О персиках История
Борис Пономарев
Летом 1972 года мы с женой на нашем мотоцикле с боковым прицепом «Ява-350» ехали в таджикский город Ура-Тюбе через Ленинабад, Пролетарск и Нау. Проезжая по шоссе вдоль окраины Нау, мы вдруг увидели на обочине дороги пожилого мужчину, продававшего персики. Остановили мотоцикл, чтобы посмотреть поближе, что они собой представляют.
Персики были крупные, очень симпатичные на вид. На коврике, лежавшем прямо на земле, их было не очень много, около двух килограммов. Взяли все. Продавец, довольный тем, что успешно завершил свою торговлю, поднял с земли коврик, отряхнул его, свернул и неспешно удалился. Мы с женой решили съесть по одной штуке, «не отходя от кассы», а с остальными расправиться уже по приезде в Ура-Тюбе. Когда стали снимать ногтями бархатную кожицу персиков, она молниеносно слетела целиком с каждого плода, обнажив сочную мякоть. Когда мы стали их есть, эта мякоть молниеносно сладкими и чрезвычайно вкусными потоками переместилась в наши пищеводы. Мы поняли, что такие нежные плоды нам не удастся довезти до места назначения в целости и сохранности. Пришлось съесть все остальные экземпляры (не пропадать же добру!). Эти персики оказались настолько вкусными, что нам не пришлось совершать насилия над собой, мы съели их с колоссальным удовольствием.
Средняя Азия всегда славилась своими персиками, и Узбекистан не был исключением. В нашей Республике до 1939 года было огромное количество превосходных сортов персиков, персиковые деревья имелись буквально в каждом дворе. Но положение резко изменилось в конце тридцатых годов, когда наш регион внезапно подвергся жуткому по масштабам и скорости нашествию сельскохозяйственного вредителя — червеца Комстока.
Я уже как-то писал в одном из своих повествований о катастрофических последствиях этого вторжения для шелкоткацкой отрасли нашей Республики, поскольку листья шелковиц (тутовника), пораженные этим вредителем, становились непригодными для выкормки тутового шелкопряда. Но нашествие этого червеца стало подлинным бедствием для всего садоводства в целом, так как оно явилось причиной гибели огромного количества плодовых деревьев, включая и персиковые. Листья на них скручивались в трубочки, засыхали, после чего гибли сами деревья. Я лично был свидетелем уничтожения этим вредителем во время Великой Отечественной войны всех персиковых деревьев в саду родственников нашей семьи, которые жили в районе Старого городе в Ташкенте. Конечно, ученые спустя некоторое время нашли способы борьбы с этой страшной напастью, но полностью победить ее не удалось, к великому сожалению, до сих пор.
Я вынужден констатировать тот факт, что уже многие годы на прилавках наших базаров и продовольственных магазинов трудно найти более или менее приличные сорта персиков. Я не имею в виду «лысые» персики — нектарины, с которыми дела обстоят несколько лучше, чем с обычными «мохнатыми» («волосатыми», «бархатными», «ворсистыми») персиками. Как мне кажется, «лысые» персики, несмотря на то, что они осодержат больше в процентном отношении калия, железа, фосфора, магния, витамина С и провитамина А, по сравнению с «мохнатыми» сортами, не обладают тем «шармом», если вообще так можно высказаться о персиках, какой свойственен хорошим сортам «мохнатых» плодов (прошу при этом учесть, что слово «шарм» я употребляю здесь в его французском, а не в персидском значении!).
Мне попадались даже такие сорта «мохнатых» плодов (обычно они были желтого цвета), которые вполне можно было бы использовать в качестве бильярдных шаров, поскольку они полностью соответствовали им по размеру, абсолютной сферичности, фантастической твердости по Бринеллю, отсутствию персикового аромата, сладости и приятных вкусовых качеств.
По указанным причинам при каждом очередном посещении базаров или магазинов, в которых продаются фрукты, у меня не возникает никакого желания купить «мохнатые» персики, но каждый раз рождаются ностальгические воспоминания о тех временах, когда такая покупка не представляла проблемы. Тем не менее, я вовсе не считаю создавшееся положение совершенно безнадежным. У остряков есть любимая поговорка: «Пессимист — это хорошо проинформированный оптимист». Будучи хорошо проинформированным оптимистом, я все-таки не впадаю в пессимизм. Для этого у меня имеются кое-какие основания.
Например, в нашем мире среди людей до сих пор продолжает свирепствовать КОВИД, но статистика показывает, что люди с первой (нулевой) группой крови значительно лучше защищены от коронавируса, чем индивидуумы с другими группами. Судя по всему, в растительном мире, в частности, среди различных сортов персиковых деревьев, тоже имеются виды, чрезвычайно устойчивые к болезням и сельскохозяйственным вредителям. На это указывает тот случай с персиками, купленными мной и моей женой в Нау, о котором я не случайно рассказал в самом начале данного повествования.
Следует принять во внимание, что эта покупка была совершена нами спустя тридцать три года после начала нашествия червеца на наш регион. В качестве второго доказательства наличия у некоторых сортов персиковых деревьев такой резистентности к воздействию сельхозвредителей, приведу пример из своего детства. В нашем ташкентском дворе на Жуковской улице, в котором я жил во время войны и вплоть до шестидесятых годов, в одном из палисадников имелось персиковое дерево с плодами нашего местного сорта. Персики были относительно небольшими, имели довольно неприглядный серо зеленоватый оттенок мохнатой кожицы, легко снимаемой ногтями, но при этом они были очень сладкими и вкусными. В то время как вокруг нас массово погибали от червеца Комстока персиковые деревья разных сортов, это дерево, как говорится, «чихать хотело» на вышеуказанного червеца, цвело, пахло и плодоносило всю войну и после нее.
Я думаю, что если бы специалисты из сферы садоводства как следует «пошарили» в дальних кишлаках, они сумели бы найти немало чрезвычайно перспективных сортов персиковых деревьев. Сейчас в мире садоводы почти полностью перешли от семенного и вегетативного размножения плодовых деревьев к методу их клонирования (микроклонального размножения), дающего возможность в кратчайшие сроки производить неисчислимое количество нужных саженцев.
Очень надеюсь на то, что так оно и будет в недалеком будущем (если фермеры станут заботиться не только о том, чтобы выращивать исключительно те сорта фруктов, которые можно гарантированно возить на дальние и сверхдальние расстояния без потери их первоначального вида, но и станут культивировать нежные, сладкие и вкусные сорта, предназначенные для своих сограждан, живущих в нашей Республике).
Самые вкусные, сладкие и ароматные персики произрастают исключительно в Узбекистане. Меня никто и никогда не переубедит в обратном. Вот уже 11 лет я пытаюсь «нарваться» на сей фрукт, более-менее похожий на узбекский, во всех этих Ашанах, Керифурах и Леклкерках да Лидлах. Ни-фи-га…. Точно так же можно сказать о дынях. Вот арбузы попадаются очень сладкие и вкусные. Виноград более-менее такой…Но Персики-абрикосы-нектарины — ни-ни-ни….
Светлана[Цитировать]
Году в 86-87 завёл садовый участок в районе Красногорска. Посадил персики, штук пять. Один сорт Кремлёвский с розовой, сочной мякотью, другие два сорта уже не помню как назывались, но все настоящие — мохнатые. На второй год деревья заплодоносили, на третий год случилась беда — уродилось такое неимоверное количество, которое съесть было не возможно. По делам отлучился на две недели, а когда приехал обомлел — вся земля была устлана персиками. Хорошо плодоносили персики ещё два года, а потом просто выродились, стали мелкими и не вкусными. Можно и сейчас на базарах найти хорошие персики, но их мало и стоят они очень и очень дорого.
Был в Калифорнии, там персиков много, но всё такая безвкусная дрянь, что и есть не возможно.
Лучьше наших персиков нет
Василий[Цитировать]
В годах 88-89 у нас был всплеск урожая персиков,много и не дорого.Говорили,что это из недавно посаженных садов персиковых под Ташкентом.Потом постепенно персики «волосатые» или как в статье мохнатые стали реже появляться на базарах.И хурма в тех годах и позже была в изобилии.Сейчас винограда много и яблок,но откуда их везут?Виноград похоже горный,потому что сочный и свежего сбора.
Евгений[Цитировать]
Самая лучшая крупная хурма в Сурхандарье. Гранаты сарыасийские сладчайшие пострадали из-за выброса алюм завода сырьё которому везли аж с Сибири. В Денау огромный бот сад и чего там только нет. Раннюю капусту везли вагонами в ненасытный Маскав. Были плантации сахарного тростника и ромовый завод.
ANV[Цитировать]