К 150-летию Национальной библиотеки имени Алишера Навои История Ташкентцы
Владимир Фетисов
Некоторые СМИ нашей страны сообщили о значимой дате: в этом году исполнилось 150 лет Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои. Но почему-то забыли упомянуть, что у её истоков стоял первый генерал-губернатор Туркестана Константин Петрович фон Кауфман.
Именно по его инициативе в Ташкенте была создана публичная библиотека. Для её формирования Константин Петрович обратился к руководителям российских научных учреждений: Императорской Академии Наук, Императорского Русского Географического Общества, Департамента по делам ученых учреждений при министерстве народного просвещения и всех отечественных университетов. В письмах к ним Кауфман, просил оказать “возможное в этом его начинании содействие путем пожертвования дублетов тех книг, которые беспрепятственно могут быть удалены из их книгохранилищ”.
На просьбу откликнулись, и уже с конца 1867 года в Ташкент из столичных и университетских городов стали стекаться книги на русском и иностранных языках, положившие начало будущей Ташкентской публичной библиотеке, ныне известной как Национальная библиотека Узбекистана имени Навои. Пополняли библиотеку и частные лица, а также Главный Штаб военного министерства, пожертвовавший около 1500 томов редких и ценных сочинений по военным наукам и истории. Большое количество специальных изданий прислало Главное Военно-медицинское управление.
Отдельно нужно сказать о” Туркестанским сборнике”. Для собрания по возможности полной коллекции трудов по Средней Азии — литературных, журнальных, газетных — Константин Петрович приглашает известного библиографа В. И. Межова. Владимир Измайлович вспоминал об этом так: “В 1867 году К. П. Кауфман обратился ко мне с предложением составлять для него библиографические указатели книг и статей, относящихся к Средней Азии вообще и Туркестанскому краю в особенности. При личном свидании с ним я представил, что один голый перечень заглавий, при такой отдаленности Ташкента от столицы для него не будет иметь практического значения. Взамен этого я предложил ему составлять «Туркестанский сборник», в который входили бы самые книги и статьи. Он изъявил согласие и на первый раз, в виде опыта я послал ему в Ташкент 10 томов, за что получил вознаграждение 1000 рублей. Такое неожиданное и щедрое вознаграждение заставило меня усилить мои труды и в следующие годы, за тот же гонорар я посылал от 20 до 30 томов. Наконец, в последующие годы управления Туркестанским краем К. П. Кауфманом, я условился доставлять ему ежегодно от 40 до 50 томов за 1000 рублей вознаграждения “.
В общей сложности было составлено 416 томов” Туркестанского сборника”, в которые вошли книги, брошюры, журнальные и газетные статьи о Средней Азии вообще и о Туркестанском крае в частности на русском, французском, немецком, английском, итальянском, испанском и латинском языках. К этому уникальному собранию, по поручению Константина Петровича, были составлены и изданы в трех томах систематический и алфавитный указатели.
О том, какое значение для науки имел этот сборник, свидетельствует исследователь Туркестана академик Мидддендорф: ”С тех пор как генерал Кауфман устроил для Средней Азии образцовую, единственную в своем роде (“Туркестанский Сборник” Межова) библиотеку в Ташкенте, только там, на месте, и можно было бы пользоваться всеми необходимыми литературными материалами”.
Мадина Алмаева: Спасибо Вам за память и просвещение.
На Боткинском есть скромный обелиск первому директору библиотеки.
Первым директором ташкентской библиотеки 11 мая 1872 года стал Николай Васильевич Дмитровский. До нового назначения Н. В. Дмитровский с августа 1867 года служил в Туркестанской канцелярии, а затем работал помощником редактора газеты «Туркестанские ведомости».
Н. В. Дмитровский стал первым библиографом-краеведом и зачинателем центральноазиатской библиографии в Туркестанском крае и составителем первого Каталога библиотечного фонда.
Ещё в 1869—1870 Н. В. Дмитровский составил опись книг, ставших «ядром» будущей библиотеки ,которую ныне мы именуем им А.Навои.
Заняв должность Директора библиотеки, он в 1870—1872 приступил к осуществлению грандиозного труда — создания «Каталога книг Ташкентской общественной библиотеки» и издания «Туркестанского сборника» Всего издание содержит 594 тома, вместе с тремя, дополнительно включёнными в сборник Е. К. Бетгером в 1939 году.
Tatyana Vavilova: Спасибо, Мадина, что напомнили о Дмитровском. Его заслуги самые значительные и бескорыстные. Кстати, памятник вдова собиралась поставить на деньги от продажи его библиотеки, огромной и очень ценной. Выкупить её для публичной библиотеки было очень заманчиво, но недоступно. И книги уехали в Петербург.((( В обмен на библиотеку отца, его сын от первой жены дал деньги на этот мраморный крест, привезённый из Киева. Есть и фирменный знак внизу на памятнике, откуда и знаю, что киевский.
Shuhrat Nurmukhamedov: Объективно, люди интересующиеся, изучающие историю Туркестанского края с удовольствием читают об людях Скобелеве, Вревском, Кауфмане, которые оставили значимый след в развитии края.
Железная дорога, компании по переработке продуктов сельского хозяйства, а позже поезд науки всё это наша история!
Это примерно такое отношение к Бабуру в Индии, завоевал, 300 лет правила его империя и отзывы о нём больше частью положительные, потому что оставил после себя благоустроенные города, справедливое общество по меркам того времени.
Не знаю насколько правда, но выпускается Водка Кауфман, по моему в честь него.
Благое дело. Просвещение и продвижение науки прежде всего
Бахром[Цитировать]
Из Добросмыслова А.И.
Елена[Цитировать]
Какой адекватный подход
Бахром[Цитировать]