Катартал — таким мы не знаем История Старые фото
Cтатья выпущена в еженедельнике «Даракчи» за № 7 от 17 февраля 2020 года.
Мы начнем нашу прогулку с перекрестка двух улиц — одна носит историческое имя, вторая — ее сравнительно недавно переименовали в Чабан — Ота (именно так должно звучать это название), явно не подозревая о том, что оба названия дополнят друг друга. Вот только ни нашим согражданам, ни даже учителям истории сия смена имени улицы так ничего и не скажет.
Археологи предполагают, что сей небольшой холм является остатком городища Хирмонтепа, и датируют его V-м-VI-м веками, располагая на южном конце старинной улицы. Составители шикарной энциклопедии «Ташкент» утверждают, что улочка возникла ну никак не ранее XVIII-го века в пригородной мауза — местности, где могли располагаться дачи, или сельскохозяйственные угодья. Все это так, но почему никто не счел нужным рассказать о ней?
Когда-то, во времена незапамятные, в этом месте появился скромно одетый человек. Никто не знает, что его привело именно в эту местность, но первым делом он «привел воду», точнее сказать, своими руками выкопал канал, существующий и поныне, водой которого и оросил пока еще пустынную местность. По обоим берегам канала он посадил деревья — с одной стороны — фруктовые — яблони, груши, вишню, сливу, тутовник, а с другой — ряд деревьев, ветви которых сразу склонились над водой. Догадайтесь, как впоследствии назвали улицу?
Звали этого человека — Абдулкаюм Бузлукий, он был шейхом — видным богословом в исламе, и, возможно, мог принадлежать к суфийскому ордену Яссавийя, хотя это всего лишь предположение.
Посаженные им деревья быстро «пошли в рост», и вскоре среди почти безжизненной пустыни зазеленела роща, деревья которой уже самостоятельно распространяться вдоль берегов канала. А, надо сказать, что уже в те времена существовал так называемый «Шелковый путь» — легендарная торговая трасса, соединившая Европу с Азией. По нему передвигались торговые караваны, перевозившие самые разные грузы, тем самым производя тем самым обмен теми или иными знаниями.
В один из дней служители и купцы очередного каравана, шедшего сто стороны Самарканда, были поражены — на почти пустом месте вдруг возникла обширная тенистая роща. Напоив коней и верблюдов, они продолжили свой путь, окончившийся в караван-сараях базара Чорсу. Предавшись отдыху после долгого пути, караванщики рассказали местным служащим караван-сарая о том, что они видели далеко за городом. Ташкентцы им сначала не поверили, и на следующий день снарядили в дорогу несколько всадников, которые, приехав на указанное место, сами убедились в правдивости слов гостей города. Здесь, в этом небольшом лесу можно было и отдохнуть на берегу канала, искупаться, приготовить различные блюда — чем не дача? Так и повелось с тех пор — строить летние домики именно в этой местности, что, естественно, доступно было это более-менее состоятельным людям. Чуть позже возникла и небольшая махалля, жители которой занимались «обслуживанием» проходивших мимо караванов. В те же времена здесь возникает и место последнего упокоения, получившее то же самое название — «Катортол кабристони», на котором и был похоронен шейх Абдулкаюм Бузлукий.
По старинной легенде, произошло сие печальное событие более тысячи лет назад — в 980-м году нашей эры. Могила уважаемого шейха и поныне находится на самой вершине холма, а неподалеку от него есть захоронения двух уважаемых «кори» (кары) — чтецов священной книги — ал-Корана. Согласно этой же легенде, продолжателем благого дела уважаемого шейха стал еще один святой — суфий Чапан-Ота (вариант — Чабан-Ота). Именно он продолжил проведение канала, который и поныне существует, правда, большей частью — под землей, в трубах. Чапан-Ота был покровителем скотоводства, и, одновременно, пастухом. Стада его на удивление были тучными, как и у жителей древнего кишлака Махалля — тепе — он располагался практически на месте бывшего пионерского лагеря «Орленок», и 15-го квартала Чиланзара.
По второй легенде — именно этот шейх ударил посохом о землю, и именно в месте удара появился родник, а вокруг него — целая роща ореховых деревьев. Вполне возможно, шейх был одним из тех людей, которых называют «лозоходцем» — это умельцы, которые с помощью У-образного прута могут находить под землей воду и полезные ископаемые — можно сказать — вид магии. Но частенько такие люди действительно оправдывают вроде бы безсмысленные надежды людей. Так или нет, но на 13-м квартале Чиланзара находится небольшой, скромный мавзолей, в котором бережно сохраняется могила святого Чабан-Ота, а прилегающая местность, как и неглубокий канал, по сию пору именуется его именем… (Я еще помню быстрые воды канала, когда в жаркие дни многие мальчишки и девчонки 14-го квартала бегали купаться «на Чапанку»). Много позже, в веке, наверное, XVIII-м, практически рядом с могилой шейха, на восточной стороне кладбища, была возведена скромная мечеть, скорее всего, носившая имя шейха (это мое предположение).
К сожалению, это уже немолодое сооружение дожило только до 1962-го года, когда городские власти решили «соединить» две дороги — верхнюю и нижнюю части улицы Катартал, снеся старинное кладбище полностью. И тут нашла коса на камень — жители махалли выступили против, едва только разнеслась весть о предстоящем варварстве. Когда подогнали экскаватор, то часть жителей встала напротив него, и небольшому количеству милиционеров не удалось ничего сделать. Дело еще и в том, что мусульманским религиозным канонам сносить кладбище не просто грех, это вообще нельзя делать. В тот же момент началось нечто мистическое — экскаваторщику удалось завести машину, и даже стронуть ее с места, попытавшись поднять так называемый «ковш». Но, увы, по непонятной причине инструмент сноса упал на землю, и более не поднялся. Тогда некий начальник попытался сам сесть за рычаги машины, чтобы хоть немного продвинуться вперед. Но ничего не вышло — правая рука ретивого чиновника упала с рычага управления — ее парализовало до локтя… Снос остановили… Жители предложили простой выход — они наняли рабочих, которые извлекли останки из могил, попадавших под снос, захоронив их на других кладбищах, и участок земли для «пробивки» дороги оказался свободен. Хотя очень уж хотели чиновники «спрямить» дорогу в прямом смысле, но жители настояли на сохранении древнего кладбища. Тогда власти решили — для уменьшения радиуса поворота мы снесем мечеть (она видна на старинном снимке), и…ее не стало…
Образовавшийся «круг» обнесли бетонным забором, вокруг него проложили асфальт, тем самым образовав новую трассу. По обе стороны новой дороги начали постепенно разбирать, точнее, сносить, те самые дачи, которые успели понастроить ташкентцы — «дачному движению» можно насчитать как минимум лет этак двести. Судьба чиновника, который пытался возглавить снос, была все-таки благосклонной к нему — по совету жены он долго и упорно возносил молитвы Всевышнему с извинениями и просьбами о выздоровлении, сделав перед тем жертвоприношение — пожертвовал барана одной из немногих в те времена в городе мечетей. И через семь месяцев его рука начала работать, как ей и положено — так он был наказан высшими силами за попытку святотатства.
Шли годы… По городу «проложили» туристические маршруты, запустили туристические автобусы, но почему-то экскурсоводы тех времен никогда не упоминали древний памятник в своих рассказах, равно как и мазар Хайробод Ишана, что совсем рядом со школой — магазином «Шухрат». Видимо, руководство главной туристической конторы считало эти памятники мало значимыми, ненужными, идеологически вредными для туристов. Древние памятники оказались практически заброшенными, никому не нужными. На Катартале бетонный забор во многих местах получил трещины, в него несколько раз «въезжали» автомобили, да и вообще — входная дверь в исторический комплекс оказалась запертой на приличных размеров навесной замок.
Рядом, через дорогу, соорудили по сей день существующую автобусно-троллейбусную остановку, размеры которой, в отличие от современных, позволяют укрыться, по крайне мере, от дождя. Неподалеку появился новый в городе магазин, вошедший в историю столицы как «Синтетика». Так прошло много лет — успел смениться целый исторический период. И только, по-моему, в прошлом году (если не ошибаюсь) у городских властей наконец-то «дошли руки» до древнего памятника. Снесли старый, неприглядный забор, построили новый, кирпичный. Над главным и вторым входами возвели легкие купола традиционного на Востоке голубого цвета.
Благоустроили территорию — перед главным входом уложили асфальт, внутри комплекса вокруг двухсот с лишним летнего тутовника навели порядок, соорудили симпатичные скамейки, чтобы паломники могли отдохнуть. К могиле шейха Абдулкаюма Бузлукий подвели новую, мощеную современной брусчаткой дорожку. Насчет тутовника — смотритель кладбища, Махмуд-ака, любезно разрешивший мне провести фотосъемку, рассказал, что, несмотря на свой почтенный возраст, дерево не перестает плодоносить, а плоды достигают размера грецкого ореха. Надо будет поехать, посмотреть.
Историю, точнее, легенду о древнем Катартале тоже рассказал мне Махмуд-ака, он в минувшем году нанял рабочих, которые не просто подмели небольшую территорию древнего холма, но и нанесли слой самана на каждый могильный холм — так сагана (надгробие) лучше сохранятся. Он же подарил мне копию фотографии, на которой изображена древняя мечеть.
Слава Задорожный (Светослав Морской)
Это место на карте
semyon[Цитировать]
судя по снимку 1966 года мечеть снесли уже после землетрясения
semyon[Цитировать]
А здесь другая дата приводится о сносе мечети https://azon.uz/content/views/ikki-yul-orasidagi-qabriston-tarihi
semyon[Цитировать]
Скорее всего, смотритель кладбища ошибся в годе сноса — мне он назвал 1962-й.
Светослав[Цитировать]
в Энциклопедии Ташкента от 2009 года тоже высказано мнение о 1966 годе… А смотритель всем говорит по разному :) (мой коммент ещё о об дном источнике проходит проверку и там смотритель назвал дату 1960 г.)
semyon[Цитировать]
Есть ли сия энциклопедия на русском языке? Сравнить бы ее содержание с той, 1984-го года.
Светослав[Цитировать]
К сожалению нет, я сам перевожу, многие статьи слово в слово из 1984 года, но есть и оригинальные и дополненные.
semyon[Цитировать]
Первые дома восьмого квартала были сданы в 1963 году, в 80-90годах на кладбище небыло смотрителей совсем, я прожил в доме номер 3 до 2000 года, и мы часто бывали на этом кладбище. Внутри территории все было развалено.
Роман[Цитировать]
В общем существует одна книга МУҲАММАД СОЛИҲ «ТАРИХИ ЖАДИДАЙИ ТОШКАНД», в которой и описана история исторической части города. Но к сожалению я не могу найти подробный перевод хотя бы на современный узбекский язык этой книги в полном объёме. Надеюсь, что книга содержит хотя бы более достоверные сведения, нежели «испорченный телефон» дошедший до наших дней….
semyon[Цитировать]
немного обработал фото, исправил перспективу
semyon[Цитировать]
Класс!
Светослав[Цитировать]
+еще доработка
Парфюмер[Цитировать]
На фото за мечетью виден достроенный 31-й дом 6-го квартала, судя по рамам без стёкол и без занавесок, не заселённый. Возрастная карта говорит, что данный дом построен в 1968 г. Получается фото с мечетью 1968 года.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
На той карте ошибок вагон, и еще немного…
Светослав[Цитировать]
Думаю посетители сайта подскажут по поводу года постройки домов на 6 квартале.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Я же привёл фрагмент этого места из спутникового снимка 1966 года, какое ещё подтверждение нужно?
Хорошо, вот ещё один фрагмент с плана с указанием периода застройки.
semyon[Цитировать]
По виду со спутника (фото неудовлетворительного качества) как можно определить на каком этапе строительства был дом на момент съёмки?
На последней карте написано «районы застроенные 1966-69», определить точную дату постройки именно 6 квартала данная карта не может.
Следовательно, фото с мечетью и дома, если не 1968 г. (по версии сайта возраста Ташкента), то 1967 и совсем не факт, что 1966 г.
Так, что на мой взгляд было бы хорошо ознакомиться с мнением людей, а в идеале с «коренными» жителями того квартала.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Из «коренных» жителей, например, 14-го квартала (это рядом) одного из домов — я, да еще одна очень пожилая женщина. Из тех, кто первыми заселялись. Скорее всего, то же самое — с жителями 6-го квартала. И еще — скажите, плиз, ЗАЧЕМ нужна такая точность? Может быть, вообще нужен ДЕНЬ сдачи в эксплуатацию? Я так скажу — меня папа заносил на руках, а отделочники — выходили. Как определить точную дату сдачи дома? Да и нужно ли?
Светослав[Цитировать]
«Как определить точную дату сдачи дома?» — Версия сдачи дома на сегодняшний день, из имеющихся доступных источников Age Tashkent. Но как вы предполагаете, там возможна неточность.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Может лучше определить точную дату постройки мечети?
semyon[Цитировать]
Как видно, возникают проблемы с определением точной даты строения возведённого чуть более пол века назад, а определить точную дату постройки мечети 18 века…! Наверняка возможно, людям сидящим в архивах.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Ну так заплатите за работу, а я «посижу» в архиве. Все равно сотрудники архива за Вас исполнять эту работу не будут. Я же, по крайней мере, знаю, где и как , в каких фондах информацию искать.
Светослав[Цитировать]
Если вы говорите про поиск инф. в архиве про мечеть — озвучьте сумму.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Минимально? Миллион на руки. Можно больше — от Ваших щедрот. Валюту выбирайте сами.
Светослав[Цитировать]
Спасибо. Приемлемая сумма. Думаю, что люди интересующиеся мусульманскими Святынями воспользуются вашими услугами.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
А может истинную ценность предоставляют кадастровые документы, а не слухи бабушек у подъездов?
semyon[Цитировать]
Сайт возраст Ташкента сделан в том числе и при содействии хокимията города, наверняка инфу они брали с гос. организаций, которые по идее должны заслуживать доверия. Но появляется инф. о возможной ошибке.
Возможно и инф. «бабушек» тоже может быть полезна.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Опять гадание, может брали, а может… В прочем они сами и написали…
semyon[Цитировать]