К. С. Поспелов – один из основателей авиационной науки в Узбекистане История Старые фото Ташкентцы
Автор: Газиев Р.
Приятно отметить, что после наших описаний биографий некоторых, знаменитых людей их личности попадают в «Википедию», В частности, попали директоры ТАПОиЧ: В.Н.Сивец, Л.А.Гуськов, В.П.Кучеров, Гл..инженер Б.П.Лисунов, мой консультант в МАИ М.Н.Шульженко, (ранее его фото было взято из «Письма о Ташкенте», в окружении друзей, позже исправили) и др. Совсем недавно, наконец, поместили директора ТАПОиЧ К.С.Поспелова (долго был без фото) однако наши, малые заметки о нем в «Письмах о Ташкенте» оказались недостаточными для полного описания его жизни. Предлагается более объёмная биография для возможного дополнения статьи в «Википедии». Возможно, кто то вспомнит больше. Ждем дальнейшего увеличения наших знаменитостей в «Википедии».
В памяти бывших выпускников Ташкентского Авиационного Института и всех почитателей авиации республики Генеральный директор ТАПОиЧ (точнее, до 1972 года, ТАЗиЧ, ЕС) К.С.Поспелов вместе с К.А.Афанасьевым останутся как участники организации первого в Узбекистане авиационного отделения при факультете Ташкентского Политехнического Института, и затем авиационного факультета. Авиационный факультет позже преобразовался в Авиационный институт, который просуществовал более 10 лет и был единственным, учебным заведением авиационного профиля не только в Центральной Азии, но и на всем Среднем Востоке. Узбекистан поднял свой голос и престиж на Среднем Востоке.
Герой Соцтруда, «Заслуженный деятель науки и техники Узбекистана», К.С.Поспелов был творческим работником авиационной промышленности страны. За короткое время своего правления Ташкентским авиационным заводом республики (7 лет), он организовал при заводе различные курсы повышения квалификации работников, создал авиационные училища и впоследствии, ташкентский авиационный факультет. В городах Фергане, Андижане были созданы филиалы ТАПОиЧ, с охватом в работе местного населения, в Ташкенте было организовано строительство больших, сборочных цехов завода. Был построен новый ЛИС и взлетная площадка длиной 3 км, что явилось единственной по длине взлетной полосой в Центральной Азии. Был создан вычислительный центр при заводе, первенец в Узбекистане и на базе его другие отделы. Константин Сергеевич привлек работников ТАПОиЧ читать лекции по авиационной тематике среди рабочих и студентов. К слову, подобных действий, ранее его, и среди последующих директоров, не было при заводе. В руководстве завода стало больше работать местные кадры.
Наряду с расширением завода Константин Сергеевич задумал организовать авиационный институт в республике. Он понимал, что это будет нелегко, с авиацией республика была мало знакома и кадры отсутствовали. Однако, он верил в задуманное, и заметил – что здешний народ стремиться развивать авиацию. Вначале, он вместе с К.А.Афанасьевым, с согласия директора Ташкентского Политехнического института, Министерства образования УзССР организовали авиационное отделение, в 1960 году перешедшее в авиационный факультет. Первые лекции по конструкции самолетов начал читать сам Константин Сергеевич, по конструкционным материалам он обязал читать лекции Главного металлурга завода Н.В.Мышака. За эту инициативу им было присвоено звания профессоров. Впоследствии, в качестве преподавателей присоединились другие руководители завода, перешли преподаватели из других кафедр института. Сам К.А.Афанасьев перешел на работу в министерство в качестве зам. Министра Высшего образования УзССР.
Константин Сергеевич рос среди родственников (отец погиб во время гражданской войны, служа в конной армии), затем работал рабочим, рабфаковцем. В 1937 году с отличием окончил Казанский Авиационный институт и начал работать под руководством будущего Генерального конструктора В.М.Мясищева над переводом всех иностранных терминов в документациях самолета ДС-3, купленного у США. Трудности были в новых шаблонах и размерах: дюймы с переводом в мм и см, при этом, важно было сохранить вес и прочность конструкции самолета. Самолет был назван именем Ли-2 в честь Главного инженера Харьковского авиационного завода Б.П.Лисунова, работающего в их команде. В 1955г., Константин Сергеевич, будучи нач. СКО Казанского авиазавода, был назначен директором на Ташкентский завод, когда завод остановился после неудачного запуска самолета Ил-14. (Было наказано почти все руководство завода). За два года он смог перетрясти цеха и отделы завода и вновь запустить самолет Ил-14 в производство.
В 1966 году после страшного землетрясения ( 800 толчков) Константин Сергеевич смог организовать бесперебойное производство самолетов. Были обеспечены новым жильем пострадавшие и предоставлены им возможности выехать семьями, с обеспечением жилья в любые районы СССР. В Узбекистане были организованы дома отдыха завода ТАПОиЧ: «Кристалл», «Хумсан», «Золотые пески», «Гулистан» и т.п, различные пансионаты. Были созданы с десяток детских садов и школ для детей работников завода. Силами строителей республик СССР было начато строительство жилгородка при заводе на 300 000 жителей со всей необходимой инфраструктурой. Созданы новые отделы при заводе: вычислительный центр, медницкие цеха, деревообделочный завод и т.д.. Расширялись цеха завода и дополнительно были набраны работники завода для продолжения производства малыми сериями и ремонта самолетов Ан-8, Ан-12 , начато производство громадного, транспортного самолета Ан-22. Наметился выпуск самолета Ил-76. Завод входил в пятерку крупнейших авиационных заводов мира.
Константин Сергеевич был прост и обходителен с работниками завода. К нему в кабинет можно было войти в любое время и решить любой вопрос, причем без повышения голоса. Он как бы привораживал своей внешностью, спокойно объяснял положение дел и определенно намечал действие и время исполнения вопросов. Мне пришлось работать с ним все его время работы на заводе. Вначале, при женитьбе, я обратился за помощью с жильем, затем с предложением темы диссертации, где получил одобрение и помощь от производства, он стал моим руководителем. К сожалению, я закончил тему диссертации после его отъезда в Москву, однако, по старой памяти, вплоть до моей защиты в Москве я заезжал к нему домой и был всегда принят доброжелательно его семьей. Сохранились несколько фотографий Константина Сергеевича, где демонстрируется его простота среди работников завода. Он не любил фотографироваться, почти не имел рядом прихлебателей, чаще был одиноким. В 1963 году его семья покинула Ташкент.
Организованный порядок и чистота при заводе привлекала всех гостей, посещавших Узбекистан. Все начиналось с нашего завода. Большая ответственность легла на плечи Константина Сергеевича, организовать и достойно встретить гостей. Гостей водили по цехам и заканчивали у сборочного цеха, где показывали загрузку и выгрузку техники, с последовательным открытием и закрытием задних створок фюзеляжа. Водить гостей приходилось самому директору, ибо среди гостей были президенты других стран, космонавты и другие почетные гости. В частности, в моем присутствии были президент Пакистана Аюб хан, председатель Китая, президент Финляндии, были Ш.Рашидов, Б.Н.Ельцин и др. Привлекали нас конструкторов в участии для грамотного ответа на их неожиданные вопросы. Порядок организации и провода гостей сохранился с времен Константина Сергеевича. Конечно, сюда входило посещение музея завода, обмен подарками (от нас макеты самолетов) и многое другое. Часто приезжали танцевальные группы, которые организовывали концерты на центральной площади завода, проводились приемы в пионеры , юбилейные встречи ветеранов войны. Впоследствии на площади мы продемонстрировали спроектированный нашим КБ малый, сельскохозяйственный самолет.
Что обращало внимание, Константин Сергеевич отличался хорошей прозорливостью в отношении выборов кадров заводчан. Он поднял до Главного инженера на заводе А.С.Сысцова, который, впоследствии, вырос до Министра Авиационной промышленности СССР, он опекал Главного конструктора СКО завода Ш.Б.Бабаханова, он впервые на заводе подобрал контингент конструкторов и создал ОКБ по проектированию сельскохозяйственного самолета. Он смог добиться командировки за границу отличившихся работников завода и дать им высокие посты и награды. Однако, своей прямотой и независимым характером он нажил себе и недругов в высших слоях власти, что, возможно, явилось причиной его раннего ухода с поста директора завода. Это отмечают в своих произведениях: в «Записках авиаконструктора» Главный Конструктор СКО И.А.Половников и в «Воспоминаниях о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов» Нач.отдела ВИАМ, академик РАН И.Н.Фридляндер. Он требовал от ОКБ грамотные чертежи и ввел контроль их еще на досках в ОКБ, находящихся в других городах, нашими работниками завода, что вызвало недовольство среди руководителей ОКБ.
На фото 1, представлен портрет Константин Сергеевича, на фото 2, 3, он с К.А.Афанесьевым водит по цехам первого в мире космонавта Юрия Гагарина, заметна непосредственность среди присутствующих работников завода.
На фото 4, он, почти в одиночестве, на демонстрации (второй слева), на фото 5, он присутствует на факультете среди основателей кафедры авиационного факультета (автор второй, слева), Константин Сергеевич сидит спиной к нам, рядом с ним декан авиационного факультета Каракозова.
На фото 6, выпускники вечернего, авиационного факультета.
На фото 7, 8 представлены здание кафедры самолетостроения авиационного факультета и самого авиационного института.
На фото 9, Константин Сергеевич (третий слева) среди бывших и будущих директоров завода, которых собрал последующий за ним директор ТАПОиЧ В.Н.Сивец в честь 50-летнего юбилея завода. (К сожалению, юбилей был скомкан из за падения стремянки на Л.И.Брежнева).
В 1995 году по решению президента Узбекистана И.А.Каримова на базе факультета был организован Авиационный институт с различными кафедрами при институте. Возглавил институт Ш.Ганиханов, нач. технологического отдела завода. Первые годы ему давались нелегко, однако через пару лет институт занял достойное место среди центральных ВУЗов мира. Были использованы просторные здания авиационного техникума под институт. Константин Сергеевич, в свою очередь, в Москве возглавил НИИСУ — Институт стандартизации и унификации документаций по самолетостроению, где его работниками были подобраны наиболее простые решения различных конструкций из всех спроектированных самолетов СССР. В первую очередь документация попадала к нам и нам было проще решать конструктивные вопросы при проектировании модификаций самолетов. В Москве, в семье Константина Сергеевича царил порядок, оба сына посвятили себя авиации. Однако, после гибели младшего сына в автокатастрофе, Константин Сергеевич тяжело заболел и в 1996 году умер в возрасте 83 лет. Авиационный институт, организованный по замыслу Константина Сергеевича просуществовал в Узбекистане до 2008 года, позже, вернулся он в авиационный факультет. Заводчане с большой теплотой вспоминают правление К.С.Поспелова.
Всегда, вроде бы, назывался самолетостроительным, а не авиационным факультетом
Gelo[Цитировать]
Вы абсолютно правы. Газиев ничего не не знал о факультете до 1968 года, когда он решил начать работать над своей диссертацией. Поэтому он и не знает точно как назывался самолетостроительный факультет нашего ТашПИ.
Алексей[Цитировать]