Непрерывный полёт МиГа жизни История Разное

Гуарик Багдасарова

К 115-летию со дня рождения авиаконструктора А. И. Микояна

Знаменитый авиаконструктор, создатель серии истребителей МиГ (Микоян и Гуревич) Артём Иванович Микоян родился пятого августа 1905 года. Его жизнь, как один миг, пролетела яркой звездой. Создание блестящего коллектива авиаконструкторов, разработка и внедрение легендарной серии самолётов с маркой «МиГ» – его неоценимые заслуги перед Родиной. Имя конструкторского тандема Микояна и Гуревича стало самой известной российской авиамаркой в мире. Многие самолёты А. И. Микояна были первыми в своих классах и до сих пор применяются во многих странах.

Артём Микоян — советский авиаконструктор

Воспоминания современников, людей, хорошо знавших А. И. Микояна, лежат в основе книги: «Миг жизни: Воспоминания об авиаконструкторе А. И. Микояне». В эту книгу наряду с воспоминаниями выдающихся деятелей отечественной авиации, известных учёных в области самолётостроения и работников оборонных отраслей промышленности,  сотрудников ОКБ Артема Ивановича, советских лётчиков-испытателей включены воспоминания жены выдающегося авиаконструктора – Зои Ивановны Микоян. Здесь же о своём замечательном отце с большой теплотой и любовью пишут его дети – старшая дочь Наталья и сын Ованес. В четвёртый раздел мемуарного сборника включены воспоминания старшего брата Артёма Ивановича – государственного и политического деятеля СССР Анастаса Ивановича Микояна, его сына – заслуженного лётчика-испытателя СССР,  Героя Советского Союза С.А. Микояна, других родственников, а также земляков. В пятом разделе их дополняют статьи из газет и журналов, очерки, интервью,  выступления в прессе самого А. И. Микояна, которые в целом помогают воссоздать атмосферу времени бурного развития авиации.

О жизни и делах творца знаменитых самолётов-истребителей рассказывает книга из серии «Жизнь замечательных людей». На страницах издания представлены воспоминания маршала авиации, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина о МиГах и их конструкторе.

Артёма Ивановича его современники характеризуют как обаятельного и умного собеседника, блестящего, неординарного учёного, человека с тонким чувством юмора.

Будущий авиастроитель родился в горном армянском селе в семье плотника Ованеса Микояна. При рождении он был назван Анушаваном, а «обрусели» его имя и отчество гораздо позже. В сельской школе Микоян отучился всего два класса, после чего в 1918 году был отправлен к родственникам в Тифлис, где смог продолжить обучение.

В 1923 году при содействии старшего брата Анастаса, который к тому времени уже стал видным партийным деятелем, Артём Микоян переезжает в Ростов-на-Дону. Здесь днём он работает токарем на заводе, а вечером продолжает учиться в фабрично-заводской школе. В 1925 году Микоян-младший переезжает в Москву, устраивается на завод «Динамо» и по рекомендации старшего брата живет у Екатерины Шаумян, вдовы одного из 26 бакинских комиссаров. В том же году Микоян вступает в партию.

Отслужив в армии, Артём Микоян становится секретарем парткома московского завода «Компрессор». В 1931 году комсомольская организация берёт шефство над Военно-воздушным флотом, и лучшие комсомольцы получают разнарядки на обучение. Так Артём Микоян попадает по распределению на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Он восполняет недостаток знаний на подготовительных курсах и становится слушателем академии. В 1935 году на практике в конструкторском бюро в Харькове вместе с другими студентами Микоян разрабатывает лёгкий самолет «Октябрёнок». В 1937 году Микоян оканчивает академию в звании военного инженера-механика.

После окончания учёбы Артема Микояна назначают военным представителем на Государственный авиационный завод №1. Здесь он контролирует серийный выпуск истребителя И-15 конструктора Н.Н. Поликарпова и проявляет себя как отличный специалист. В декабре 1939 года на предприятии образуется опытно-конструкторский отдел (ОКО), куда входят лучшие конструкторы завода. Начальником отдела назначается Артём Микоян, а его заместителем – Михаил Гуревич. Новому ОКО передаются работы по перспективному истребителю И-200, который впоследствии станет первым именным «МиГом» Микояна и Гуревича.

В апреле 1940 года самолет И-200, названный в серии МиГ-1, впервые поднялся в воздух, а в декабре Микояна назначают главным конструктором завода №1. Создававшийся в крайне короткие сроки истребитель не был лишён недостатков. Результатами его доработки стала новая модель КБ − самолет МиГ-3, который стал нашим основным высотным и ночным истребителем Великой Отечественной войны. МиГ-3 мог развивать скорость до 640 км/ч, что было рекордом того времени для серийных машин. Самолёт прекрасно показывал себя на больших высотах и нашёл широкое применение в авиации ПВО, но на малых и средних высотах, где велись основные бои, был малоэффективен и нёс существенные потери. Тем не менее, именно на МиГ-3 начал свой победоносный путь летчик-ас Александр Покрышкин.

Самолеты Микояна и Гуревича с первых дней войны участвовали в боях с врагами. В начале войны «МиГи» были самыми массовыми истребителями и составляли около 90% всей истребительной авиации. За первые два года войны было построено более 3000 истребителей «МиГ».

В 1942 году ОКО Микояна возвращается из Куйбышева, куда был эвакуирован авиазавод №1. Появляется новое предприятие − опытный завод №155 (ОКБ-155), директором и главным конструктором которого назначают Артёма Ивановича. За годы войны коллектив Микояна создал несколько опытных образцов техники, но в серийное производство они не пошли. Однако эти работы помогли КБ сохранить свой потенциал с тем, чтобы уже после войны начать разработку реактивных самолётов, которые выдвинули КБ Микояна в мировые лидеры авиастроения.

Уже в конце войны Микоян с коллегами вступают в гонку конструкторских бюро за первенство в создании реактивного самолёта. В ней участвовали четыре КБ: Яковлева, Сухого, Лавочкина и Микояна. В разработке микояновского КБ первоначально был истребитель И-290 с двумя двигателями под крылом, который  в дальнейшем был переработан в И-300 с силовой установкой в фюзеляже. В итоге,  именно второй вариант пошёл в серию под названием МиГ-9. Этот день вошёл в историю советского авиастроения: 24 апреля 1946 года он стал первым советским реактивным истребителем, поднявшимся в воздух. В тот же день в небо поднялся истребитель КБ Яковлева Як-15, который также выпускался серийно.

Работа над реактивным самолётом была изматывающей. Артём Иванович получает инфаркт, но уже в скором времени возвращается в КБ. В 1946 году А.И. Микоян вместе с конструктором авиадвигателей В.Я. Климовым едет в Англию для закупки современных двигателей. К концу 1947 года, согласно плану правительства,  КБ Микояна должно было создать новый фронтовой истребитель. МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолётом в мире. Всего было выпущено более 17 тысяч машин, которые стояли на вооружении 40 стран. Это был однозначный успех конструктора Микояна и его коллег.

Следующим истребителем КБ стал МиГ-17, который производился серийно с 1951 года и мог достигать скорости звука. Первым сверхзвуковым серийным самолётом стал МиГ-19. Но одной из самых знаменитых моделей Микояна и Гуревича был сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21, который выпускался около 30 лет подряд в Советском Союзе. Самолёт выпускался также по лицензии в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. Скорость полета МиГ-21 в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.

МиГ-23, первый советский самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла, и МиГ-25, скорость которого в три раза превышала скорость звука, стали последними работами Микояна. В 1970 году Артём Иванович скончался в возрасте 65 лет. В 1971 году ОКБ было присвоено его имя. Успешная работа и достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией. Сын А.И. Микояна Ованес продолжил династию и стал авиаконструктором. Племянник Артёма Ивановича Иван Микоян также работал конструктором в ОКБ, участвовал в создании самолётов МиГ-19, МиГ-23 и МиГ-29.

Машины, созданные под руководством А. И. Микояна, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. На наших знаменитых «МиГах» установлено свыше 110 мировых рекордов, а имя конструкторского тандема Микояна и Гуревича стало самой известной российской авиамаркой в мире. На протяжении нескольких десятилетий конструкторское бюро Микояна обеспечивало ВВС Советского Союза качественными конкурентными машинами. Многие самолеты А.И. Микояна были первыми в своих классах и до сих пор применяются во многих странах.

Когда мне приходится бывать в Москве, я со своими родными навещаю скромную могилу А.И. Микояна в семейном некрополе Микоянов-Туманянов на Новодевичьем кладбище. Первым из клана Туманянов-Микоянов на Новодевичьем упокоился тесть Анастаса Ивановича Лазарь Туманян. Он был скромным чиновником невысокого ранга, однако зять написал просьбу в Мосгорисполком и там выделили впрок немалый участок.

Анастас Иванович умер в 1978 году. Похоронен рядом со своей женой, которую он пережил на 16 лет. Ашхен Лазаревна неожиданно умерла во время Карибского кризиса, когда Микоян по поручению Хрущёва вёл тайные переговоры с Джоном Кеннеди и Фиделем Кастро. Он отказался лететь в Москву на похороны, ибо на карту была поставлена судьба всего мира. Казалось бы, такому человеку положено лежать у кремлёвской стены. Однако он покоится на Новодевичьем кладбище. Скорее всего, такова была его последняя воля. Его родной брат, знаменитый авиаконструктор, создатель истребителей МиГ,  был достоин попасть на Новодевичье и без протекции старшего брата — Анастаса Ивановича Микояна. Рядом с ними расположен надгробный памятник брата жены Анастаса Микояна, генерала бронетанковых войск Гая Лазаревича Туманяна.

В столичном некрополе стоит торжественная тишина, а высоко в небе пролетают потомки «МиГов», отцом которых был знаменитый авиаконструктор Артём Иванович Микоян.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.