Жармухамедов Алжан Мусурбекович История Ташкентцы
Владимир Карышев пишет:
На днях на телеканале Qazaq TV повторно прошла программа, посвященная легендарному баскетболисту Алжану Жармухамедову. Передача была снята несколько лет назад алматинскими тележурналистами в Москве.
В 2018 году на страницах «Писем о Ташкенте» уже был материал об этом замечательном человеке, но поскольку родился он в Таваксае, а в баскетбол начал играть в Чирчике, и в интервью очень тепло говорил о своей родине, предлагаю вашему вниманию статью, в которой о его биографии, в том числе о годах юности, рассказано более подробно.
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион Европы, обладатель Кубка Европейских Чемпионов, трехкратный победитель Спартакиады народов СССР, десятикратный чемпион СССР (биография из книги «Легенды отечественного баскетбола»).
Один из наиболее выдающихся игроков отечественного, европейского и мирового баскетбола, форвард, обладавший, несмотря на очень серьезную травму правой руки, отличным броском со средних дистанций, который благодаря своей удивительной работоспособности и таланту смог пройти путь от рабочего-шлифовальщика до олимпийского чемпиона.
Алжан Мусурбекович Жармухамедов родился 2 октября 1944 года в поселке Таваксай Бостандыкского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР, что в предгорье хребта Каржантау в 40 км к северо-востоку от города Ташкента.
Родители Алжана еще до войны работали на строительстве плотины и оросительного канала Зах на реке Чирчик, где познакомились, поженились и построили небольшой дом. У казаха из рода «жаппас» Младшего Жуза Мусурбека Жармухамедова и его жены запорожской казачки Прасковьи Александровны детей было четверо, и все они свободно говорили и по-русски, и по-казахски.
В большой рабочей семье не забалуешь – трудолюбие, которое позже выручало Алжана в баскетболе, закладывалось с детства. Отец летом подряжался строить дома, сыновья ему помогали – и глину месить, и сырцовый кирпич формовать, и раствор на стену подавать. А еще каждую осень с одноклассниками Алжан «добровольно-принудительно» собирал на колхозных полях хлопок, что при его немалом росте (в деда-кузнеца по матери) было непросто. Соберет Алжан за день установленную школьным завучем норму (50 кг) – принесет маме рубль. Однажды из спортивного интереса собрал 154 килограмма! Спина потом долго помнила.
Такими вот регулярными «упражнениями» и чтением за полночь «насобирал» Алжан себе близорукость, аукавшуюся ему потом в большом баскетболе, о котором он тогда и не помышлял. В десятом классе новый школьный учитель физкультуры из греков-политэмигрантов познакомил с баскетболом. Мяч тогда был кожаный, со шнуровкой. Игра Алжану понравилась, но не более того.
В начале 1960-х годов по указу Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в средней школе 11 класс был производственно-практическим. Школьники, готовясь «вступить в большую жизнь», должны были весь год осваивать рабочие профессии. Окончив школу в 1961 году, Алжан пошел туда, где проходил практику, на Чирчикский завод «Узбекхиммаш», где и работал сначала учеником, затем шлифовщиком 3-го разряда..
Заводской инструктор физкультуры Роман Салетдинов приметил двухметрового парня и уговорил начать тренироваться и выступать за заводскую баскетбольную команду. А чтоб развить интерес, подкидывал книгочею Алжану спортивные газеты и журналы, постоянно помногу рассказывал о баскетболе. Агитатором Салетдинов оказался отличным – Алжан увлекся баскетболом не на шутку и быстро прогрессировал.
Но тут случилось несчастье: шлифуя полумуфту, Алжан отвлекся на секунду и не заметил, как старый раздолбанный станок резанул по пальцам правой руки… «Хорошо, что только верхние фаланги на среднем и безымянном пальцах потерял. Если б то же было с указательным, то баскетболистом я бы точно не стал» – через много лет вспоминал А. Жармухамедов. А тогда от огорчения он почти забросил баскетбол, но все тот же Р. Салетдинов уговорил поступать в Ташкентский институт физической культуры.
Годы учебы в институте (1963–1967) стали для Жармухамедова настоящей школой баскетбола. Первый профессиональный тренер Олег Тураходжаев посоветовал 19-летнему Алжану «пахать по-черному», чтобы нагнать отставание в технике, тактике и «физике» игры. И Алжан пахал, как требовал тренер и как с детства привык. Сокурсники после учебных пар – в столовую, а Алжан – в спортзал, отрабатывать о стенку передачи, бросать по кольцу, шлифовать ведение мяча. На летних каникулах в родном Таваксае каждое утро – горный кросс, рывки и прыжки вверх по склону на скорость, метание увесистых камней через широкий канал – тот самый, построенный с участием родителей.
Результатом усилий Алжана стало его приглашение в ташкентский баскетбольный клуб «СКА», игравший в первой лиге всесоюзного чемпионата, затем – в сборную Узбекистана, а следом – и в сборную СССР. Боевое крещение он получил на чемпионате Европы-1967 в Хельсинки (Финляндия), где советская команда в финале со счетом 89:77 обыграла сборную Чехословакии и стала «золотой».
Всех остальных своих главных титулов и званий Жармухамедов добивался в составе сборной СССР и с «ЦСКА» (Москва). История попадания А. Жармухамедова в «ЦСКА» заслуживает отдельного рассказа.
Система отбора в главный армейский клуб страны работала, как АК-47: просто, эффективно и без осечек. Тренер-селекционер Анатолий Астахов, сканируя все клубы страны, подбирал игрока, а главный тренер (Е.Н. Алексеев, либо А.Я. Гомельский, либо Ю.Г. Селихов) принимал решение, которое транслировалось «на самый верх», в Министерство обороны и там обретало силу закона. Но Жармухамедова с первого раза «взять» не удалось – «гонялись» за ним два года.
У Алжана была мечта: играть в городе Алма-Ате, в тамошнем «Локомотиве». Этот зеленый красивый уютный город у подножья горного хребта Заилийского Алатау, чем-то напоминавший родной Таваксай, нравился и Алжану, и его молодой жене-баскетболистке Ларисе. Это был город, о котором мечтал его отец. Понятно, что руководство спорткомитета Казахстана было бы счастливо залучить к себе отличного игрока, да еще и этнического казаха.
«Из-за отказа переходить в «ЦСКА» главный тренер этого клуба и советской сборной А. Гомельский не взял меня на Олимпиаду-1968 в Мехико. Было обидно: на сборах работал, как вол, был в отличной форме – за тренировку партнеры мне не могли забить и двух очков, накрывал и Гену Вольнова, и Яака Липсо с его легендарным крюком», – вспоминал Жармухамедов.
Когда газеты опубликовали состав олимпийской сборной, фамилия Жармухамедова была в нем. А. Гомельский снова завел разговор о «ЦСКА», но Алжан не соглашался. Тогда Гомельский пригрозил: «Смотри, пожалеешь». Тот не придал значения. И пока в короткие каникулы перед Олимпиадой Алжан пытался закрепиться в Алма-Ате, заодно скрываясь там от эмиссаров-покупателей из «ЦСКА», искавших его в Ташкенте, в сборную СССР вместо него взяли другого. Также «прокатил» его А. Гомельский и с чемпионатом Европы-1969. Но в итоге дожал: в октябре 1969 года в разгар тренировки в спортзал ташкентского «СКА» вошли два армейских офицера и милиционер, огласили Алжану приказ замминистра обороны маршала Соколовского, вручили повестку и «забрили» гражданина Жармухамедова А.М., 1944 г.р. в армию, то есть в «ЦСКА».
Жармухамедов играл на позиции форварда, хотя его рост (207 см) позволял играть и центровым. Он отлично убегал в отрыв и завершал контратаку, обладал филигранной точности броском со средних дистанций (это при его-то -2,5 диоптриями близорукости!), прекрасно чувствовал мяч, партнеров, ход игры на площадке, умело перестраиваясь и подстраиваясь в зависимости от ситуации. При этом обладал мягким характером, в любой ситуации оставался выдержанным, доброжелательным, что нравилось партнерам – с ним любили играть. За свою невероятную гибкость и способность проскользнуть сквозь заслоны соперников Жармухамедов с легкой руки писателя Василия Аксенова получил прозвище «Туркестанский змий».
Уже в следующем 1970 году «Жар», как дружески звали его партнеры по команде, впервые стал чемпионом СССР и завоевал свою первую, «югославскую» медаль чемпионата мира – пока только бронзовую.
А на следующий год в составе «ЦСКА» А. Жармухамедов стал обладателем Кубка Европейских чемпионов. В Антверпене (Бельгия), где проходил финал этого Кубка, «ЦСКА» играл против итальянского клуба «Игниз» из городе Варезе. Весь матч команды шли вровень, но к концу встречи советские баскетболисты вырвались вперед и победили – 69:53. Блестяще сыграли С. Белов, принесший команде 24 очка, В. Капранов, Н. Ковыркин, Б. Субботин, И. Едешко и А. Жармухамедов, «закрывший» Раго Наваро Мануэля. Эта победа стала исторической – к следующей победе в Еврокубке армейским баскетболистам пришлось идти долгих 35 лет.
Триумф советской баскетбольной сборной в олимпийском Мюнхене-1972 стал украшением спортивной карьеры А. Жармухамедова и его товарищей по команде.
Как всегда, главным претендентом на золотые медали считалась сборная США, с которой советские баскетболисты встретились в финале. Тренеры сборной СССР В. Кондрашин и С. Башкин выпустили необычную стартовую пятерку: З. Саканделидзе, М. Коркия, А. Жармухамедов и оба Беловых – Сергей и Александр. Американская защита не справлялась с быстрой игрой советской команды, которая выиграла первый тайм – 26:21. В начале второго тайма игра пошла у лидера американцев Джима Бревера, но его быстро прикрыли. Кевин Джойс ликвидировал разрыв, Саканделидзе «промазал» два штрафных, но Паулаускас в следующей атаке добыл три очка – 45:42. На два американских мяча подряд ответили Саканделидзе со штрафного – 47:46 и Сергей Белов с игры – 49:46. Американцы ответили броском Джеймса Форбса – 49:48. Но тут ошибся А. Белов, сфолил З. Саканделидзе и Дуг Коллинз, забив оба штрафных за три (!) секунды до окончания матча, вывел свою команду вперед. Этих трех секунд, однако, хватило Ивану Едешко, чтобы отдать великолепный пас через всю площадку Александру Белову, который, несмотря на опеку двух американцев, одновременно с финальной сиреной мгновенно отправил мяч в кольцо – 51:50!
Жармухамедов потом вспоминал об этом матче: «Когда перестали проходить комбинации, отработанные с В. Кондрашиным, Серега Белов мне говорит: «Жар, кончай ты эту ерунду. Давай играть цээсковскую «двойку». И сработало. Я выхожу, ставлю заслоны, а Серега без помех бросает. Так он 20 очков в том матче и настрелял. Никогда не забуду последние три секунды. Помню: ввожу мяч и сразу – сирена. Меняюсь, сажусь на скамейку запасных, хватаю тренировочный свитер и закрываю им лицо – досадно упускать победу за три секунды до конца. Вдруг слышу голос Кондрашина: «Ваня, Сашке пас»! Поднимаю голову: Едешко разбегается и швыряет мяч Белову…».
Американцы опротестовали результат матча, и вся последующая ночь прошла в напряженном ожидании решения апелляционной комиссии, которое оказалось в пользу советской сборной. Так сборная США впервые проиграла, сборная СССР впервые выиграла на Олимпийских играх, а А. Жармухамедов стал первым казахом олимпийским чемпионом.
Когда в Кремле А. Жармухамедов получал орден и нагрудный знак, подтверждающий присвоение ему звания заслуженного мастер спорта СССР, он не знал, что не пройдет и года, как это звание с него снимут – те же, кто давал.
Весной 1973 года после 10-матчевого турне по США до возвращения домой сборная СССР успела поучаствовать в первом Всемирном фестивале баскетбола в Перу, а также в турнирах в Панаме и Коста-Рике. В Москву летели из Нью-Йорка, где ранее в офисе Ассоциации студенческого спорта США оставляли часть багажа.
На Шереметьевской таможне Алжан, заметив встречавших его жену и сына и зная, что не привез ничего запрещенного, в числе первых уверенно направился на досмотр. По просьбе таможенника открыл сумку, а в ней, прямо сверху – пистолет. «Ваши?» «Нет!». Допрашивали в аэропорту до утра, но Алжан ничего толком не мог сказать, потому, что был в полнейшем недоумении и непонимании, как оружие могло попасть в его багаж.
Санкции обрушились мгновенно. Не дожидаясь конца расследования, чиновники от спорта «отреагировали»: лишили Жармухамедова звания ЗМС, исключили из состава сборной и запретили играть за ЦСКА. Последнее, правда, только до первого поражения ЦСКА, после которого Алжана срочно вернули в команду. Слава богу, нашлись и заступники. Подполковник в штатском из известного комитета, сопровождавший, как тогда было принято, сборную СССР в этом турне, честно дал свое положительное мнение об Алжане. Помог председатель союзного спорткомитета С.П. Павлов. Говорили, что и министр обороны СССР А.А. Гречко, большой поклонник баскетбола, тоже вступился, произнеся знаменитую фразу: «У каждого офицера должен быть пистолет».
В итоге все подозрения были сняты, хотя звание ЗМС вернули только в 1979 году. Так и осталось загадкой, где и как оружие попало в сумку Жармухамедова. Можно лишь предполагать, что это была месть «мафиозных» американских менеджеров от баскетбола, которые предлагали контракты некоторым советским игрокам, в том числе и Алжану, но получили отказ.
Ставший временно «невыездным» Жармухамедов, которому было уже под 30, вынужденно пропустил ставший «золотым» для сборной СССР чемпионат мира по баскетболу-1974 в Пуэрто-Рико. Хотя надеялся и физически был готов сражаться, как никогда: на тренировках, подбирая мяч под своим щитом и отдавая его кому-нибудь из разыгрывающих защитников своей команды, он как прежде легко обгонял партнеров и раньше всех оказывался под чужим кольцом.
Только в 1975 году готовивший сборную СССР к Олимпиаде-1976 в Монреале В.П. Кондрашин получил возможность снова пригласить А. Жармухамедова в команду. Белградский чемпионат Европы 1975 года принес Алжану серебряную медаль в составе сборной.
Весь баскетбольный мир надеялся на встречу в олимпийском финале сборных СССР и США – все ждали американского реванша за проигрыш в Мюнхене-1972. Поначалу ожидания оправдывались, в группах к своим полуфиналам обе команды прошли триумфально: пять матчей – пять побед. Причем сборная США без особых усилий обыграла очень сильную команду Югославии, а сборная СССР в трех матчах из пяти «отгружала» соперникам по 100 и более очков. Однако в полуфинальном матче команда Югославии быстро оторвалась в счете и, несмотря на усилия игроков советской сборной, сохранила преимущество до конца матча – 89:84. В борьбе за третье место советская команда одолела канадцев – 100:72 и стала бронзовым призером Олимпиады, а американцы за мюнхенский проигрыш советской сборной «отыгрались» на югославах, разгромив их со счетом 95:74.
«Серебро», добытое советской сборной на чемпионате мира-1978 в Маниле (Филиппины), оказалось с изрядной «примесью» золота. Основными фаворитами турнира были сборные СССР и Югославии. Свою команду А. Гомельский строил с опорой на ветеранов – С. Белова, А. Жармухамедова, И. Едешко, А. Болошева, которым было уже за 30, и на опытных и многократно проверенных «двадцатипятилетних» – А. Сальникова, В. Милосердова, А. Мышкина, В. Жигилия, С. Еремина, к которым он присовокупил молодых дебютантов чемпионата – В. Ткаченко, С. Йовайшу, А. Лопатова и юного А. Белостенного. Даже в отсутствие в сборной ее многолетнего лидера А. Белова, который в то время уже тяжело болел, команда была готова побеждать.
В полуфинальном раунде югославы, у которых просто неудержимы были суперзвездные Д. Далипагич (набрал в этой игре 37 очков) и Д. Кичанович (33 очка), вошедшие в символическую сборную мира, выиграли у советской сборной – 105:92. В финальном раунде в матче за первое место встретились те же – СССР и Югославия. Этот матч стал настоящим произведением баскетбольного искусства и подарком зрителям. После первого тайма – ничья 41:41. После второго тайма счет равный – 73:73. За 39 секунд до конца овертайма югославы впереди – 82:77. Сергею Белову удалось дважды подряд поразить кольцо соперников – 82:81, но на третью попытку времени уже не хватило…
«Золото» чемпионата Европы-1979 в Италии в коллекции А. Жармухамедова стало третьим и последним «европейским». За эту-то победу и вернули Жармухамедову его давно заслуженное звание ЗМС.
А. Жармухамедов завершил спортивную карьеру в 1980 году в звании капитана Советской армии и 10-кратного чемпиона СССР. С 1980 по 1990 год работал тренером в спортивных клубах армии Группы советских войск в Германии, Алма-Аты и Ташкента.
В 1994 году назначенный главным тренером мужской сборной России С. Белов пригласил своего бывшего одноклубника А. Жармухамедова в команду вторым тренером. Совместными усилиями эти два прославленных баскетбольных бойца привели сборную России к серебряным медалям чемпионата мира-1994 в Канаде. Сборная России, выиграв семь матчей из восьми, в финале уступила лишь исключительно сильной и мотивированной американской «команде мечты» – «Дрим Тим II» (Dream Team II), которая обыгрывала всех соперников во всех восьми матчах турнира с разрывом в счете не менее 20 очков. Для российской сборной это был девятый подряд «медальный» чемпионат мира.
На «бронзовом» для сборной России чемпионате Европы-1997 в Испании команда Сергея Белова и Алжана Жармухамедова в полуфинале в упорной борьбе уступила сборной Италии (61: 64), а в матче за третье место разгромила сборную Греции (99:77).
В 1998 году сборная России стала серебряным призером на чемпионате мира в Греции.
В 2002 году А. Жармухамедов взялся тренировать мужскую команду Московского гуманитарного университета (МосГУ), доведя ее в сезоне 2009 года до уровня четверки сильнейших студенческих команд г. Москвы. А с 2007 года тренировал ещё и женскую команду этого университета. Со своим старшим сыном Владиславом, баскетбольным тренером, в 2005 году А. Жармухамедов создал в Москве некоммерческий детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус». Его младший сын Сергей, тоже профессиональный баскетбольный тренер, развивал скаутинг в ПБК «ЦСКА», тренировал мужскую национальную сборную России. Уйдя на «заслуженный отдых», Алжан Жармухамедов продолжал профессионально заниматься баскетболом – теперь с детворой, учил ее игре, трудолюбию и стойкости, без которых в спорте (уж он-то точно знал) – никуда. В последних числах сентября 2011 года в городе Алматы (Казахстан) в спортивном зале «КазАСТ» в торжественной обстановке была открыта баскетбольная Академия имени Алжана Жармухамедова.
8 ноября 2012 года на арене УСК ЦСКА имени А.Я. Гомельского в ознаменование 40-летия победы мужской сборной СССР по баскетболу на ХХ Олимпийских играх в Мюнхене состоялась торжественная церемония поднятия игровых маек олимпийских чемпионов по баскетболу – Сергея Белова, Ивана Едешко и Алжана Жармухамедова.
Выработанная в детстве привычка постоянно трудиться, приведшая А. Жармухамедова на спортивный олимп и сохранявшая ему спортивное долголетие, никогда не позволяла ему распускаться – регулярными тренировками Жармухамедов в течение многих лет поддерживал свой «боевой вес» 92 кг неизменным, был непременным участником многих и российских, и международных ветеранских турниров. «Всегда старался делать свое дело так, чтобы родителям, светлая им память, за меня не было стыдно», – говорил он.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.