Закаспийская ЖД История
Сергей Абашин
А вы знаете, что первая железная дорогая в Средней Азии называлась «военной» и строилась, как казалось бы логичным, не из центральной России в регион, а от Каспийского моря, с 1880 года, по землям, где жили туркмены. Это позволило, с одной стороны, быстрее и эффективнее завоёвывать и присоединять эти земли, а с другой — поставить заслон конкурентному наступлению сюда афганцев (и, как считалось, британцев).
К 1888 году дорога была доведена, через земли Бухарского эмирата, до Самарканда, обеспечив таким образом быструю переброску войск между закавказскими войсками и туркестанскими с запада на восток и обратно, закрепив территориальные приобретения и контроль над Бухарой, определив во многом южную имперскую границу и создав источник беспокойств для Британской империи.
Только к 1899 году, спустя три десятилетия после своего завоевания, Ташкент получил свою железнодорожную станцию. К этому моменту военное значение дороги снизилось, хотя она по-прежнему управлялась и охранялась военными и войсками, а возросло её экономическое значение, так как это был самый короткий и самый дешёвый путь для людей и товаров из метрополии в колонию.
Дорога шла в 1895, скажем, году так: сначала люди и товары, например из Москвы, доезжали до ближайшей железнодорожной станции, например в Саратове, затем по Волге спускались на пароходах до Астрахани, потом на пароходах доходили до Красноводска, а оттуда по железной дороге до Самарканда, оттуда уже дорожным транспортом до Ташкента или Коканда. Чуть позже паром шёл из Красноводска в Баку, куда была проведена железная дорога.
А в 1906 году открылась, наконец, та самая дорога из Оренбурга в Ташкент, которая уже напрямую соединила Туркестан с Россией.
Странная заметка, как по сообщению общеизвестных сведений, так и по числу ошибок.
В момент, когда началось строительство Закаспийской военной железной дороги (ее первой фазы) вопрос о «логичности» ее проведения из «центральной России в регион» не стоял. Она возникла как инструмент логистики Ахал-Текинской экспедиции, т. е. служила основной артерией снабжения войск, участвовавших в экспедиции.
Никакого «конкурентного» наступления афганцев до 1880 г. в Закаспии не наблюдалось.
В 1899 г. дорога не управлялась военным ведомством. На основе высочайшего повеления от 18 декабря 1898 г. дорога была передана в ведение Министерства путей сообщения. С этого времени войска не несли охрану дороги, для этого привлекались чины железнодорожного ведомства и туркменская милиция.
Пути из «метрополии в колонию» не существовало, это было единое государство — Российская империя.
В 1895 г. из Саратова нельзя было попасть в Красноводск для последующего движения поездом в Самарканд, т. к. Красноводский участок еще только сооружался (сдан в эксплуатацию 15 октября 1896 г.).
В действительности существовало два маршрута при движении из Центральной России в Туркестан через Каспий: один из Самары в Узун-Аду (после 1896 г. — в Красноводск), но этот путь действовал только весной-летом до ледостава на Волге; второй — из Баку. При этом пароходы из черноморских портов России (к примеру, Одессы) вначале достигали порта Батум, откуда пассажиры и грузы по железной дороге через Тифлис двигались в Баку. Эта ветка была открыта для движения поездов в 1883 г. С 1899 г. Баку был соединен железной дорогой с Центральной Россией через Владикавказ. Морское сообщение между Баку и Красноводском было круглогодичным.
Керимбай[Цитировать]
Рт Сергея Абашина было бы странно услышать иную интерпретацию.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
На счет «конкурентного наступления афганцев» автор прав. В начале второй половины XIX никто не знал каковы будут территории Закаспийской области, в частности, и Туркестанского Края (включая Бухарский эмират), в целом…. А в состав Бухарского эмирата входил Южный Туркестан, который включал более десятка узбекских ханств….. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD….. Ханство Меймене, например, было окончательно подчинено Афганистаном в 1875 году.
Евгений[Цитировать]
Афганский Туркестан принадлежал бухарцам сравнительно непродолжительное время — с конца правления афганского Тимур-шах Дуррани (1793) и до первой трети XIX в. Затем, там образовались независимые узбекские владения. В период правления эмира Дост Мухаммеда эти владения в Афганском Туркестане — Андхой, Шибарган и др., были последовательно с 1850 по 1859 гг. вновь включены в состав афганского государства. Владение Маймана было подчинено власти афганского эмира в 1868 г. с сохранением полуавтономных прав. Петербургским договором 1873 г. (соглашение Горчакова-Гренвилла) была зафиксирована фактическая принадлежность Афганского Туркестана Афганистану, Россия брала на себя обязательство воспрепятствовать Бухарскому ханству расширить свои владения за счет Афганистана. Дата, которую вы указываете применительно к Маймана, — 1875 г. есть попытка мятежа против власти Шир-Али-хана, которая закончилась окончательным включением Маймана в состав владений афганского эмира (14 марта 1876 г.). Т. е., если и были территориальные претензии в районе Аму-Дарьи, то с бухарской стороны к афганцам, а не наоборот. Если вам известны по документам другие проявления «конкурентного наступления афганцев», то сообщите их, будет интересно узнать.
Керимбай[Цитировать]
А я Вам и сообщил….. Были узбекские ханства и они были захвачены Афганистаном.
Евгений[Цитировать]
Ясно, спасибо.
Керимбай[Цитировать]
Господин Абашин, как та ржавчина, которая подтачивает металл. То басмачей ему хочется реабилитировать, то про российскую колонию в Туркестане. Вроде ученый муж, а такую ересь несёт. Продолжал бы заниматься этнографией, зачем лезть в те сферы, где ты слабый априори.
Konstantin Kostin[Цитировать]
А вы знаете, Сергей Абашин, кто именно из русских морских офицеров имел прямое отношение к строительству этой самой дороги? Раскрою страшную военную тайну, надеюсь, меня не арестуют. Это был, вы не поверите, Степан Осипович Макаров, будущий адмирал русского императорского флота. Во как!
Светослав[Цитировать]