Архитектор Стефан Николаевич Полупанов История Старые фото Ташкентцы

Tatyana Vavilova

Стефан Полупанов. Фото из личного фонда С. Н. Полупанова. ЦГА РУз

Личный фонд Стефана Николаевича Полупанова встретился мне в архиве давно. Заинтересовали тогда лишь старые фотографии Ташкента, а биографические данные выписывала впрок, просто на всякий случай. Но когда у меня на глазах стали стремительно разрушать мой город, вынула старую тетрадь и хочу вместе с вами вспомнить одного из архитекторов послереволюционного Ташкента.

22 декабря 1904 года в небольшом посёлке при станции Купянск-узловой Харьковской области в семье железнодорожного кондуктора родился мальчик по имени Стефан. Судьба мальчика не баловала. Семья многодетная, восемь душ, а отец умер в 1913 году, когда Стефану исполнилось всего 9 лет. Пришлось в летнее время, свободное от учёбы в приходской школе, работать подмастерьем у художника. Там и проявились способности мальчика к рисованию. В 1915 году Стефан устраивается помощником чертёжника, а в 1917 году едет в Харьков и поступает в художественное училище. По окончании его работает сначала в мастерских, рисует революционные плакаты, востребованные революционным временем, затем чертёжником в Управлении железной дороги. В 1920 году Полупанов поступает в Харьковский художественно-строительный институт на архитектурный факультет. Учебу в институте совмещает с работой в различных проектных организациях. Стефан Николаевич создает проекты поселков, школ и жилых домов, часть которых были построены.

В 1928 году Стефан Николаевич Полупанов приезжает в Ташкент и принимает участие в подготовке проектов строительства новых зданий и генерального плана по реконструкции городов республики. Перед архитекторами поставили задачу так перепланировать среднеазиатские города, чтобы стереть границы между старой и новой, европейской, частью и построить современные здания с использованием национальных традиций и форм. Стефан Николаевич приступает к изучению национальной архитектуры и традиций, исторических памятников. Наши историки архитектуры считают, что именно Полупанов первым из советских архитекторов применил такое сочетание архитектурных форм. Кроме того, Полупанов предлагал модный в те годы стиль конструктивизма.

Уже в конце 20-х годов были построены здания, запомнившиеся нескольким поколениям. Часть из них сохранилась и служит по своему назначению до сих пор. Это Ирригационный институт по проекту В. Гаршенина, Водхоз А. Тильтина и Г. Сваричевского и, кстати, дом 45 около городища Минг-Урюк, который отстаивают сейчас его жители. Городские власти решили сности дом и построить на его месте высотку. Но жители нашли документы, в которых дом записан как памятник архитектуры, построенный в 1927 году известным ташкентским зодчим Г.М. Сваричевским. По документам это «экспериментальное жилое строение, построенное в стиле конструктивизма с учетом климатических особенностей Центральной Азии под названием «Дом машиниста». Стоит недалеко от вокзала, по проспекту Амира Тимура.

С 1927 по 1932 год выстроены Телефонная станция (В. Гаршенин), фабрика -кухня (арх. С Чернявский), дом хлопкового управления (инженер О. Баграков), Среднеазиатский коммунистический университет и жилые дома на Пушкинской.

В 1928-29 годах Стефан Николаевич выезжает в длительные командировки в Андижан и Самарканд. В Андижане он работает над крупными проектами гражданского строительства, заведует проектным бюро. По его проектам выстроены здания гостиницы, бани, родильного дома, туб. санатория, школы, , больницы, райисполком и парк с павильонами.

В 1929 году Полупанов работает в Самарканде в Узгоспроекте. Здесь он строит Дом коммуны НКВД, техникум индустриального земледелия, художественный техникум. В 1930-м возвращается в Ташкент вместе с правительством республики. В Ташкенте Полупанов работает в стиле конструктивизма над проектами Дома правительства и Дома коммуны, которые были приняты и здания построены, а также вместе с Петелиным принимает участие в строительстве здания музея революции, которое теперь занимает Дом фотографии.

В это же время Стефан Николаевич занимается проектированием жилых домов для Текстильного комбината, участвует в конкурсе на лучший Дом ученых.

В 1933 году С.Н. Полупанова направляют в Чирчикстрой. Он разрабатывает технический проект соц. города, типовые жилые дома и другие объекты. Полностью проект Полупанова не прошел, но часть его была выполнена.

В 1932 -1934 годах в Ташкенте проводился конкурс на проект Дворца культуры и труда, в котором приняли участие 7 архитекторов из Москвы, Ленинграда и Ташкента. Приняли проект Стефана Николаевича Полупанова.

Согласно проекту «здание представляет собой симметричную композицию с двумя выступами по бокам. Средний объем имеет в центре лоджию. Здание венчается аттиковым этажом с богатым карнизом. Торцы выступов сделаны также в виде неглубоких лоджей.» Декорируя здание, архитектор Полупанов впервые попытался придать зданию национальный облик. Однако, в 1935 году, когда здание ещё не возвели, решено было передать его Облисполкому, а зал, расположенный на первом этаже, приспособить под театр имени Мукими. Для театра Стефан Николаевич спроектировал красивейший потолок — плафон.

В последующие годы в здании размещались Театр юного зрителя, Театр эстрады. На площади перед ним поставлен памятник Алишеру Навои и аллея поэтов, поскольку в этом же здании организовали Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана и Институт рукописей имени Х. Сулейманова.

Первая значительная реконструкция Ташкента проводилась в 1930-40-х. Объявлялся конкурс, из нескольких предложенных проектов составили один. Работали над всеми проектами отечественные архитекторы под руководством А. Кузнецова. Стефан Николаевич пишет в книге «Архитектура советских городов»:

Главной идеей стало объединение старой и новой частей города в единое целое. В старой части планировали прежде всего размещение мощных промышленных предприятий, а уж за ними строительство жилых зданий, парков, стадионов, общественных зданий. Согласно тому первому плану «жилые районы и кварталы в них реконструируются с использованием существующего фонда и сохранением традиционных узбекских планировок жилых дворов и кварталов. Реконструкция проводится таким образом, чтобы, не разрушая существующих строений и не уничтожая зеленых насаждений усадьбы (виноградников, плодовых деревьев, огородов), можно было построить новые здания, используя прогрессивные, архитектурно-композиционные и строительные традиции и приемы. Магистральные улицы города застраиваются трех-четырехэтажными домами. Архитектурный облик этих улиц имеет ярко выраженный парковый характер. Рослые, с густыми кронами деревья часто сплошь закрывают фасады зданий, образуя тенистые и прохладные в летний зной коридоры. В связи с разработанным проектом обводнения и озеленения, Ташкент превращается в город-сад.

Все годы своей жизни в Средней Азии Стефан Николаевич занимается изучением архитектурного наследия края, его народных традиций. В личном фонде архитектора хранятся фотографии исторических зданий Ташкента, Самарканда, Бухары. Он изучает народную жилищную архитектуру, издает книги о Самарканде и Ташкенте. Осваивая национальные формы, Полупанов использует их в проектах дома отдыха в Су-Коке и павильона Уз. ССР на ВСНХ в Москве.

Проект павильона Уз. ССР был заказан СНК республики. Стефан Николаевич руководил всеми строительными работами, был главным художником павильона и чайхоны. За успешную работу награжден Орденом Знак почета. Выставочный павильон был готов в 1939 году.
Вернувшись из Москвы в Ташкент в 1940 году Полупанов работает в Ташгорпроекте. В этом году по его проекту реконструируется и оформляется зал заседаний Верховного Совета УзССР. Летом того же года его назначают главным инженером и архитектором строителем Гос. академ. театра в Ташкенте (проект Щусева). Строительство, прерванное войной, было завершено в 1947 году.

Кроме проектирования и строительства Стефан Николаевич занимался оформлением выставок: к юбилеям УзССР, Алишера Навои, к памятным датам Октября, к различным партсъездам.

Но чаще всего Полупанов участвует в конкурсах. Не все его работы получали первые премии и были осуществлены, но занимали достойные места. Например, в 1945 году его проект гостиницы Ташкент занял 2 место. В 1946 году Полупанов получил премию за проект правительственного центра «Красная площадь». В 1947-49 годах Стефан Николаевич создает проект санатория «Узбекистан» в Ялте. Он же составляет гидротехническое оформление улицы Навои и Хамзы, проект летнего кинотеатра на площади Бешагач, пристройки к зданию Совета министров и Верховного совета УзССР. Полупанову присваивается звание заслуженного деятеля искусств УзССР.

В 1950- годах Стефана Николаевича откомандировывают в Москву. Здание павильона республики Узбекистан потребовало ремонта и реставрации. Решено было применит новые, более стойкие материалы. По проектам Полупанова были выстроены павильонные дворцы, к которых воспевалось искусство Узбекистана. Работал тогда Стефан Николаевич и над павильоном «Северный Кавказ и Крым», «Торговый павильон». В книге отзывов гости ВСХВ записывали свои впечатления и восторгались работами Полупанова.

Правительство страны тоже оценило заслуги архитектора. Он награжден был орденом «Трудового красного знамени», избран членом корреспондентом Академии архитектуры СССР, его имя занесено в книгу почета ВСХВ.

11 августа 1957 года Стефан Николаевич скоропостижно скончался. Похоронен на Боткинском кладбище.
Источники:

  1. ЦГА РУз, фонд Р-2286.
  2. Ташкент. Архитектура городов СССР. С.Н. Полупанов.

4 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.