В Узбекистане хотят возродить ТАПОиЧ. Есть ли перспективы у этих планов? Разное
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров 4 декабря совершил рабочую поездку в Ташкент, где встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и премьер–министром РУ Абдуллой Ариповым.
В пресс-службе российского Минпромторга сообщили, что стороны обсудили проекты в области авиации, фармацевтики, в золоторудной, меднорудной отраслях, сельхозмашиностроении и вагоностроении. «Одним из приоритетных направлений являются проекты в области авиастроения», — отметили в российском ведомстве.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе встречи с главой Минпромторга РФ заявил, что на переговорах с российскими партнёрами обсуждалась судьба бывшего авиазавода в Ташкенте — ТАПОиЧ.
«Сегодня с нашими российскими партнёрами мы говорили о судьбе ТАПОиЧ, о будущем ТАПОиЧ. Я постепенно начну открывать секреты, потому что у меня внутри тоже обида. В мире были считанные государства, которые производили самолёты. А мы своими руками это уничтожили, к сожалению. Но мы всё равно прилагаем очень много усилий для его восстановления», — цитирует главу государства Газета.уз.
«У нас были авиастроители, ТАПОиЧ. Все они остались в истории, их теперь нет. Какие инженеры, какая молодёжь работала»,
ТАПОиЧ — Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова или 84-й завод, как его называли сами жители столицы Узбекской ССР — один из крупнейших авиазаводов Советского Союза. Предприятие берёт начало от ремонтного завода № 84 ГВФ в Химках Московской области, эвакуированного осенью 1941 года в Ташкент. Для перебазирования из Химок станки, оборудование и люди были распределены по семнадцати эшелонам. Первый эшелон прибыл в Ташкент 20 ноября 1941 года. Завод разместили на бывших площадях авиаремонтного завода № 243 ГВФ, Полиграфкомбината, деревообделочных мастерских Чирчикстроя. Спустя всего два месяца после эвакуации начался выпуск самолётов ПС-84 (Ли-2). Первый военно-транспортный ПС-84 был поднят в небо Ташкента 7 января 1942 года.
В послевоенные годы и до 2012-го 84-й авиазавод выпускал: Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ил-76, Ил-114. В 1960 году на заводе построен и испытан винтокрыл Ка-22. Было построено пять таких машин, серийно они не выпускались. До 1962 года строились кабины вертолётов Ка-26, всего произведено более 100 кабин для вертолётного завода в Кумертау.
Памятник Ли-2 на территории музея ТАПОиЧ
В октябре 1972 года авиационный завод был преобразован в Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), включающее Ташкентский авиационный завод (ТАЗиЧ), Ферганский механосборочный завод (ФМЗ), Андижанский механосборочный завод (АМЗ) и Ташкентский кислородный завод.
В 1980 году в рамках союзной кооперации предприятие принимало участие в производстве самолётов Ан-124, на ТАПОиЧ изготавливались крыло и центроплан «Руслана», а для супергиганта Ан-225 «Мрия» завод строил центроплан. Построено 12 центропланов и 31 комплект крыла. В 1982 году изготовлен силовой набор фюзеляжа и центроплана для космического корабля «Буран».
За период с 1940 по 1990 годы в Ташкенте было произведено свыше 9 тысяч самолётов различных типов и модификаций, которые считались передовыми в конструкторской мысли и технике. И весь этот огромный опыт, а главное кадровый потенциал, был утерян в первые годы независимости. В начале 1990-х годов из Ташкента начался масштабный отток квалифицированных инженеров и рабочих. Специалисты ТАПОиЧ оказались на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Предприятие, получившее в 2014 году большой заказ на производство самолётов Ил-76, нуждалось в квалифицированных кадрах. Именно специалисты из Ташкента пополняли ряды сотрудников российского авиазавода.
Из-за отсутствия серьёзных заказов на самолёты выпуск всех машин на ТАПОиЧ был свёрнут, а в 2010 году на предприятии была запущена процедура банкротства. В 2012 году ГАО «ТАПОиЧ» было переименовано в АО «Ташкентский механический завод». В настоящее время на ТМЗ производятся товары народного потребления, инструмент, крепёжные изделия, запчасти для железнодорожного транспорта, резинотехнические изделия, продукция для нефтегазовой отрасли и пожарной службы. Деятельность, связанная с авиационной техникой на заводе не ведётся.
В октябре 2017 года бывший тогда вице-премьером Дмитрий Рогозин во время посещения Ташкентского механического завода высказал мнение, что предприятие может стать базой для создания центра технического обслуживания самолётов МС-21 в регионе.
«Мы ещё хотели поговорить о МС-21. Если скажем, Узбекистан в эту программу активно входит, и мы говорим о возможности эксплуатации «Узбекскими авиалиниями» этого суперсовременного самолёта, то мы могли бы на базе этого завода сформировать склад запчастей для всего региона», — отметил тогда Рогозин. Он подчеркнул, что Россия заинтересована не просто продавать самолёты, но и организовать техническое обслуживание.
«Нам же важно, чтобы он у нас летал, а не стоял на земле. Поэтому нам здесь нужен хаб запчастей и здесь завод может сыграть свою роль», — сказал он. Дмитрий Рогозин добавил тогда, что Узбекистан определит своё отношение к проекту после того, как начнётся серийное производство МС-21, а пока договорились поддерживать контакты в этом вопросе.
Президента Узбекистана можно понять, когда он говорит о внутренней обиде за разваленное производство. Шавкат Мирзиёев — человек советской школы, член КПСС, народный депутат Верховного Совета Узбекской ССР. Во время переговоров с Денисом Мантуровым президент рассказал, что у него есть мечта — возродить авиастроительное предприятие в Ташкенте.
Возрождение ТАПОиЧ для Узбекистана — это новые рабочие места, высокотехнологичное производство и сопутствующая инфраструктура, это современные технологии и востребованная продукция. Однако выразим мнение, что возрождение авиазавода в Ташкенте задача невыполнимая. Поясним почему.
В первую очередь — это высококвалифицированные кадры. В своё время специалистов для авиазавода готовил Ташкентский авиационный техникум, сейчас — это Ташкентский Авиастроительный Профессиональный Колледж. Его основная задача — подготовка специалистов для авиаремонтного завода №243, с 2002 года — авиационное предприятие «Uzbekistan Airways Technics».
Инженерный состав для авиазавода готовился на Самолётостроительном факультете Ташкентского Политехнического института. Факультет в 1990-х годах был реорганизован в Авиационный институт, куда вошли и техникум, и авиационное училище, и филиал Киевского международного университета гражданской авиации. Подготовка кадров для авиационной отрасли в УзССР, как видите, была поставлена очень серьёзно, а Ташкент по праву считался одним из крупнейших авиастроительных центров СССР.
За последние 20-25 лет из Узбекистана выехало большое количество преподавателей различных направлений и специальностей. Поэтому возрождение авиастроения нужно начинать именно с образования, причём процесс подготовки кадров не будет быстрым, нужно запастись терпением и заново создавать систему авиастроительного образования в Республике.
Во-вторых, Механический завод уже не обладает компетенциями в области авиастроения, поэтому начинать придётся с нуля — ремонт и подтверждение лётной годности воздушных судов, восстановление цехов и производственных линий, а возможно и строительство новых сборочных цехов ближе к Лётно-испытательной станции в посёлке Тузель. Это 30 лет назад завод находился на самой окраине города, сейчас его окружает плотная жилая застройка, по его территории проложено новое шоссе, и перемещать самолёты на несколько километров из цеха окончательной сборки на ЛИС сегодня гораздо сложнее, да и дорога, по которой производилась буксировка ВС, уже частично демонтирована, а сам ЛИС с упразднением авиазавода перешёл в собственность авиакомпании «Узбекские авиалинии».
Оборудование, если какое и осталось, потребует замены на современное цифровое. И опять нужны подготовленные высококвалифицированные специалисты. Пригласить на первое время, пока не появятся свои, можно только из России. Для них должны быть созданы соответствующие условия быта, проживания, образования, отдыха, обеспечена достойная заработная плата. При этом, приглашённые инженеры и рабочие не должны менять гражданство, поэтому Республике Узбекистан придётся вносить в свои соответствующие законодательные акты поправки, чтобы граждане России могли работать в Узбекистане с российскими паспортами.
И третье — обеспечение завода заказами. Пока непонятно, что планируется выпускать на будущем новом ТАПОиЧ. Самолёты Ил-76МД-90А строятся в Ульяновске. Отдавать их производство в зарубежное государство никто не будет, это дорого и для России невыгодно. Серийная сборка турбовинтового Ил-114-300 производится на Луховицком авиазаводе им. П.А. Воронина – филиале АО «РСК «МиГ». Для выпуска Ил-96-400М и нового лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В определено Воронежское акционерное самолётостроительное общество.
Возможно в будущем, когда станут более осязаемы сроки по среднему транспортному Ил-276 и перспективному авиационному комплексу военно-транспортной авиации, встанет вопрос строительства одного из них в Ташкенте, но очень сомнительно, что российское Минобороны отдаст производство этих самолётов за пределы России. Поэтому сейчас для авиационного завода в Узбекистане перспективы нет, она ушла с окончанием сборки Ил-76.
Подведём итог. Авиастроительная отрасль требует колоссальных материальных вложений, времени и человеческого ресурса. На готовую продукцию должен быть спрос и постоянные заказы. Есть ли это у Узбекистана — очевидно, нет. Поэтому, к сожалению, принимая во внимание всё вышесказанное, велика вероятность, что планы Шавката Миромоновича Мирзиёева возродить ТАПОиЧ останутся только на бумаге.
Андрей Величко, для сайта «Авиация России«.
Есть ли перспективы у этих планов
Нет, конечно. Через год никто и не вспомнит про эти т. н. планы.
Azim[Цитировать]
Через месяц скорее.
Валентин Богданов[Цитировать]
Вот и прошёл год.
Azim[Цитировать]
«А мы своими руками это уничтожили, к сожалению».
При этом никто не понес наказания за фактическое разрушение высокотехнологичной отрасли, включая потерю материальной базы и высококвалифицированных человеческих ресурсов, остатки которых сегодня трудятся на авиастроение России. Возрождение 84-го завода — несбыточная мечта.
Фома[Цитировать]
Да практически и в России из наших уже никто не трудится — некому, по возрасту уже некому…
J_Silver[Цитировать]
Надеются,что Радик Газиев вернется в Ташкент.
Ничего не выпускает ТМЗ.Пусть не 3,14здят.Сдох этот новоиспеченный заводишко.
Григорий Блинов[Цитировать]
ТМЗ чево-то там выпускает. Вот тока ему до авиации — как до Китая пешим ходом…
Светослав[Цитировать]
Заказов было много, но никто их не мог выполнить после развала Союза! Предприятие было союзным в самом полном смысле этого слова — даже самой России не под силу авиапроизводство в эпоху эффективных менеджеров…
Забудьте уже про ТАПОиЧ — загадьте окончательно территорию авиаобъединения всякой хренотенью и успокойтесь!
J_Silver[Цитировать]
Винтокрылы Ка-22 собирались выпускать серийно.Но они не были оправданы технически.Один винтокрыл из пяти разбился под Чирчиком во время испытательного полета.Все погибли.После этого о винтокрыле замолчали.
Карен[Цитировать]
Конечно, закрытие ТАПОиЧ нанесло непоправимый удар по авиапроизводству России.
Тридцать лет тому назад Россия приняла декларацию о государственном суверенитете. Став суверенным государством, Россия не произвела за эти тридцать лет ни одного широкофюзеляжного самолёта НОВОЙ модели (если не считать тридцати (за 30 лет!) самолётов ИЛ-96). А если бы ТАПОиЧ удалось бы сохранить?
Вся надежда на Дениса Мантурова, талантливого менеджера, заработавшего в прошлом году больше полумиллиарда рублей. Блестяще доказавшего справедливость изречения «Лучше упорство и посредственность, чем гений и беспутство». После окончания школы в течение двух лет не мог поступить ни в один вуз, был призван в армию и после службы добился своего – отучился на социологическом факультете МГУ, как раз то, что нужно министру промышленности.
urman[Цитировать]
Понятно, что РФ ни в коем случае не пустит Узбекистан на авиарынок: кому нужны конкуренты под боком? Основной инвестор должен быть и очень состоятельным, и с осознанием стратегии, и предельно мотивированном, ведь речь идет о вложении многих миллиардов долларов. Единственное, что можно на территории ТАПОиЧ использовать, — корпуса, да и те надо привести в порядок, в соответствии с типами летательных аппаратов. И взлетно-посадочные полосы — тоже после реконструкции. Основной инвестор должен позаботиться и о ядре (в возрасте 40-50 лет) научно-технического персонала , который станет учить молодежь. Так что тут начать и кончить. Дело может затянуться лет на 10. Как говорят на Востоке, «сколько раз ни повторяй «халва»…
Фома[Цитировать]
Выражение — Авиационная промышленность Узбекистана, это из области грёз чиновника, покурившего лишнюю порцию крепкого насвая.
А Россия сейчас никому не конкурент, так как там тоже не хватает умов для развития авиапромышленности.
Фахим Ильясов[Цитировать]
полагаю, это просто предвыборный популизм, не более. всем ясно, что труп не реанимировать и даже не клонировать в виде цеха запчастей. купить-продать это да (да и то фуфло на фоне больших гос. привелегий), выпустить достойное большие сомнения.
Гога[Цитировать]
Если эти планы Президента серьезны и основываются на хороших деньгах, то можно сделать попытку, опираясь не на прошлую историю, но на перспективу, отыскав для себя нишу. Например, относительно простой по конструкции и в производстве беспилотный самолет сельскохозяйственной авиации с опцией адаптации его для других нужд, включая оборонные. Изначально должно быть принято положение, при котором возможна покупка лицензий или технологий с обучением персонала, но производство предусмотрено таким образом, чтобы минимально зависеть от партнеров т.е. летательный аппарат должен полностью производится в стране, что не исключает партнерских отношений с лидерами мирового авипрома. Все это, разумеется при хорошо продуманном и обоснованном экономическом анализе и расчете.
М.Ф.[Цитировать]
urman: «отучился на социологическом факультете МГУ, как раз то, что нужно министру промышленности».
Ценю Ваш юмор, уважаемый urman. Позвольте дополнить линейку высоких профессионалов. Глава Роскосмоса Рогозин — прекрасный журналист, мастер слова.
Фома[Цитировать]
Увы, опыт показывает, что для повышения эффективности работы учёных и конструкторов в особых случаях нужен руководитель не из числа учёных и конструкторов. Иначе, как считал генерал Гровс, руководитель Манхэттенского проекта, «eggheads (яйцеголовые)» сделают не то, что нужно, и не тогда, когда нужно. В России таких эффективных руководителей называют на их специфическом языке «погоняла».
urman[Цитировать]
именно из-за таких «генералов-гробсов» ученые задумались «на кого мы работаем?», начались пацифисткие движения, а теперь вообще всех на мусорку — управлять будет ИИ (а яйцеголовые будут программировать алгоритмы :)
AK[Цитировать]
Мне кажется, уважаемый Фома меня понял. Мне пришлось проработать несколько лет в зарубежной компании, руководимой «эффективным менеджером». Он напоминал мне находящегося в открытом море капитана корабля, добившегося идеального порядка и слаженной работы всей команды, но через некоторое время я понял, что капитан не знает, куда плыть.
urman[Цитировать]
когда в Москве стали разрушать финансовую систему, директора советских предприятий оказались в беспомощном состоянии, а они начинали с низов, готовы были к любым трудностям (кроме разве — вооружить рабочих :)
Как можно рекламировать «эффективных менеджеров» когда уже школьники знают — они работают на акционеров, максимизируют прибыль на счетах западной финансовой системы, дешевый труд в колониях — это их золотая жила (мне на Ульяновском авиазаводе предложили 13 тыс.руб. наладчиком станков в 2018 :)
AK[Цитировать]
Попытаться можно.Если в СССР делали все,но это все делалось по разным республикам.Собиралось в одном месте.Сейчас можно так же,только вместо СССР-весь мир.Допустим заключить контракт на строительство и развитие производства допустим шасси.Будет построен завод,за счет того кто решит воспользоваться послаблением в налогах,или за счет льгот.Естественно лидер в авиастроении,не россия-точно.Приедут спецы,наберут местных,обучат.Вот уже первый шаг.Наращивание производства,расширение номенклатуры.Шаг за шагом-не весь самолет а его составные уже можно будет выпускать.Но это года.Зато сколько специалистов,уже своих появится.
Валера[Цитировать]
Вера в успех — половина успеха. Другая половина — надежный инвестор. Но у Узбекистана нет ни таких средств, чтобы собирать комплектующие из разных стран, ни отечественных менеджеров такого класса, которые бы имели опыт такого хозяйствования и доверительного общения. Значит, придется искать одного инвестора, который рассредоточит базу по производству отдельных компронентов не по миру, а по различным городам Узбекистана, и сборку производить в Ташкенте. Тогда это будет гарантированно только узбекистанский промежуточный и конечный продукт — самолет, вертолет, дрон. Который можно будет экспортировать и начинать рассчитываться с основным инвестором — на его условиях, разумеется. Перечень кандидатур в такого рода инвесторы невелик. В любом случае, из ближнего круга — это не Россия. Возможно, Украина.
Фома[Цитировать]
Украина свою-то авиацию даже отремонтить не может, о чем говорить о ней, как об инвесторе? Я уж молчу о тех, кто может сюда понаехать с двуколором…
Светослав[Цитировать]
«….ина свою — то авиацию даже отремонтить не может». Может. Но вот беда — разворовывают. Двуколора бояться не надо. Бояться надо коррупционеров. Причем, не только в «….ине». Но может и «…ай» подсобить. Он сейчас на очередном подъеме.
Фома[Цитировать]
Дополнение. Из последних сообщений: «Китайские специалисты проводят анализ данных, собранных приборами АМС «Чанъэ-5» (07.12.2020); «С космодрома Сичан ракетой «Чанчжэн-3B» запущен спутник «Гаофэнь-14». По-моему, убедительные примеры в пользу «…ая».
Фома[Цитировать]
ТАПОиЧ может возродиться только если будет политическая воля. Если же Россия не проявит дальнейшего интереса к этому проекту, то ТАПОиЧ канет в Лету окончательно и бесповоротно. Будем надеяться на лучшее — на укрепление экономических и политических связей между Россией и Узбекистаном. Это в интересах России сохранить своё геополитическе влияние в Центральной Азии и не заполнять вакуум Китаем.
Политолог[Цитировать]
Да,что вам россия далась.Она себя не может вытянуть,а Узбекское производство тем более.Разворуют все,не доходя до границ с Узбекистаном.Из-за санкций,свои самолеты не могут выпускать-нет двигателей,электроники,еще много чего.В космос не могут спутник запустить-болты бракованные(экспресс-80,103).А если удается,то,уходят на нерасчетную орбиту,или,как в последнем случае,добираются до своей орбиты ПЯТЬ месяцев.Мкс-в дырах,в прямом смысле слова.Зачем Вам партнер,который затянет в еще худшую и глубокую клоаку?Почему Вам не обратить внимания на ЦИВИЛИЗАЦИЮ?
Валера[Цитировать]
Обратить-то можно, только вот нужно ли это обращение т.н. ЦИВИЛИЗАЦИИ?
Владимир К[Цитировать]
Да что тут непонятного?
…Мирзиёев,как рыбак-он забрасывает сейчас в мутную воду международного капитала всякие кличи,авось кто и клюнет и опять польётся река вливаний,на коих окружающая свора будет ещё продолжать пухнуть с откатов и взяток.
…поток с МВФ уже обнулился :-)
клавдий[Цитировать]
«ТАПОиЧ может возродиться только если будет политическая воля…» … мирового экономического гиганта в виде США, ЕС и/или Китая. Остальная шелупонь с планкой ниже 5-процентной доли в мировом хозяйстве ничего решить не в состоянии: она и сама ищет преференций от МВФ и других фондов.
Любопытствующий[Цитировать]
Sputnik Ближнее зарубежье 11.12.2020
«Страны ЕАЭС планируют совместное производство самолётов.
Об этом рассказал глава Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
Кроме того, лидеры ЕАЭС хотят наладить массовое производство вакцины, чтобы восстановить перемещение граждан между странами.
В ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Статус наблюдателя имеют Молдова, Узбекистан и Куба.»
Andrey[Цитировать]
Andrey: «Страны ЕАЭС планируют совместное производство самолётов».
Реальное планирование авиастроения возможно лишь при наличии единой межгосударственной скоординированной программы, которой нет и не предвидится в ближайщие годы. Причина: внутринациональные политические и экономические проблемы и кризисные ситуации в Беларуси, Армении, Казахстане, Молдове, на Кубе, решение которых пока весьма сомнительно в ближайшей перспективе. Теперь прибавьте к этому актуальные проблемы с коронавирусом, которыми охвачены все без исключения названные страны и для решения которых требуются сотни миллионов в твердой валюте. К тому же не очень понятна пока эффективность тех типов вакцин, на которые собираются в ближайщие годы тратить эти миллионы. В таких условиях планировать реанимацию узбекистанского авиастроения просто невозможно.
Любопытствующий[Цитировать]
Sputnik Ближнее зарубежье 12.12.2020
«Вертолет Ми-8АМТ впервые собрали в Казахстане
Это казахстанско-российский проект. О нем в 2015 году договорились Путин и Назарбаев.
Первый вертолет в гражданском варианте собран на заводе №405 в Алматы.
Вертолет прошел летные испытания и подготовлен для передачи подразделениям МЧС Казахстана.
На презентацию приехал заместитель генерального директора АО «Вертолеты России» Сергей Фомин. Он встретился с главой МИИР Бейбутом Атамкуловым.
Всего в течение года планируется передать в эксплуатацию восемь машин казахстанской сборки.
Ми-8 АМТ — это модификация вертолёта Ми-8.»
Andrey[Цитировать]
И все же — не страны ЕАЭС, а Китай.
Вдумайтесь:
В то время как весь мир переживает рецессию, Китай стал единственной крупной экономикой, которая в коронавирусном году достигла рекордных темпов роста. Эксперты говорят о росте экономике в годовом пересчёте более чем на 6%. В третьем квартале она уже выросла на 4,9 процента. Настроение в китайском производственном секторе также лучшее за десять лет. В ноябре занятость в Китае также росла самыми высокими темпами с мая 2011 года. Никаких политических и экономических потрясений, как в большинстве стран ЕАЭС, а стабильный стремительный рост.
По прогнозам Международного валютного фонда, в следующем году экономика Китая вырастет ещё на 8,2 процента.
Китайский экспорт только в прошедшем ноябре вырос на 21 процент по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В итоге торговый дефицит в пользу Китая вырос на 102,9 процента. В ноябре Китай продал остальному миру товаров на 75 миллиардов долларов США больше, чем купил у него.
Что получается? На родине COVID – небывалый бум производства и лучший экономический год десятилетия.
Заработанные в коронавирусном году десятки миллиардов долларов США надо куда-то вкладывать? Ну, почему не в узбекистанское авиастроение с тем, чтобы в ближайшей перспективе обеспечить и себя и наводнить ближайшие страны?!
Любопытствующий[Цитировать]
Чушь собачья. Не кадров, не производственной базы(если что и оставалось то разворовали) не зарплаты. Одна болтовня. Кто работать будет? колледж… даже не смешно.
Забудьте про тапоич, ну нет там ни чего кроме нескольких ржавеющих макетов.
fyfnjkbq[Цитировать]
Валера: «Да,что вам россия далась.Она себя не может вытянуть»-
Ну почему же, пробует. Тот же ИЛ-114, сборку которого по сути, отобрала у Ташкента. А тот, видать, уже губу раскатал. Так что прав fyfnjkbq: «Забудьте про тапоич, ну нет там ни чего кроме нескольких ржавеющих макетов».
Фома[Цитировать]