Дорога за 35 миллионов золотых рублей. Кто и как строил дорогу Душанбе – Ташкент? История Старые фото
Автор: Гафур Шерматов, специально для Asia-Plus
1935 год, участок готовой автомагистрали Душанбе-Ташкент в районе перевала Шахристан.
87 лет назад, 20 августа 1935 года, был открыт сквозной проезд по дороге Душанбе – Ура-Тюбе. Он связал прямым дорожным сообщением столицы двух республик — Душанбе и Ташкент.
Предыстория
Еще в начале 20 века многие зарубежные исследователи Таджикистана отмечали в своих путевых заметках, что это страна неизведанных богатств и классического бездорожья.
Большинство селений, расположенных среди гор, было отрезано от внешнего мира почти круглый год, а в летнее время сообщение поддерживалось по узким и опасным горным тропам, перекинутыми с выступа на выступ — оврингам.
После создания Таджикской ССР, правительство республики вплотную занялось инфраструктурой.
1934 год, бригада дорожных строителей приехавших из РСФСР выполняет разработку скальной породы на строительстве дороги Душанбе-Ташкент в районе перевала Анзоб.
В 1929 году завершилось строительство железной дороги Термез – Душанбе, но постройка железной дороги, разрешила только часть задачи: это были ворота в республику.
Большинство грузов застревало в Душанбе, особенно в осенне-зимний период, так как не было возможности вывозить их в районы.
Было решено связать Душанбе хорошими, благоустроенными автомобильными дорогами со всеми населенными пунктами республики.
20 августа 1935 года строители – дорожники, жители Варзобского района празднуют открытие дороги Душанбе – Ура-Тюбе
Как строили магистраль?
Первые попытки прокладывания дороги относятся к 1929 году, основная же работа началась в мае 1933 года. Тогда же в Таджикистан из России были отправлены автомашины, грейдеры, катки и другая дорожная техника.
Сотни рабочих, десятки техников и инженеров приехали на строительство дороги из разных уголков СССР.
Бригада дорожных строителей жителей Варзобского района выполняет разработку скальной породы на строительстве дороги Душанбе-Ташкент в районе Варзобского ущелья.
Строительство дороги обошлось более чем в 35 миллионов золотых рублей. Дорога строилась в необычных горных условиях: три хребта: Гиссарский, Зеравшанский и Туркестанский – пересекала она своим полотном.
Объем работы характеризуется следующими цифрами: до 3,5 миллионов кубических метров породы удалено для прокладки трассы, из них до 2,5 миллионов путем взрывных работ.
Только на северном участке строительства дороги было израсходовано 350 000 килограмм взрывчатки.
1935 год, ГАЗ-АА «Полуторка», впервые на перевале Шахристан.
Особые трудности представляло преодоление ущелий, скальные работы, где бурильщикам приходилось висеть над пропастью до 100 метров глубины.
В морозной стуже гор, буран и вьюгу, летнюю жару ударные бригады рабочих — таджиков, русских, узбеков, татар, киргизов, украинцев пестрый интернационал строителей, — расчищали себе путь, аммоналом прокладывая дорогу через непроходимые вершины хребтов.
1935 год. Одна из первых машин, которая прошла по автомагистрали в районе Варзобского ущелья.
20 августа 1935 года, раньше срока на два месяца, было закончено строительство со сдачей чернового проезда дороги Сталинабад – Ура-Тюбе, протяженностью 280 километров.
Она связала центр республики, с северными районами, сократив путь на 1000 километров.
Одна из первых легковых автомашин проезжает по дороге Сталинабад-Ура-Тюбе, Таджикская ССР Варзобское ущелье, 1935 год
В материале использованы фотографии из Центрального государственного архива РТ и из личного архива автора.
на перевале , не полуторки — а ЗИСы !!!
шамиль[Цитировать]
Удобно было возвращаться из Сурхандарьи — короткий подъем на Анзобе и далее длинный спуск. Хошь вправо через Шахристанский и на Обручевскую степь или вниз до Самарканда.
ANV[Цитировать]