемых «знахарями» при лечении всевозможных болезней; одним из наиболее оригинальных по крайней своей дикости и незатейливости является описываемый ниже способ лечения ударами нагайки, наблюдавшийся мною у киргизов Сырдарьинской области, насколько мне известно, не описанный до сих пор в этнографической литературе.

Способ этот практикуется только в одном уголке Туркестана — в селении Сайраме Чимкентского уезда, отстоящем от города Чимкента и большого Ташкент-Верненского тракта на расстоянии двенадцати верст.

Сайрам представляет собою в настоящее время большой сартовский кишлак (поселок) с оживленной торговлей хлебом и скотом, куда по субботам, в базарный день, стекается масса народа со всех окрестных кишлаков и киргизских аулов. В прежние же времена Сайрам был одним из крупнейших городов Туркестана, в котором будто бы насчитывалось до 300 тысяч хлебопашцев.

Между целым рядом развалин древних сайрамских мечетей, частью реставрированных, частью же вполне разрушившихся, среди многочисленных гробниц сартовских святых (аулиэ) ничем по внешнему виду не отличается гробница святого «Кокташ-ата», расположенная на высоком, правом берегу реки Сайрам-су: та же лепная глиняная односкатная постройка, без окон, с одною дверью, в которой находится могила, тот же лоскут белой материи, подвешенный в виде флага к длинному шесту, те же тряпки всевозможных цветов, в изобилии навешанные на ветвях деревьев, окружающих эту гробницу. Но здесь-то именно и производит свои своеобразные терапевтические манипуляции местная знаменитость — киргиз Чимкентского уезда Досмагомет Косяков — личность единственная в своем роде, так как ему дана свыше способность излечивать целый ряд болезней… ударами нагайки!

Знахаря этого туземцы называют «сокуч», что в буквальном переводе означает «бьющий», человек, профессия которого — бить.

Сюда по субботам стекается множество больных, причем преобладающим элементом являются киргизки, так как сокуч считает себя специалистом, главным образом, по женским болезням.

Лечит сокуч также и бешенство — вернее, не лечит, а предохраняет от заболевания после укуса бешеными животными.

Перешагивание сокуча через пациентку-киргизку

Лечебный сеанс длится не более минуты и заключается в следующем: пациент смиренно подходит к сокучу, отвешивает на почтительном от него расстоянии поясной поклон, сбрасывает с ног свою верхнюю обувь и безмолвно, не произнося ни единого слова, ложится плашмя на землю; сокуч подходит к лежащему сбоку, перешагивает через него раз, затем круто поворачивается, перешагивает снова и, наконец, в третий раз. Во время каждого перешагивания сокуч слегка дотрагивается пяткой своей ноги спины пациента. Перешагнув три раза через пациента, сокуч останавливается и трижды ударяет по спине лежащего нагайкой, неразлучно находящейся при нем, после чего сеанс считается законченным, пациент поднимается и платит гонорар за «лечение». Бедняки покупают для его лошади несколько снопов люцерны, богатые же одаривают сокуча более щедро: кто приводит ему барашка, женщины нередко снимают с себя серебряный браслет. Общее же правило — платить за сеанс не менее 20 копеек.

Иной раз у сокуча наблюдается такое скопление пациентов, что он для сбережения времени упрощает свой лечебный прием: он приказывает лечь плашмя на землю сразу нескольким лицам и перешагивает трижды через весь ряд больных одновременно. После ударов нагайки весь этот ряд поднимается на ноги, уплачивает гонорар и заменяется новым рядом ожидающих очереди пациентов.

Закончив свой «прием», сокуч медленными, ленивыми шагами направляется под тень ветвистого дерева к разостланной кошме, где, в ожидании новых пациентов, принимается за опустошение бесконечного количества чашек чая, который ему учтиво преподносит прислуживающий в ближайшей чай-ханэ сартенок.

Ни до сеанса, ни во время его совершения, ни, наконец, после него сокуч ни единым словом не обмолвливается с пациентами — он даже хотя бы из простого приличия не спрашивает их, с каким недугом они к нему обращаются; а больные туземцы с безграничным доверием идут к нему, подставляя свои спины под удары его нагайки, невзирая на то, что в полуверсте от амбулатории сокуча находится врачебный (прежде фельдшерский) пункт с крупною вывескою: «Медицинская помощь бесплатно».

Слава о сокуче гремит среди туземцев по всему Туркестану; как мне передавали, к нему в Сайрам приезжали иногда даже больные из Акмолинской области. Туземцы же Чимкента и окрестностей особенно расхваливают сокуча как специалиста по предупреждению заболевания бешенством, отговаривая иногда своих знакомых, укушенных бешеными животными, от лечения прививками на пастеровской станции в Ташкенте.

Секрет популярности сокуча как специалиста по бешенству объясняется, вероятно, тем, что к его содействию прибегают укушенные вообще собаками, вовсе и не бешеными, — конечно, такие пациенты и не заболевают водобоязнью.

Что же касается других болезней, то, например, некоторые нервные заболевания он, вероятно, в состоянии излечивать, благодаря искренней, непоколебимой вере пациентов в его чудодейство. Что же касается остальных болезней, с которыми пациенты приходят к сокучу, то здесь играет роль исключительно подражание, традиция…

У Досмагомета Косякова три сына, и все они после смерти отца получат по наследству от него дар излечивать больных, подобно тому, как и их отец получил эту «способность» от деда. Таким образом, в недалеком будущем (Досмагомету под 50 лет) в Туркестанском крае будут подвизаться три сокуча, которые будут продолжать «дело» своего отца по части грубого и беззастенчивого надувательства малокультурных туземцев. Хорошо, если к тому времени культура настолько коснется аборигенов Туркестана, что «практика» у подобных шарлатанов станет постепенно уменьшаться, пока окончательно не сойдет на нет. Одну из видных ролей в этом деле должно сыграть развитие амбулаторной врачебной сети, которой покроется Туркестан с введением в нем земских учреждений.

7 комментариев

  • Фото аватара барий:

    чем веселее народ — тем круче лекарства !!!!!!!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара matador:

    вот какими были казахи до прихода большевиков…

      [Цитировать]

    • Фото аватара Шерали Бадамшоев:

      Сайрам — это узбекский район, это первое. Второе, большевики больше вреда принесли и казахам, и узбекам, и всему человечеству в целом, нежели пользы. уже пора б прекратить надрачивать из последних сил на труп вовы ульянова

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        Один вопрос — сумели бы несколько десятков наций и народностей поделить Туркестан на национальные республики мирно и тихо БЕЗ большевиков? Перерезали бы друг друга, и на этом все бы и закончилось… Я уж не говорю про великое множество других вопросов…

          [Цитировать]

      • Фото аватара Титус:

        Полностью с Вами согласен.

          [Цитировать]

  • Фото аватара AVN:

    Таким образом юродивых на Руси «лечили»

      [Цитировать]

  • Фото аватара Рубенович:

    Некоторые современные «табибы» недалеко ушли от подобного мракобесия, во всяком случае судя по рецептам которые они прописывают своим малограмотным пациэнтам.Сталкивался с этим и в Средней Азии и в России .

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.