«Быть всегда в стойке» – путь чемпионки от сиротства до побед Ташкентцы
Автор Надежда Нам
У нас, если ты накачанная девчонка и занимаешься спортом, то на тебя смотрят косо, как так, чтобы девушка тренировалась. Мне посторонние говорят, что я грубая, по взгляду, будто кого-то ненавижу
, – сдержанно улыбается Самира НУРУЛЛАЕВА, азиатская чемпионка 2019 года по грепплингу.
У девушки были такие жизненные перипетии, что она могла бы стать прототипом киногероини. Самира, пережив много трудностей, сейчас всегда заступается за женщин.
Мы встретились с Самирой в кафе-кондитерской. «Я люблю пирожные, у меня нет проблем с фигурой», – говорит девушка в спортивном костюме, крепкая, мускулистая, в разговоре достаточно откровенная и простая. Во время нашей двухчасовой беседы Самира пару раз показывает мне несколько захватов, а при встрече и прощании так крепко обнимает, что хочется иметь в подругах такую сильную девушку.
В охране
Кафе. Поздний вечер. Отдыхающие и выпивающие посетители. Женщины перебрали лишнего, между ними завязывается потасовка, с оплатой счета тоже заминка. Подходит накачанная девушка из охраны, она пытается им объяснить, что не нужно скандалить и мешать другим посетителям и напоминает об оплате.
– А приходилось там решать проблему не словами? – спрашиваю Самиру, которая с юности занимается различными видами единоборств, чтобы защитить себя.
– Я сначала предупреждала, если меня не слушали, то потом могла завалить. Хотя бить пьяных людей не по мне, это не по-человечески, – с улыбкой отвечает спортсменка.
Руководство заведения не знало, сколько лет крупной и сильной девушке. Когда они ее брали на работу, то попросили паспорт, она сказала, что принесет, но трудоустройство –неофициальное, поэтому о паспорте больше не заикались. Иногда Самире приходилось разбираться не только с женщинами, но и мужчинами. Платили нормально. А где-то через год в это кафе зашла соседка Самиры, и официанты услышали, что девушке 15 лет. Несовершеннолетнюю начальство выгнало.
Титулованная спортсменка за женскую солидарность
Самире скоро исполнится 28, она кандидат в мастера спорта по курашу, также занимается дзюдо и грепплингом (вид спортивного единоборства, совмещающий в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов). У девушки внушающий список спортивных достижений. Вот лишь некоторые: 2017 год – I место в Чемпионате Узбекистана по пауэрлифтингу, I место в Кубке Ташкента по мас-рестлингу; 2019 год – I место в Международном чемпионате в Азербайджане по грепплингу MMA; 2021 год – I место в Республиканском чемпионате по грепплингу.
Спортсменка, кроме участия в соревнованиях, занимается и тренерской работой, неофициально, тренирует индивидуально детей, женщин и всех желающих в зале спорткомплекса, подопечным от 15 до 30 лет. Чемпионка мечтает открыть свой спортзал, чтобы нуждающиеся люди, у кого нет возможности платить, могли тренироваться, ведь спорт дает силы.
– Ко мне заниматься приходят девушки, я их обучаю самообороне, – говорит Самира. – Девушки должны уметь за себя постоять. В современном мире часто нападают на женщин, они не должны растеряться, надо суметь применить приемы самообороны и защитить себя. Кто-то у меня за пару недель обучается, другим требуется месяц, кому-то полгода.
Самира – за женскую солидарность. Спортсменка всегда заступится за женщин, если их обижают. Даже если женщина не права, мужчина не имеет права ее бить – непреклонна собеседница. Любая из нас должна уметь дать силовой отпор мужчине. «Надо по жизни всегда быть в стойке, не расслабляться, чтобы отразить удар с любой стороны», – девушка встает и показывает стойку.
Горькое детство
Март 1994 года. В семье молодых родителей, мама стюардесса, папа спортсмен, рождается дочка. У 26-летнего отца, занимающегося регби и тхэквондо, азербайджанца по национальности, свой спортзал. Самира говорит, что у папы были проблемы с уличной мафией, его считали «слишком борзым кавказцем», в подробности вдаваться собеседница не хочет. Подвал, молодой мужчина висит как мешок, он избит. Когда парня находят через пару дней, он уже мертв. Девочку берут родные отца, так как постоянно летающая мать заявляет, что не сможет воспитывать дочку. Бабушка по отцу и тетя растят Самиру до 4 лет. А потом, как признается девушка, ее продают женщине-мусульманке, которая оформляет удочерение.
– Как так продают? Почему?
– У меня на теле есть родимое пятно, – отвечает Самира и показывает мне его. – Каждую пятницу оно становится красноватым и на нем можно прочесть «Аллах».
– И как это объясняется?
– Не знаю. Это дар от Бога, он меня такой создал. Бабуля говорила, что и у папы был дар – мы видим будущее, можем людей лечить. Но я не хочу такими вещами заниматься. Зачем? – спортсменка об этом говорит спокойно, как о чем-то обыденном.
Неродная мать, видимо, зарабатывая на даре приемной дочки, приводит в дом людей и требует, чтобы ребенок говорил, что ждет того или иного человека. Самира видит картинки. Женщина хочет, чтобы Самира говорила хорошее, а она видит разное и не врет. Мать, ведущая фривольный образ жизни, лупасит маленькую дочку, иногда не кормит, бывало, что на улицу в холод выгоняет полураздетой. На лице девушки есть два незаметных шрама, это следы материнской нелюбви.
Как-то муж соседки заболел, Самира ей говорит, что через несколько дней он умрет, соседка не верит, злится. Страшное предсказание сбывается. Тетя с дядей приходят навещать племянницу, она просит, чтобы они ее забрали, плачет. Родня дает женщине деньги, чтобы та тратила их на нужды девочки, но на оплату частных спортивных секций, куда Самира хочет ходить, мать деньги не дает.
– Я верила, что приемная мать поменяет свое отношение ко мне, будет принимать меня как родную, – без внешнего волнения рассказывает девушка. – Но время шло, ничего в лучшую сторону в моей жизни не менялось. Я молилась Богу, просила его забрать меня, не хотела жить. Тяжело было. Когда кто-то умирал, я думала, почему меня не забрали, лучше бы я умерла, чем такая жизнь.
Самире 6 лет, она в спецшколе, где ходит на художественную гимнастику, но вместо растяжки девочка все пинает. Тренеры говорят, что ее надо отдать на другой вид спорта, да и найти общий язык с прямолинейной и несговорчивой ученицей взрослым трудно.
В средней школе Самира играет в секции волейбола. Ее команда почти всегда выигрывает благодаря ее подачам. Девочка ходит и в другие бесплатные спортивные секции. С 15 лет начинает тренироваться в Федерации кураша.
Хорошие люди
В кафе, где 15-летняя Самира работает в охране, часто приходит молодая женщина Марина, она ест, выпивает. Кто-то полез в сумку Марины, Самира предотвращает кражу. Как-то ночью Самира провожает Марину домой. По дороге они разговаривают. Узнав трагическую жизненную историю подростка, Марина плачет и предлагает девушке пожить у нее с мужем.
– Как пожить, просто так? – слова спортсменки опять изумляют.
– Мне Бог посылает хороших людей.
9 лет Самира прожила у этих добрых людей. У Марининого мужа-электрика Самира учится чинить телефоны, помогает ему. Потом устраивается работать в мастерскую по починке кнопочных телефонов. Параллельно подрабатывает в охране магазина.
В спорте есть грязь
– Я поставила себе цель – окончу школу, буду работать, сама себя обеспечивать, куплю форму, смогу полноценно заниматься спортом. Сейчас я выступаю за сборную Узбекистана по грепплингу. Участвовала в соревнованиях и за Узбекистан, и за Азербайджан. Я же азербайджанка, а там платят хорошо, – признается Самира. – Сейчас я самостоятельно живу, сама зарабатываю, у меня есть маленький бизнес – занимаюсь парфюмом, текстилем. Я смогла купить квартиру.
В сборную Узбекистана по грепплингу было нелегко попасть. Но Самиру заметили на соревнованиях в федерации, спортсменка прошла отборочные туры: республиканский, азиатский этапы.
– В нашей стране большой спорт позволяет зарабатывать хорошие деньги?
– Конечно нет. В Узбекистане за I место дадут какой-то подарок и диплом. Кроме того, много несправедливости в судействе, коррупция, национализм. В спорте, который по телевизору показывают – красивые картинки, интервью всякие гладкие, а «сзади» – грязь. А деньги я зарабатывала в боях без правил.
Самира рассказывает без подробностей, в свойственной ей манере, что как-то до нее докопались, она завалила, это увидел один человек, который сказал, что спортсменка может биться в боях без правил. Девушка больше 20 раз участвовала в таких соревнованиях в Казахстане, Грузии, Азербайджане, Турции, России. Весовая категория Самиры 65 кг, против нее выходили и 75 и 90-килограммовые соперницы. Кого-то она побеждала, кто-то ее. По словам собеседницы, там ломают по полной программе, можно на ринге и сознание потерять, но, если в этой жизни чего-то бояться, лучше не жить. В таких соревнованиях очень хорошо платили.
Собеседница со всей прямотой говорит, что за редким исключением обычной девочке, без денег, связей, сделать карьеру в профессиональном спорте в нашей стране талант не поможет, если не испачкаешься. Один из тренеров хотел помочь Самире поступить в физкультурный институт, но взамен предложил ей быть с ним, девушка его пристыдила – вы же пожилой, у вас есть семья. Самире не один раз мужчины предлагали помочь, зная, что она росла без родителей, но эта помощь была бы не бескорыстной. «Я их посылала», – резко отрезает спортсменка.
О матерях – Бог простит
Чей-то день рождения, большая компания, на Самиру все время смотрит какая-то женщина. «Чего ты так на меня смотришь?» – спрашивает девушка. Как выяснилось, женщина – родная мать Самиры. У матери и дочери оказалась общая подруга, рассказавшая матери историю девушки с родимым пятном. По словам матери, став зрелой, она захотела общаться с Самирой, но родственники сказали, что девочка умерла.
– Вы простили родную мать?
– Пусть Бог простит. Она у меня попросила прощения, но я ничего к ней не чувствую. С родственниками тоже стараюсь не общаться.
– А как вы сейчас относитесь к неродной матери?
– Путь и ее Бог простит.
– Вы доверяете людям?
– Я верю Богу и себе. За людьми я наблюдаю.
– Вам в быту часто приходится отстаивать себя кулаками?
– Да, ведь я всем говорю в лицо, что думаю, а если человек гнилой, то я не буду с ним разводить сюси-муси.
– Вас сейчас кто-то может обидеть?
– Обидит – получит (смеется).
Не надо сдаваться
– Что бы вы сказали женщинам, которых жизнь ломала, как вас?
– Не надо сдаваться, верь и сама старайся, ничего не жди от государства, оно тебе не поможет. В жизни бывают всякие трудности. Я поддерживаю женщин и нуждающихся людей (Самира занимается благотворительностью, но не хочет это афишировать), чтобы сделать их чуть счастливее, чтобы они улыбались, чтобы не чувствовали себя никому не нужными.
На мой последний вопрос – чувствует ли она себя особенной – Самира без всякого кокетства отвечает, что нет, она обычная, просто судьба у нее такая. «Я сама себя подняла. Всегда общаюсь с Богом и прошу у него сил и мозгов. Главное – надо оставаться человеком», – говорит девушка-борец.
Надежда Нам
Опубликовано в газете «Леди» (№2 от 13.01.2022 г.)
Удачи Самире и женского счастья!
Фахим Ильясов[Цитировать]
Самира молодец! Успехов тебе!
Шухрат[Цитировать]
Потрясающая! Мужчинам неудобно, невыгодно, страшно, когда девочка не слабая, не худенькая, не маленькая. Некомфортно им рядом с сильными и смелыми. Будем сильными для себя самих!
Олеся[Цитировать]
Удачи. Только девушек с первого этажа не бей и руки не выкручивай ей.
Я[Цитировать]