Год без Мастера. Серго Михайлович Сутягин Ташкентцы
Boris Chukhovich
Серго Михайлович Сутягин – заслуженно самый известный ташкентский архитектор в мире. Один из авторов главного шедевра ташкентской архитектуры – Панорамного кинотеатра.
Представить, что вчерашнему 24-летнему студенту пришла в голову идея подобного сооружения, можно – в фантазии молодые часто дают фору старшим товарищам. Но идея – лишь начало архитектуры.
Дальше идет безумно сложный процесс практического проектирования, в котором сопрягаются десятки научных дисциплин и сотрудничают сотни специалистов: архитекторов, инженеров, чертежников, строителей – и вот именно этот процесс доверили возглавить Серго Михайловичу, у которого на тот момент не было никакого опыта работы. Я неоднократно разговаривал об этом с действующими архитекторами, и все сходились во мнении, что сегодня подобный эксперимент в любой стране был бы немыслимым. Но в Ташкенте начала 1960-х такое было возможно – и Серго решил сложнейшую задачу на пять с плюсом.
Еще одна уникальная особенность творчества Серго Михайловича – наличие собственной траектории, на которую не оказала заметного влияния смена политических режимов и парадигм. Проектируя Малый зал Панорамки и найдя свою тему в работе с кирпичом, он в дальнейшем разрабатывал ее в важнейших объектах от Коканда до Нукуса и Хивы: это было особенно важно при соприкосновении с историческими контекстами. В то время, как многие другие архитекторы-модернисты быстро «перестроились» и приступили к тотальной «тимуридизации» (или «лужковизации») своих проектов, Серго Сутягин и в 1990-е-2000-е годы продолжал двигаться в собственном направлении. Таких неуступчивых мастеров даже среди старой гвардии было очень немного, единицы.
И еще о личном. Моя первая публикация появилась на свет благодаря Серго Михайловичу. Это была «революционная» по тем временам статья, которую редакция архитектурного журнала надолго отложила в стол, – но дули ветры перестройки, и редактор нуждалась в какой-то сильной фигуре, которая взяла бы на себя ответственность. Серго Михайлович организовал обсуждение текста в руководимой им молодежной секции Союза архитекторов, и по его итогам дал свою рекомендацию к печати. Так текст был опубликован, его отметили на всесоюзном конкурсе, что открыло мне дорогу в аспирантуру Института искусствознания. Мы потом часто с Серго Михайловичем спорили по многим вопросам, но я всегда оставался ему благодарным за ту поддержку.
Очень грустно осознавать его уход. Но мы должны сделать главное – обеспечить защиту его произведениям. Панорамный кинотеатр, чайхана Самарканд, литературный музей и театр в Коканде – золотой фонд архитектуры Узбекистана и мира, нужно относиться к ним как к историческим памятникам Самарканда и Бухары.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.