ТАПОиЧ и самолёты Ан-124 и Ан-225 История

Пишет Радик Газиев

Предисловие Генерального конструктора ОКБ О. К. Антонова.

Многие удивляются: «Как это вам со сравнительно слабым оснащением, в большой тесноте и при недостатке кадров удается создавать технику на мировом уровне?». Очень просто. Только за счет новых идей, изобретений, энтузиазма, партийной сознательности мы можем идти в ногу о временем. Главное в нашем деле — целеустремленность, дружеская работа.

При создании самолета С-5А фирма «Локхид» поместила объявление о приеме пяти тысяч конструкторов. В конечном итоге это привело к конфузу: самолет выкатили (в присутствии президента Джонсона), а крыло оказалось непрочное- коммерческая нагрузка 79 тонн вместо 120 тонн. И вынуждены были прийти к выводу — следует проектировать новое крыло. Вот что значит коллектив, объединенной одной идеей, собрание единомышленников, создающих новую авиационную технику..
О. К. Антонов. 1983г.

О вкладе ТАПОиЧ в строительсьво самолетов Ан-124 и Ан-225 начнем с выдержки из книги Николая Якубовича: «Супергиганты Ан-124 «Руслан» и «Ан-225 «Мрия». г.Москва». 2016 г.»

«Первые шесть серийных машин выпустил Киевский авиазавод в кооперации с Ташкентским авиационным производственным объединением имени В.П.Чкалова. Но в 1983 году постановлением правительства к выпуску Ан-124 подключили Ульяновский авиационный производственный комплекс (УАПК), получивший впоследствии имя Д.Ф.Устинова и изначально предназначенный для изготовления стратегического ракетоносца Ту-160.

Официальной датой создания Ульяновского авиационного комплекса считается 10 июня 1976-го, когда был заложен первый камень в основание первого корпуса будущего авиагиганта. К 1980 году был введен в строй первый пусковой комплекс и запущена документация на производство самолета Ан-124. Первая деталь для самолета была изготовлена год спустя.

Первый серийный «Руслан» №01-07 из сборочного цеха завода «Авиастар» выкатили в 1985 году.»

Представлен экипаж и ведущие после первого полета самолета Ан-124 Ульяновского комплекса 10 октября 1985г. Трое в шляпах: слева-направо: Главный конструктор самолета В.И.Толмачев, Генеральный директор УАПК Ф.З.Абдулин, Генеральный конструктор ОКБ Антонова П.В.Балабуев).

«Вспоминает заместитель технического директора и бывший работник ТАПОиЧ Л.И.Исаев: «Мне посчастливилось стать свидетелем этого грандиозного исторического события, его истинная важность и ценность познается с годами. Полет продолжался 1 час 55 минут на высоте 4000 метров и прошел успешно. После приземления все ликовали. Трудовое достижение авиастроителей УАПК посвятили 27 съезду КПСС. Этот день вошел яркой страницей в летопись Ульяновского авиазавода. Хочется отметить, что на УАПК в то время работала практически одна молодежь»

«В тот же день в адрес министра авиационной промышленности И.С.Силаева за подписью генерального конструктора П.В.Балабуева и генерального директора Ф.З.Абдулина (бывший работник ТАПОиЧ) ушло донесение: «Докладываем, 30 октября 1985года в 15 час. 30 мин. завершен первый контрольно-испытательный полет первого самолета Ан-124 производства Ульяновского авиационного производственного комплекса им. Д.Ф.Устинова. Полет продолжался 1 час 55 мин. Все системы самолета работали нормально».

(Пользуясь случаем, склоняю голову перед хорошим и преданным другом по Киеву, присутствующим на фото бортинженером А.П.Романенко, который погиб в авиакатастрофе вместе с экипажем и 17 пассажирами самолета Ан-124-100 при столкновении его с горой в Иране, следовавшим по маршруту Дубай-Керман-Ташкент).

«Серийное производство самолетов Ан-124 прекратили в 1994 году, а крайнюю машину из сохранившегося задела достроили в 2004 году. Всего выпустили 8 серий машин. Из них с 1, 2, 5, 6, 7 — серий по десять самолетов, 3-й и 8- серии по три «Руслана». Четвертой серии не было. Если считать первую опытную машину и экземпляр для статических испытаний, то всего изготовили 56 Ан-124… К осени 2010 года в эксплуатации находились девять Ан-124, 25 — Ан-124-100, и три Ан-124-100М… Три машины, изготовленные в Киеве, продали Ливии… и т.п.. Остальные машины находились на консервации».

Тем временем самолеты Ан-124 и Ан-225 удивляли мир своими достижениями. Как пишет Н.Якубович в книге «Неизвестный Антонов. Москва «ЯУЗА» «ЭКСМО» 2009г.: « 16 июня 2004 года экипаж Ан-225 (фото 3) во главе с летчиком -испытателем Анатолием Моисеевым выполнял коммерческий рейс из Праги в Ташкент с коммерческим грузом весом 247т. На борту самолета находились четыре трубоукладчика общим весом 241т и 6т погрузочного оборудования. При этом взлетный вес машины составил 630 тонн. Таким образом был установлен целый каскад мировых рекордов, число которых достигло 124. Полет же самолета с взлетным весом 630 тонн вошел ив Книгу рекордов Гиннесса». (Интересен факт, что указанные даты связаны с Ташкентом).

Напоследок поделимся интересным сообщением Н.Якубовича: «Кроме российских авиакомпаний, самолеты Ан-124-100, эксплуатирует украинская «Авиалинии Антонова», у которой числится семь Ан-124-100. История приобретения этих машин весьма необычная.

«В Киеве ждали визита М.С.Гобачева, — рассказывает Бабенко. Первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий приказал перегнать «Мрию» в Борисполь, чтобы показать Горбачеву как одно из достижений Украины. На АНТК (Киев) решили воспользоваться ситуацией и подготовили полудетективный сценарий, который был блестяще исполнен П.В.Балабуевым. После того как Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна в сопровождении Щербицкого поднялись в самолет, Балабуев сделал условный знак, и трап за ними пошел вверх. Вся сопровождающая их свита осталась снаружи. Здесь в грузовой кабине, без помех произошел разговор между генеральным конструктором АНТК и генеральным секретарем ЦК КПСС. В итоге Щербицкий получил приказ подготовить предложение о передаче в АНТК самолетов и положить его на стол Горбачеву через две недели». Придется добавить, что в то время самолеты Ан-124-100 стране стоили недешево.

От себя поделюсь, ТАПОиЧ выполнил более 50% каркасных работ на все самолеты Ан-124 и АН-225 (крылья, с входящими деталями- закрылки, элероны, предкрылки, законцовки, монорельсы и т. п., а также силовые коробки самолета, центроплан на АН-225, обтекатели и обеспечил перевозки крыльев и центроплан в Киев и в Ульяновск на фюзеляже Ан-22 и т. д.), что вправе гордиться заслуженным уважением и признанием, однако, на торжественные выкатки первых самолетов Ан-124 и Ан-225 и прочие торжества в Киев так не были приглашены представители ТАПОиЧ, хотя, уважаемые работники Киева Генеральный конструктор ОКБ Антонова П.В.Балабуев, заместитель главного конструктора В.Ф.Ерошин, ведущий конструктор самолета Ан-124 И.Г.Ермохин, представитель главного конструктора Я.Н.Приходько и др. значительное время оттачивали свое мастерство на ТАПОиЧ и восхищались городом Ташкентом. Такова жизнь.

С уважением, Радик.

2 комментария

  • Фото аватара Ильяс Ташкулов:

    Спасибо за новую публикацию, уважаемый Радик Рахимович! Вы правы: то было время великих людей и великих самолетов! В каждом пролетающем «Руслане» или «Мрiе» всегда будет частичка нашего Ташкента! Уверен, что потребность в самолётах-гигантах никогда не исчезнет. Тем более, в содружествах стран.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Invader:

    ,,Не знал, что тот рейс в Ташкент в 2004-м попал в книгу. Повезло побывать на борту «Мрии» в тот день Так сказать, наглость города берет.
    Поразило все, численность команды, размеры, независимость от наземного оборудования. Машина , подняв нос, фактически ложится корпусом на полосу, идеально для погрузки-выгрузки. Немного про флаг, борт был белоснежным с небольшим флагом ОАЭ на хвосте. В то время украинцы опасались ареста имущества за рубежом и маскировались так сказать. Командир судна (Анатолий Захарович, земля ему пухом) удручённо говорил о политических дрязгах из безучастности народа к происходящему. Пожилой и опытный, он искренне переживал за свою страну, я бы сказал, предвидя то, что мы наблюдаем сегодня.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.