Как двоюродный брат Роберта Бёрнса, будучи британским разведчиком, выдавал себя за армянского купца в Центральной Азии История
Ташкент I vsedaokolo.uz
Сэр Александр Бёрнс (англ. Sir Alexander Burnes; 16 мая 1805, Монтроз, Шотландия — 2 ноября 1841, Кабул) — дипломат, капитан британской армии, путешественник и исследователь, принимавший участие в Большой игре.
Также получил прозвище «Бухарский Бёрнс» за свой вклад в установление контактов с Бухарским эмиратом и его изучение.
Член Лондонского королевского общества (1834).
Родился в Монтрозе, Шотландия, в семье местного пробста, двоюродного брата всемирно известного шотландского поэта Роберта Бернса. С 16 лет находился на службе Британской Ост-Индской компании. Это способствовало тому, что он овладел фарси и хинди, и получил назначение в Сурат в качестве переводчика в 1822 году. В 1826 году он был переведен в Кач, где стал помощником британского политического агента. Тогда он заинтересовался историей и географией северо-западной Индии и сопредельных стран, которые на тот момент были изучены довольно слабо.
В 1829 году Бёрнс предложил организовать разведывательное путешествие вверх по реке Инд. Но по политическим соображениям английские власти в Калькутте ему отказали. Однако в 1831 году его послали в Лахор с подарочными лошадьми для махараджи Ранджит Сингха от короля Вильгельма IV. Английская сторона убедила правителя Синда, что лошади не переживут путешествия по суше, и получила разрешение перевезти их по реке Инд. Само собой, истинная цель англичан состояла в исследовании долины реки. В последующие годы Бёрнс в сопровождении индуса Мохана Лала совершил путешествие через Гиндукуш в Бухару и Персию.
Рассказ, который Бёрнс опубликовал во время посещения Лондона в 1834 году, расширил знания англичан об Афганистане, Бухаре и Персии. Эта книга являлась одной из самых популярных в своё время. После первого издания его трудов, автор получил £ 800. Его заслуги были признаны не только Королевским Географическим обществом, но и в Париже. Вскоре после его возвращения в Индию в 1835 году, Бёрнс был назначен в суд Синда для охраны торгового соглашения о судоходстве по Инду. В 1836 году он совершил политический визит в Кабул ко двору Дост Мухаммеда.
Александр Бёрнс советовал лорду Окленду (генерал-губернатору Британской Индии) поддерживать Дост Мухаммеда на афганском троне. Однако лорд отдал предпочтение мнению сэра Уильяма Макнаттена, согласно которому следовало восстановить на Кабульском престоле шаха Шуджу, что и привело к первой войне с Афганистаном. Для осуществления задачи по восстановлению прав шаха на престол в Кабул в качестве политического агента был отправлен все тот же Александр Бёрнс. Обратно ему вернуться уже было не суждено. Дипломат был зверски растерзан толпой во время стихийного восстания кабульцев в 1841 году. Неизбежная опасность для Бёрнса была очевидна, но он был слишком спокоен в течение всего время пребывания на этом посту. Видимо, Бёрнс недооценил воинственный нрав афганцев.
А вот что сообщает сайт «Фергана»:
«В конце XVIII – начале XIX века Средняя Азия была заветной целью европейских исследователей. Но феодальные деспотии Бухары, Хивы и Коканда свято охраняли неприкосновенность своих границ от проникновения иноземцев-христиан. Многие из них поплатились за это жизнью. Именно поэтому история исследования Средней Азии хранит имена путешественников, проникших на эту территорию с научными целями, но скрывшие свои истинные намерения. Один из них – англичанин Александр Бёрнс — в 1831-1836 годах побывал в Афганистане и Средней Азии под видом армянского купца.
Дальний родственник известного поэта Роберта Бёрнса, он в 16 лет поступил на службу в колониальные войска в Индии, и проявил большие способности как в дипломатической деятельности, так и в научных изысканиях. В 1831 году руководство английской Ост-Индской компании, которая являлась полновластным хозяином в богатейшей британской колонии, посылает А.Бёрнса на разведку путей сообщения и выяснения политической и экономической обстановки в Средней Азии.
За шесть лет до этого, на левобережье Аму-дарьи, в Кундузе трагически погибли два известных опытных английских дипломата, возвращавшиеся после переговоров в Бухаре — Уильям Муркрофт и Джордж Требек, а также врач, сопровождавший их в поездке. Бернс, не без основания опасаясь за свою жизнь, решает на время путешествия изменить свой облик. И вот от берегов Инда к Аму-дарье двинулся в путь небольшой караван, в середине которого ехал незаметный «армянский купец» в скромной клетчатой чалме и сером халате. «Армянское» происхождение должно было как-то объяснить интересующимся слишком заметный акцент англичанина, довольно бойко разговаривавшего на фарси. Так началось это полное опасностей трехлетнее путешествие по горным тропам Афганистана, пескам Туркмении к оазисам Бухары и Ирана.
Примерно через пять месяцев после выхода из Лахора А.Бёрнс со спутниками переправились через Амударью в районе современного узбекского города Термеза и углубились на территорию Бухарского ханства. Лейтенант оказался внимательным исследователем и хорошим конспиратором, которому удавалось с помощью спрятанного в чалме компаса вести глазомерную съемку и наносить свой путь на бумагу. Территории, куда он не мог добраться, описывались по данным, тщательно собранным у попутчиков. В итоге европейская наука получила уникальные данные о местностях, многие из которых не посещались со времен Марко Поло в XIII веке.
Конечно, данные, например, о территории нынешнего Таджикистана, полученные Бёрнсом, часто неточны, но не надо забывать, что это были первые сведения об этом регионе, которые приобрела европейская география.
«На север от Окса (Аму-дарьи), горы в первый раз встречаются в независимой области Гиссара. Гиссарские горы покрываются снегом только зимой, невзирая на то, что имеют такую значительную высоту, какую, по-видимому, нельзя было бы ожидать в этой части Азии. В Гиссаре, в горах, находят соль, похожую на ту, которую ломают в соляных горах Пенджаба. Гиссар хорошо орошен и производит много риса. Он не зависит ни от Бухары, ни от Кундуза. Главный город его стоит на возвышенности в сорока милях на восток от Диг-нау (Денау)».
Западные отроги Гиссарского хребта, одного из крупнейших в системе Памиро-Алая, рядом с городом, давшим ему имя, действительно достигают высоты 2500-4000 метров. Неподалеку отсюда расположены и знаменитые Фанские горы, исследованные через тридцать пять лет после путешествия А.Бернса русским ученым А.П.Федченко, а еще через сто лет воспетых советским бардом Владимиром Высоцким.
Не мог Александр Бёрнс обойти вниманием и знаменитые Бадахшанские лалы. «Бадахшан приобрел большую известность своими рубиновыми копями, прославившимися с давнего времени и известными делийским императорам. Говорят, что они находятся на берегу Окса, близ Шугнана, при местечке, называемом Горан (в 35- 40 км. от нынешнего центра Горно-Бадахшанской автономной области г. Хорога. — В.Д.). Они разрабатываются в невысоких горах, и, если верить словам одного человека, мне их описавшего, то галереи рудников подведены даже под самый Окс… Здесь господствует мнение, что при разработке большие рубины всегда попадаются парами: это заставляет работников или скрывать найденную ими драгоценность до тех пор, пока не приищется другая ей под пару, или разбивать большие рубины на два куска».
Бадахшанские лалы (благородная шпинель) широко известны на Руси и на Востоке, где их до XIX века путали с рубином. Корону российской императрицы Екатерины II работы ювелира Иеремии Позье венчает бадахшанский лал массой почти в 400 карат. Два знаменитых бадахшанских лала украшают и британскую корону. Один из камней известен как «Рубин Черного принца», первое упоминание о котором появилось в 1367 г., когда он был собственностью короля Гранады. Второй из них, известный на Востоке уже 600 лет под именем «Хирадж-и-Алам»(«Дань мира»), а на Западе как «Рубин Тимура», в свое время действительно принадлежал Тамерлану и его потомкам, и в 1851 г. был преподнесен королеве Виктории дирекцией Ост-Индской компании.
Собрал Бернс сведения и о Восточном Памире. «Возвышенная плоскость Памира лежит между Бадахшаном и Яркендом: на ней живет кочевое племя киргизов. Центром этой земли служит озеро Сарыкуль (Зоркуль. — В.Д.), из которого, как говорят, вытекают Яксарт (Сыр-дарья), Окс и один из источников Инда. Возвышенная равнина эта простирается во все стороны от озера на расстояние шестидневного пути; если верить молве, то все великие хребты видны с этой возвышенности, как бы стоящие под его подошвою. Климат в этой стране холодный, так, что даже: летом в углубленных местах снег не тает. По причине жестокости холода, жители укрывают овчинами все свое тело, даже руки и лицо. Зернового хлеба в этой стране нет: киргизы питаются только молоком и мясом…».
Двухтомная книга об этом путешествии имела длинное название «Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лахора с подарками короля Великобритании и о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию верховного правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах лейтенантом Ост-индусской компанейской службы Александром Бёрнсом, членом Королевского Общества». Она не только выдержала ряд изданий в Англии, но и была почти сразу же переведена на французский, немецкий и русский языки. Никому не известный лейтенант колониальной службы сразу стал знаменит у себя на родине. Британское географическое общество удостоило его за это путешествие золотой медали, Парижское — серебряной. Самый аристократический лондонский клуб — «Атениум» — принял его в члены без обычного строгого голосования. Это — честь, которой удостаивались немногие. Родовитая английская знать, богатейшие лендлорды наперебой стремились заполучить к себе модного гостя — «Бёрнса Бухарского». К сожалению, членство в крупнейших географических обществах Европы не подвигло А.Бёрнса к новым научным исследованиям — он до конца жизни остался лишь офицером-разведчиком британской армии, трагически погибшем в конце Первой англо-афганской войны 1838-1842 гг. в Кабуле.»
Автор: Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук (Душанбе, Таджикистан).
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.