Ахалтекинская депутация в Петербурге История Старые фото

Владимир Фетисов
Из цикла “Листая пожелтевшие страницы”. “Всемирная иллюстрация” № 652, 1881 г.

Ахалтекинская депутация в Петербурге

Прибывшая в нашу столицу, около 20 мая, текинская депутация состояла из пяти следующих лиц: 1) Авез Тыкма Сардар – бывший начальник текинских вооружённых сил; 2) сын его малолетний Уразберды; 3) Магомет Авез Сеид Гильдеев – родственник Тыкма Сардара; 4) хан Магомед Реза Оглы – ближайший родственник Тыкма Сардара; 5) Халли Гаипбердыев – родовой старшина из мервских родов, приехавший исключительно для ознакомления с Россией (в то время Мервский оазис ещё не был присоединён к России, это случится, мирным путём, несколько позже. Вероятно, родовой старшина и приехал в Петербург, чтобы прозондировать этот вопрос, прим. Вл. Фет.). Позднее, к означенным пяти представителям, присоединились ещё два текинца, о которых мы будем говорить ниже.
Из Геок-Тепе депутацию сопровождал в Россию ротмистр Канчувак Байтоков. В Петербурге к текинским гостям прикомандирован был от главного штаба подполковник Мешетич. Депутация прежде представления своего Государю Императору, ознакомилась со всеми достопримечательностями города: она осматривала артиллерийский арсенал, патронный завод, стеклянный завод и прочее
В субботу, 23-го мая, утром, члены текинской депутации отправились в Гатчину для представления их Императорским Величествам. Все текинцы облачены были, поверх пёстрых шёлковых халатов, в чёрные суконные халаты, обшитые серебряными галунами. Головы их покрыты были обыкновенными чёрными мерлушечьими текинскими шапками, конусообразными и полукруглыми. Тыкма Сардар имел при себе саблю. Депутацию сопровождали: ротмистр Байтоков, исполнявший роль переводчика, подполковник Мешетич и начальник штаба войск Закаспийского края, полковник генерального штаба Аминов.
По прибытии в Гатчину, депутация была перевезена со станции железной дороги во дворец в придворных каретах. Во дворце текинцам отведено было просторное помещение, где им был сервирован чай и шоколад, с различными сладкими печеньями. Здесь же во дворце, к делегации присоединился начальник азиатской части при главном штабе, генерал-майор Соболев.
В исходе двенадцатого часа, депутация, предшествуемая скороходом, направилась в собственные апартаменты Их Величеств. Депутация встречена была в первой приёмной, примыкающей к китайской галерее, управляющим военным министерством генерал-адъютантом Ванновским. После представления последнему, в 12 часов 40 минут, текинцы приглашены были в приёмный зал на половине Великого Князя Константина Николаевича, где расположились в одну линию.
Государь Император изволил выйти из кабинета своего к депутатам ровно в час. Одет он был в общегенералский сюртук, имея орден св. Георгия на шее. Все текинцы, сохраняя родной обычай, сложив почтительно руки, низко поклонились Его Величеству. Полковник Аминов представлял каждого из депутатов, начиная с Тыкма Сардара, котрый на несколько вопросов Государя Императора, относительно его личного участия в прошлой и нынешней ахалтекинской экспедиции, отвечал, через ротмистра Байтокова, что он не был в числе наших неприятелей, в течение первой экспедиции, потому, что находился тогда в русском отряде: потом же он возвратился к землякам и был главным начальником всех вооружённых текинских сил: причём во время осады Геок-Тепе получил две раны в правое плечо и в ногу. В конце речи своей Тыкма Сардар заявил Его Величеству желание, общее всех соплеменников — оставаться навсегда верноподданными “Белого Царя”. В это время из внутренних покоев появилась Государыня Императрица, сопровождаемая Их Высочествами Наследником Цесаревичем и Великим Князем Георгием Александровичем. Текинцы приветствовали Её Величество и Их Высочеств низкими поклонами.
Каждый из депутатов удостоился милостивого внимания Государя Императора; причём Его Величество долго беседовал с каждым текинцем, особенно же с Тыкма Сардаром. Текинца из Мерва, Халли Гаипбердыева, Государь Император спросил о цели его приезда в Петербург, на что тот отвечал, что он с согласия своих родичей, воспользовался случаем приехать в Петербург, дабы иметь счастье представиться “Белому Царю” и осмотреть Россию. Родичи Халли Гаипбердыева надеются на защиту и покровительство могущественной русской державы, а потому и желают иметь о ней правильное понятие и возможно полные сведения.
Его Императорское Величество изволил поздравить Тыкма Сардара с чином майора милиции и пожаловал ему серебряные майорские эполеты, почётную саблю и золотые карманные часы с цепочкой. Остальные члены депутации также получили золотые часы с цепочками. Сверх того, для каждого депутата приказано заготовить бархатные халаты и медали. Затем Государь, высказав текинцам пожелание – “Жить мирно и трудиться”, удалилсяс Августешим семейством в свои апартаменты. Тронутые до слёз милостивым приёмом, текинцы были в неописанном восторге.
После Высочайшей аудиенции, членам депутации предложен был завтрак, роскошно сервированный. По окончании завтрака, Тыкма Сардар опоясался царским подарком – почётной саблей, с старинным кавказским клинком с изображением полумесяца: ножны и эфес сабли –серебряные, вызолоченные под чернь, в кавказском вкусе. В неописанный восторг был приведён и Тыкма Сардар и его соплеменники видом майорских эполет, тут же пришитых на плечи чёрного халата их обладателя.
Отправляясь обратно в Петербург, текинцы. Сидя в вагоне железной дороги, с большим интересом осматривали местность: особенное внимание их останавливали лагерные бивуаки войск гвардии петербургского военного округа.
В среду 10-го июня, члены текинской делегации, в числе семи человек, выехали по Балтийской железной дороге в Стрельну, а затем, в экипажах прибыли в Михайловку, где их в отдельном здании ожидал завтрак. К депутации примкнули два новых представителя текинского плнмени, прибывшие в Россию позже своих соотечественников – Авез Кули Сардар и Кул Батыр. Сын Тыкма Сардара, зачисленный уже интерном в приготовительный пансион николаевского кавалерийского училища, был в форме присвоенной воспитанникам этого заведения.
В час пополудни, депутация была весьма благосклонно принята Августейшими хозяевами. Великий Князь Михаил Николаевич, в милостивых выражениях, приглашал членов депутации и способствовать водворению в их стране порядка, чтобы оправдалось выказанное текинскому народу доверие русского Монарха. Его Высочество согласился исходатайствовать Высочайшую аудиенцию для двух прибывших текинцев, заверявших, что без этого им будет стыдно вернуться на родину.
Вновь прибывшие текинцы имели счастье представиться “Белому Царю” в среду 17 июня, в летней Императорской резиденции Александрии. Депутация эта прибыла со станции железной дороги в придворных экипажах во дворцовый корпус, близ старого дворца, где прежде всего был предложен чай. Здесь оба текинца надели на себя пожалованные им Его Величеством бархатные халаты, в тех же придворных экипажах отправились в Александрию, во дворец, сопровождаемые: начальником Азиатской части военного министерства, генерал-майором Соболевым и подполковником генерального штаба Мешетичем с ротмистром Байтаковым, который на этот раз служил переводчиком при представлении. Их Величества изволили выйти в приёмный зал около часа пополудни. Прежде всего Государь подошёл к Авезу Кули Сардару, которого расспрашивал о егно жизни, месте пребывания – Где вы находились в прошлом и в нынешнем году? Были ли в Геок-Тепе? Из какого селения? Были ли в Мерве и Ташкенте? – задавал вопросы Государь. После чего Авез Кули Сардар, заявивший между прочим, что он родом из Асхабада, поднёс Его Величеству, в знак преданности и почтения, свою боевую туркменскую саблю, сказав, что вместе с ней он подносит и жизнь свою “Белому Царю”. Затем он сделал заявление, что персы не возвращают им родичей их, находящихся у персов в плену, тогда как они, текинцы, вернули персам их полонённых соотечественников. Его Величество изволил собственноручно пожаловать обоим текинцам золотые часы с цепочками. По силе умения и возможности благодарили текинцы Государя за все его милости к ним.
Когда Их Величества оставили приёмный покой, текинцы удалились в отведённое для них помещение, где сервирован был завтрак, после которого они отправились в Петербург.
В тот же день, текинская депутация в полном составе своём посетила Петергоф. Осмотрены были все фонтаны птергофского нижнего сада, Монплезир, царская купальня, а также другие достопримечательности. Из Петергофа Тыкма Сардар вместе с сыном и подполковником Мешетичем, заезжали в Стрельну, к одному из воспитателей пансиона Николаевского кавалерийского училища, у которого мальчик останется на время летних каникул. Предполагавшаяся, одновременно с посещением Петергофа, поездка в Красное село отложена была до 18-го июня. В означенный день, рано утром, текинцы отправились в Красное село, где сделали объезд лагеря. После чего, немедленно вернулись в столицу, так как поезд их в Геок-Тепе должен был последовать того же числа в 3 часа дня.
Трогательна была сцена прощания Тыкма Сардара с сыном его Ураз Берды, которого отец покинул одного на далёкой чужбине. Бывший начальник текинских военных сил, при прощании с русскими офицерами, его провожавшими, заявил, что употребит, по возвращении на родину, всё своё нравственное влияние на соотечественников, дабы уговорить непокорившихся ещё текинцев перейти в подданство России.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.