До последнего дня Ташкентцы

За несколько недель до своего 70-летия ушел из жизни известный спортивный журналист Михаил Зальцберг

Геннадий ПЛЕТИНСКИЙ

Читателям «ИсраГео» хорошо знакомо это имя – на сайте многократно помещались его материалы, в основном связанные со спортивной тематикой, которой Михаил посвятил свое творчество. Много публиковался он и в израильских газетах («Новости недели», «Секрет» и других), в зарубежной прессе.

А выходцы из Узбекистана помнят Зальцберга по публикациям в республиканской печати, теле- и радиопередачам. В Ташкенте он был человеком узнаваемым — почти каждый вечер в новостных программах республиканского ТВ вел раздел спорта, выпускал спортивные передачи.

Январь 1976 года. Завотделом редакции газеты «Физкультурник Узбекистана» Михаил Зальцберг (справа) вручает приз «Лучший боксер» матчевой встречи СССР-США чемпиону мира Руфату Рискиеву (фото из семейного архива).

Автора этих строк связывала с Михаилом более чем полувековая дружба – со студенческой скамьи. На факультете журналистики Ташкентского госуниверситета он был одним из немногих среди немалого числа соплеменников (и студентов, и преподавателей), с кем можно было перекинуться фразой-другой на идише, кого можно было поздравить с еврейским праздником, зная, что он поймет, с чем его поздравляют.

Как-то, находясь на сельхозработах (кого из советских студентов миновала чаша сия?!), мы тайком организовали празднование Рош а-шана. Спустя почти полвека Михаил описал это в своей документальной повести.

За все время знакомства не могу припомнить случая, чтобы он говорил на повышенных тонах или за глаза негативно отзывался о ком-либо. Есть такое понятие – врожденная интеллигентность: так это о таких, как он…

После окончания вуза Мишу призвали в армию, он прослужил офицером два года на Дальнем Востоке — в Еврейской АО. Вернувшись в родные края, сразу же начал работать по профессии, о которой мечтал с детства – стал спортивным журналистом. Причем уже через короткое время заслужил репутацию одного из ведущих в республике. Михаил буквально жил этим, отдавая любимому делу не только свое рабочее время, но и досуг. Так, он создал и много лет был ответственным секретарем Клуба болельщиков футбольной команды «Пахтакор».

В 1987-м Зальцберг почувствовал, что работать становится все труднее. У него диагностировали болезнь Паркинсона – эта хворь обычно настигает в преклонном возрасте, но бывают и редкие исключения. В том же году он перешел на посильную для инвалида должность фотолаборанта в Республиканскую школу высшего спортивного мастерства. Продолжал сотрудничать со СМИ Узбекистана, по-прежнему вел общественную работу в Клубе болельщиков. И боролся со страшной болезнью…

В 1995-м семья Зальцбергов репатриировалась в Израиль, поселилась в Ашдоде. Израильские медики смогли приостановить развитие неизлечимой пока болезни — здесь Михаил перенес две операции на открытом мозге; вторая, сделанная в 2007-м, дала некоторый положительный результат. Тем не менее он с трудом передвигался, ему была определена стопроцентная инвалидность. На протяжение 22 лет трудился на заводе для инвалидов «Шикум-Ашдод». И продолжал сотрудничать с периодическими изданиями, интернет-ресурсами. Написал документальные повести “Любовь моя — “Пахтакор” и “Встречи, которые помню” (вторая вышла в свет отдельной книгой двумя изданиями).

Противостоять страшной болезни ему помогала не только израильская медицина, но и забота семьи: супруги Ани, дочерей Риммы и Майи, их мужей, всех шестерых внуков. Миша через Интернет поддерживал связь с друзьями со всего мира. И работал над своими текстами буквально до последнего дня.

За день до его скоропостижной кончины мы общались по телефону – он рассказывал, что пишет новый очерк о Геннадии Красницком, одном из самых знаменитых ташкентских футболистов. Трагически ушедшему из жизни пахтакоровскому голеадору в наступившем году исполнилось бы 80 лет. Увы, к этой дате о легендарном «бомбардире», вероятно, напишет кто-нибудь другой. Хотя так, как Зальцберг, едва ли кто-то владеет этой темой – они с Геннадием Александровичем были знакомы немало лет и даже некогда делили один кабинет, где располагался и возглавляемый Красницким отдел футбола республиканского ДФСО профсоюзов, и офис Клуба болельщиков «Пахтакора»…

Трудно поверить, что Михаила уже нет с нами. Память об этом мужественном человеке, замечательном семьянине и верном товарище, профессионале высокого класса навсегда останется в наших сердцах.

* * *

Коллектив «ИсраГео» глубоко скорбит в связи с кончиной нашего давнего автора Михаила Зальцберга и выражает соболезнование родным и близким покойного.

«ИсраГео».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.