Высотные знаки в Туркестане История
Roman Barkov пишет в группе Геодезические знаки. История и современность.
ВЫСОТНЫМ ЗНАКАМ ПОЛТОРА ВЕКА.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. ТУРКЕСТАНСКИЙ ОТДЕЛ И УРОВЕНЬ ОЗЕРА (1894-1904).
Несмотря на план распространения сети на восточные губернии, в центре внимания по-прежнему оказываются западные. Семашко, капитан Аксентьев и капитан Смирнов в 1894 г. прокладывают линию Смоленск – Орша – Минск – Барановичи.
А вот Баранов с Ахновским отправились к югу. От Ростова-на-Дону с 1895 по 1899 гг. они прошли, взяв по пути в компанию полковника Иванова, до Новороссийска в одну сторону, до Петровска (сейчас Махачкала) – в другую, сделав ответвления на Кисловодск и Владикавказ.
Любопытно, что при этом Иванов умудрился посреди северокавказских измерений проложить в 1897 г. линию Гатчино – Ревель. Эта линия повторяла самую первую линию 1871 г., вернее – полностью заменяла её в части измерений, выполненных в то время нивелир-теодолитом. Все марки при этом оставались на своих местах. Кстати, форма марок не претерпела никаких изменений – на всех вновь прокладываемых линиях закладывались всё те же марки «ГЛ.ШТ.» с указанием года закладки и без указания номера. А вот география из закладки расширялась и углублялась: марок становилось всё больше и больше.
Парийский Иван Васильевич (1851-1918). С 1875 г. служил в Туркестанском военно-топографическом отделе: производитель топографических работ, с 1885 г. – производитель геодезических работ, с 1910 г. – помощник начальника отдела.
Участник обширных топогеодезических работ в Средней Азии, член Туркестанского отдела Русского географического общества.
И вот на этом этапе мы впервые сталкиваемся с необычным явлением. В 1894 году по Средне-Азиатской казённой железной дороге начато проложение линии Красноводск – Ташкент. Работу выполняют полковник Парийский и коллежский советник Никитин, ни разу до этого нивелир в руках не державшие. В первые 26 лет существования Туркестанского Военно-топографического отдела работы его почти исключительно состояли в производстве съёмок и рекогносцировок. Чем же было вызвано нетерпение начать нивелировку, не связанную с общей сетью, тем более неопытными топографами? Всё очень просто: в 1890 г. Казанская астрономическая обсерватория определила свою высотную отметку (насколько хорошо – оставим за скобками), а Ташкентская – до сих пор нет. Тем не менее, для учёта уклонения отвесных линий отметка была очень нужна. Единственным способом в условиях удаления Ташкента от чего бы то ни было являлась привязка к уровню ближайшего моря, даром что оно – озеро. В Красноводске некоторое время велись наблюдения за уровнем «моря». Справедливости ради, нужно заметить, что высота уровня Каспийского моря относительно уровня Чёрного моря была известна из работы Каспийской экспедиции 1836 г., но, как мы понимаем, точность этого определения оставляла, мягко говоря, желать лучшего. Но, как писал Парийский, «…направление нивеллировки дало возможность связать высоту Ташкентской обсерватории с уровнем океана в наиболее короткий срок, чем по любому другому направлению».
В Туркестанском крае нивелировка могла проводиться только по единственной существовавшей там Закаспийской военной железной дороге, там и пошли. Предварительно, конечно, обучились выполнению нивелирования под руководством заведующего обсерваторией полковника Гедеонова, проложив тренировочный ход по Ташкенту длиной около трёх вёрст. Шли они в течение долгих шести лет, и закончили только в 1900 г. Что же получили в итоге? Ну, кто об этом расскажет лучше Парийского? Ему и слово.
«Послѣ произведенной нивеллировки высота Ташкентской Обсерваторiи надъ уровнемъ океана получилась, конечно, точнѣе чѣмъ прежде, но все-таки предположенную цѣль нельзя считать вполнѣ достигнутой. Какъ извѣстно, уровень Каспiйскаго моря изъ года въ годъ не остается постояннымъ, а подверженъ значительнымъ колебанiямъ, которыя достигаютъ несколькихъ футъ. Начальная марка Туркестанской точной нивеллировки на Красноводскомъ вокзалѣ была связана съ нулемъ временнаго футштока, в настоящее время несуществующаго, по которому уровень Каспiйскаго моря выведенъ изх наблюденiй одного 1895 года. Такой уровень, принятый за нормальный, можетъ быть ошибоченъ до 2½ футъ».
Ещё одной особенностью этой работы было то, что марки, заложенные в этой работе, имели некоторое отличие от общепринятых: вместо надписи «ГЛ.ШТ.» была отлита надпись «ТОП. ОТД.». Год на всех марках указан 1894, номеров марки не имели. Про эти марки есть ещё одна любопытная версия. По окончании длинной «транспустынной» линии Парийский в 1901-1903 гг. проложил ещё две боковых: Черняево – Андижан и Мерв – Кушка. Так вот, на этих линиях установлены точно такие же марки с обозначением на них 1894 г. Изготовили с большим запасом?
Как бы то ни было, благодаря ташкентцу Павел Новик мы об этом узнали – в водоёмных зданиях станций Ломакино (сейчас – Зарбдор) и Хилково (сейчас – Бекабад) в Узбекистане такие марки сохранились. Всего таких марок было заложено 98.
Пока Парийский определял отметку Ташкентской обсерватории, в европейской части капитан Аксентьев прошёл в 1899 г. от Двинска до Вильны, а капитан Симонов – от Белостока до Лавандарово. В 1901 г. рассекли наконец в нескольких местах первый большой полигон: полковник Павлов проложил линию Псков – Бологое, капитан Беляев прошёл от Лихославля до Вязьмы, а полковник Семашко и капитан Харманский – от Золотарёво до Смоленска. В 1903 г. тот же Харманский совместно с капитанами Селивёрстовым и Корзуном сделали южное меридианное рассечение – от Бахмача до Минска. Тогда же Корзун прошёл от Белостока до станции Лапы, Быков – от Вильны до Лавандарово, а Быков вместе с Ахновским – от Фастово до Знаменки.
В 1902 г. отдельным изданием вышло дополнение к Каталогу Рыльке, в которое вошли результаты нивелирных работ и установленные марки за период 1893-1901 гг. Сам Рыльке к тому времени умер, и уравнивать заново было некому… Кроме ведомостей нивелирования, в брошюре помещены сведения об утраченных за прошедший период установленных ранее нивелирных марках. Таковых оказалось 37 штук.
Теперь снова два слова об азиатских территориях. В 1901 году Омским военно-топографическим отделом в лице коллежского асессора А.А. Александрова начата работа по поверочной нивелировке от озера Байкал на запад. В 1870-е гг. Русское географическое общество проложило длиннющий ход от станицы Звериноголовская до озера Байкал, не закладывая при этом знаков, а пользуясь цоколями и другими местными предметами. И вот результаты этой нивелировки были подвергнуты сомнениям, что в совокупности с отсутствием постоянных высотных знаков давало основание для повторения нивелировки. К счастью, к тому времени были готовы Западно-Сибирская и Средне-Сибирская железные дороги. К 1904 г. Александров дошёл уже до Ново-Николаевска (сейчас – Новосибирск), сделав ответвление от Тайги до Томска. Но, поскольку работа Александрова растянулась на десятилетия, о ней уместно будет рассказать в следующей главе и целиком.
В 1904 г. капитан Сцепура и капитан Гурьев начали прокладывать ход от Челябинска к западу в расчёте соединиться с линией Ряжск – Оренбург, но полноценные измерения получены только до станции Тавтиманово, хотя нивелирные марки заложены вплоть до станции Липяги (сейчас – Новокуйбышевск). Забегая вперёд, скажу, что в 1911 г. весь этот ход был повторён. И вот на этой линии, в здании станции Похвистнево
Джулия Смит обнаружила последнюю по времени марку «ГЛ.ШТ.» из общего числа установленных 1102 штук.
Почему последнюю? Да потому что после 1904 г. такие марки больше не устанавливались. В 1905 г. было образовано Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) – высший орган военно-стратегического управления Русской императорской армии. Военно-топографическое управление было выделено из Главного штаба и передано в состав ГУГШ. Надпись на марках стала неактуальной…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.