«Летающий собор» Страны Советов. Гигант уходит в историю История

Трагедии 76-й эскадрильи

76-я отдельная гвардейская Ленинградская Краснознаменная военно-транспортная эскадрилья в лучшие годы имела на вооружении сразу 29 «Антеев». Машины и экипажи эскадрильи участвовали во многих знаковых операциях. Так, в 1982 году борт 09338 перебросил на Байконур орбитальную станцию «Салют». Два года спустя «Антеи» перевезли несколько Ми-8 для Эфиопии, а в 1986 году доставили в район Чернобыля тонны свинца и технику для ликвидации аварии.

К сожалению, в работе самой 76-й эскадрильи не удалось избежать катастроф. Причиной одной из них стал «тепловой разгон» аккумуляторных батарей НКБН-25 №4, который привел к прогоранию близкорасположенного топливопровода и воспламенению керосина. Случилось это 6 июня 1980 года на маршруте из Багдада в Чкаловский на высоте 5700 метров.

Пожар вспыхнул в правом обтекателе шасси и в считанные минуты затянул удушливым дымом грузовой отсек. К тому времени Ан-22 (бортовой №06-01) был уже над Москвой, и командир экипажа принял решение приземляться на ВПП аэропорта Внуково. После безуспешных попыток потушить огонь, машину по инструкции перевели в аварийный режим электроснабжения, что полностью обесточило самолет. Без навигации и связи, с невыпущенным шасси командир экипажа майор Шигаев В. И. во избежание жертв и разрушение отвернул «Антей» от Внуково в чистое поле. На скорости в 290 км/ч гигант сел на фюзеляж, снес кабиной железобетонный столб, упал в овраг и загорелся. Из экипажа погибли командир, бортинженер Свиридов А. А. и переводчик Добролюбова В. Р.

Макет самолета, показывающий особенности размещения груза

После трагедии самолета №06-01 аккумуляторный отсек оснастили противопожарными датчиками и люком, через который можно было оперативно разрядить огнетушитель. Подобная ситуация повторилась десять лет спустя в 1990 году, когда на упоминаемом ранее камуфлированном «Попугае» Ан-22А №05-10 аккумуляторы разогрелись и вздулись. Пожара удалось избежать, однако полетное задание было сорвано.

Внутреннее убранство «Антея»

Девяностые годы стали для Ан-22 одним из самых несчастливых периодов. 11 ноября 1992 года случилась первая в десятилетии катастрофа – «Антей» с бортовым №06-10 с перегрузом в 20 тонн упал сразу после взлета в районе аэродрома Мигалово. Это был коммерческий рейс на Ереван, на борту самолета находились вместе с экипажем майора И. Масютина 33 человека, включая детей. Кроме серьезного перегруза, одной из причин катастрофы стало обледенение фюзеляжа. Два года спустя, работая уже в интересах МО РФ, упал Ан-22 №04-08 (командир воздушного судна – майор А. Кредин), нагруженный под завязку военным автотранспортом из немецкого Темплина. Трагические события развивались следующим образом. Машина поднялась в воздух 19 января с аэродрома Ростова-на-Дону, при этом антиобледенительную обработку самолет не прошел. Через несколько минут полета «Антей» стал крениться на крыло, выходя на критические углы атаки. Аварийная посадка не удалась, самолет ударился плоскостью крыла о землю и разрушился. Из экипажа и трех пассажиров в живых остались лишь три человека.

Балтиморская катастрофа

Последняя катастрофа Ан-22 случилась 28 декабря 2010 года с бортом RA – 09343 после взлета с воронежского аэродрома Балтимор. Самолет был задействован в переброске истребителя МиГ-31 для Военного авиационного университета. Спустя час после вылета в обратный путь из Воронежа в Мигалово гигант упал в районе села Малое Скуратово Чернского района Тульской области. Очевидцы рассказывали, что воронка от падения самолета достигала глубины пять и диаметра в двадцать метров, а фрагменты машины находили на удалении в 700 метров от точки падения.

Погибший в 2010 году в Тульской области «Антей»

На борту находились 12 человек – два экипажа Ан-22. Анализ бортовых самописцев показал, что на высоте 7176 метров самолет резко ушел в левый крен со скольжением, который развивался со скоростью 10 градусов в секунду. «Антей» принялся интенсивно снижаться по спиральной траектории. Экстренные меры экипажа ни к чему не привели, и самолет свалился в штопор. При этом перегрузки были таковы, что разрушаться машина начала еще в воздухе. В итоге «Антей» на гигантской скорости и практически вертикально вошел в землю. Причиной стал отказ системы управления, что привело к нарушению работы электромеханизма системы автотриммирования. Также стало известно, что экипаж пренебрег требованиями и не сообщил о сбоях в системе управления этого же борта, которые были замечены двумя неделями ранее. Инструкция экипажа летчика Ан-22 также не содержала никакой информации, касающейся действий в случае отказа системы триммирования. Экипаж самолета был посмертно представлен к государственным наградам за отвод падающего самолета от поселков Чернского района в лесной массив, что исключило жертвы среди гражданских.

Мгновения жизни уходящего со сцены героя

Гигант уходит в историю

Ан-22 на Ташкентском авиазаводе сместил с производственной линии младший брат Ил-76, появившийся в 1973 году. «Ильюшин» отличался неплохой грузоподъемностью в 47 тонн, что во многом противопоставило его «Антею». В активе 76-го также реактивные двигатели, сообщающие самолету большую крейсерскую скорость в сравнении с турбовинтовым «Антеем». Ил-76 оказался более выгодной машиной, так как единственным преимуществом «летающего собора» остался просторный грузовой отсек, который был востребован далеко не всегда. Сверху на нашего героя давил Ан-124 «Руслан» со своими беспрецедентными грузовыми способностями. Календарный срок эксплуатации «Антея» закончился еще в 2013 году, но годом ранее Министерство обороны РФ продлило срок службы до 2020 года. В это же время велись переговоры с украинским «Антоновым» о модернизации машин и продлении эксплуатационного ресурса до 40 лет и даже до 50 лет. Но известные события сделали это невозможным.

Единственный в своём роде камуфлированный «Антей»

На авиабазах ВВС сейчас хранится 22 машины, шесть из которых — в ограниченной годности. Надо отметить, что в полной мере использовать весь свой потенциал «Антей» мог в единичных случаях – так сложилась специфика перевозок в мирное время. Средняя загрузка составляла всего 22,5 тонны, и чаще всего это были далеко не габаритные грузы, которые можно было перебросить и на более компактном Ил-76. Большая часть самолетов за несколько десятков лет эксплуатации не налетала даже 5000 часов. И раньше, и сейчас у Министерства обороны нет особого желания тратить деньги на поддержание в надлежащем состоянии всего парка Ан-22. Поэтому часть машин потихоньку погибает на стоянках. Так случилось с «Антеями» под номерами RA-08833 и RA-08835, которые за шесть лет превратились в рухлядь на ивановском аэродроме. Украина желала в середине нулевых купить эти самолеты для коммерческой эксплуатации, но сделка не сложилась. В то же время «Авиалинии Антонова» достаточно успешно эксплуатируют свой единственный «Антей», занявший определенную нишу в мировых авиаперевозках.

Украинский «Антей» в составе «Антоновских авиалиний»

«Летающий собор» Страны Советов. Гигант уходит в историю


Больший парк тяжелых транспортников вряд ли бы стал рентабелен – рынок перевозки габаритных грузов по воздуху недостаточно емкий, чтобы насытить заказами и «Авиалинии Антонова», и «Волгу-Днепр» с Ан-124. Коммерческое использование таких гигантов возможно только в случае финансирования разработки и производства государственными структурами. Ни одна авиастроительная компания даже в мыслях не рассматривает постройку столько крупных транспортных самолетов в интересах гражданских перевозок. Затраты никогда не отобьются. Причем даже сверхвместительные пассажирские самолеты постепенно уходят со сцены – сначала «Боинг» объявил о скором выходе на пенсию 747, а позже «Эйрбас» свернул производство убыточного 380. Преемники не планируются ни у первого, ни у второго.

Ан-22 в этой ситуации не уникален: гиганты «Русланы» после выработки всех возможных ресурсов в «Волге-Днепре» также отправятся в музеи и на разделку. Чем заменят уникальную технику? Американцы никогда и никому не отдадут под коммерческие перевозки C-5 «Гелэкси», поэтому, скорее всего, ниша рынка сверхтяжелых транспортных самолетов для гражданского сектора исчезнет. Конечно, пока в перспективе Россия не насытит свои ВВС машинами нового поколения и выведет избытки на рынок. Но в это, учитывая современные реалии, верится с большим трудом.

Ан-22 для нас останется памятником безусловного инженерного гения Советского Союза со своими уникальными техническими решениями и непередаваемой харизмой.

По материалам изданий:
Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей». 2013.
Антонов О.К.: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.

Отсюда.

26 комментариев

  • Фото аватара Светослав:

    Самое интересное — месяца этак три — четыре назад (за точность не ручаюсь), гуляя с собакой, вечером, часов где-то в пять, или около этого, видел на взлете над моим массивом именно Ан-22. Значит, летают? Дай — то Бог!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Azim:

      А точно был он?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        Я, конечно, люблю выпить, но с собакой гуляю трезвым, и Ан-22 от Ан-12 отличаю. Кстати, чуть ранее указанного периода из нашего аэропорта взлетел Ан-10, совсем уж старенький «грузовичок». Пару дней назад утром уходил из города и Ан-12. Над моим массивом взлетная глиссада проходит. Я не различаю всякие там СШПшные поделки, но уж советские — то…. Как-то так…

          [Цитировать]

        • Фото аватара Валентин Богданов:

          Светослав:
          Я, конечно, люблю выпить, но с собакой гуляю трезвым, и Ан-22 от Ан-12 отличаю. Кстати, чуть ранее указанного периодаиз нашего аэропорта взлетел Ан-10, совсем уж старенький «грузовичок». Пару дней назад утром уходил из города и Ан-12. Над моим массивом взлетная глиссада проходит.Я не различаю всякие там СШПшные поделки, но уж советские — то…. Как-то так…

          Видимо все-таки плохо различаете. Ан-10 — вообще-то пассажирский самолет, а не грузовичок. И летающих Ан-10 уже несколько десятилетий в природе не существует. Их эксплуатация в Аэрофлоте было принудительно прекращена в 1973 году после череды катастроф, вызванных конструктивными просчетами. Одной из жертв Ан-10 в катастрофе под Харьковым стал известный советский пародист Виктор Чистяков. До сегодняшнего дня сохранился единственный самолёт Ан-10А (борт СССР-11213), который хранится в авиационном музее в Монино.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Светослав:

            Я, конечно, не «великий» специалист в авиации, но с глазами у меня пока все в порядке. Кроме того, с юности увлекался не только чтением мемуаров, но и, за компанию, и коллекционированием марок и фотографий по авиационной тематике, и не только по ней. А потому говорю о том, что реально видел над моим массивом. В конце концов, «Аны» оставались не только в РФ. Кто знает, где, в какой республике могли восстановить это летающее чудо. Бортовые номера и нацпринадлежность с расстояния различить как-то не удалось. Я первым делом обращаю внимание на звук двигателей — если это гул турбовинтовых двигателей, то смотрю очень внимательно, что это за машина. Ну а если «свист» реактивных, то мне не интересно. Кстати — звук даже реактивных двигателей советских самолетов резко отличается от разных там ….лайнеров. Замечали?

              [Цитировать]

            • Фото аватара Валентин Богданов:

              Еще раз. Если у Вас есть интернет или доступ к любой библиотеке по авиации, то почитайте про Ан-10. Это не так сложно. Например тут https://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-10 Хотя странно, что Вы (видимо человек интересующийся авиацией в той или иной степени про это не знаете). После того как в начале 70-х они начали падать один за другим- по сути разваливались в воздухе из-за нарушения прочностных характеристик (Ворошиловград, Харьков, Львов) эту машину сняли с аэрофлотовских линий, а вскоре и из ВВС и даже из ведомственной авиации. Они а) не летают ВООБЩЕ нигде лет 40 уже б) физически в мире сохранился один самолет. Стоит в Монино. Ан -10 уточняю. Не Ан-12. Хотя чтобы в полете внешне отличить обе машины надо быть очень большим спецом. У Ан-10 нет рампы и есть иллюминаторы. Это по сути их главное внешнее отличие. А так оба четырехмоторные высокопланы с турбовинтовыми двигателями АИ-20. Так что по шуму двигателя Ан -10 от Ан-12 отличить невозможно. Одинаковый шум. По поводу того что где-то что-то осталось. На то есть реестр, выдаются сертификаты летной годности и т.п. Самолет снят с эксплуатации приказом министерства Гражданской авиации СССР в 1973 году. Никому бы в голову не пришло тогда приказы подобные нарушать. Их практически все распилили. Из некоторых сделали всякие детские кинотеатры. Но и они не уцелели к нашим дням. Все это есть по указанной ссылке.

                [Цитировать]

  • Фото аватара Валентин Богданов:

    Да, кстати. Узбекское УГА никогда Ан-10 не эксплуатировало. Выпускался он (в отличие от Ан-12) тоже не в Ташкенте, а в Воронеже. Так что вряд ли свои самолеты этого типа могли быть даже у отряда ТАПОиЧ. Это к тому, что в УзССР, а потом в Узбекистане Ан-10 мог где-то затеряться. Не мог.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Я лично Ан-10 видел только на картинке — в наших краях их вроде вообще не было даже пролетом еще в ТО время! Поэтому мне тоже глаз резанула фраза про взлетающий Ан-10, про Ан-22 недавно тоже сомневаюсь — весь город был бы в курсе от шума моторов! Хорошо помню как они в свое время шли на Афганистан над нашим домом — небо просто раскалывалось… Или когда крылья таскали — тоже не забудешь!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        «весь город был бы в курсе» — это вряд ли. Немного сейчас тех, кто голову поднимет, услышав именно гул, а не резкий звук реактивных двигателей. Да и вообще — мало кому есть дело до пролетающих самолетов. Интересы у большинства людей сегодня с несколько другие.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Валентин Богданов:

        J_Silver:
        Я лично Ан-10 видел только на картинке — в наших краях их вроде вообще не было даже пролетом еще в ТО время! Поэтому мне тоже глаз резанула фраза про взлетающий Ан-10, про Ан-22 недавно тоже сомневаюсь — весь город был бы в курсе от шума моторов! Хорошо помню как они в свое время шли на Афганистан над нашим домом — небо просто раскалывалось… Или когда крылья таскали — тоже не забудешь!

        Ну в Ташкент летать они вполне могли в те давние годы. И наверняка летали. Аэропорт по союзным меркам был важный. 108 серийных машин построено было. Не так мало по тем временам. Ту-104 тех же было выпущено чуть больше двухсот машин. Эксплуатировало Ан-10, к примеру, Приволожское УГА. Рейсы в Куйбышев. На Украине их много было. Три управления и т.п. Где-то даже попадалась фотка Ан-10 на фоне старого аэропорта. Но сейчас сходу не найду, конечно.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Сарвар:

    Святослав а вы из какого города, начнем с этого ?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сарвар:

    Кстати «Попугай» уже давно лишился своего красивого камуфляжа

      [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    Я практически уверен, что это не был Ан-22 (подозреваю, что Светослав, скорее, заблуждается сам, а не пытается надуть других) — FlightRadar ничего на эту тему не подтверждает, но насчёт двух килей стало интересно — что же за борт это мог быть?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Сарвар:

      Azim:
      Я практически уверен, что это не был Ан-22 (подозреваю, что Светослав, скорее, заблуждается сам, а не пытается надуть других) — FlightRadar ничего на эту тему не подтверждает, но насчёт двух килей стало интересно — что же за борт это мог быть?

      Flightradar24 далеко не все борта показывает, особенно над территорией Средней Азии. От себя могу сказать что отличительная черта «Антея» не только особенность конструкции, но и размеры и главное — характерный звук HК-12 его просто невозможно спутать ни с каким другим ВС. В TAS/UTTT прилетает много чего и разного — Русланы, Геркулесы, Глобмастеры, Илы и т.д., но вот прилет ан-22 точно не остался бы не замеченным, особенно если это было в дневное время суток.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Светослав:

    Уважаемый Азим! Я НЕ собираюсь кого-либо обманывать, но кто может сказать, у какой-еще современной машины есть ДВА киля, которые были видны достаточно отчетливо даже на высоте, примерно 300-400 метров — где-то на такой высоте самолеты проходят на взлетной глиссаде над нашим массивом? Сам был удивлен до крайности, так как «Антея», я, конечно, видел, но только на марках или в тематических кинофильмах. Впрочем, можете мне не верить…
    P.S. А еще я видел «Медведей» на аэродроме под Калининградом, осенью 1989-го, мне как раз 20 лет тады стукнуло, когда на электричке нас отправляли на сбор картошки для нашей части. Представляете — щазззз набегут иксперды, утверждать будут, что ТУ-95 (уж их-то не отличить?) никогда не базировались под любимым мною Кёнигом! Кстати сказать, модель именно «Медведя» храню до сих пор. Уже лет этак 35-36, представляете? Хотите, фото модели как — нибудь прикреплю?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Azim:

      Вот и мне интересно стало, что за Ан-22 «тайком» побывал тут.
      Модель Ту-95 (ГДР-вской комплектации, она ещё Ту-20 называлась) и у меня в своё время была, да.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        Она самая. Сосед из ГДР привез, служил там в авиации, собрал, а перед свадьбой мне подарил. Судя по результатам поиска в сети, эта модификация Ту-95 МС (сужу по снимкам на сайтах). А за тот самый «Антей» буду стоять на своем — ДВА киля больше ни у кого нет. Разве что, у Мрии, но она сюда ну никак залететь не могла, уж это точно. Да и по размерам и внешнему виду она сильно отличается от «Антея».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Валентин Богданов:

          Почему Мрия не могла? Она не раз в Узбекистан прилетала. Какие-то тракторы тяжелые привозили, турбину. Ан-225 хоть и один в мире, но он довольно активно эксплуатируется. Ниша своя есть у этого самолета.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей:

    Мой отец с1963 по1972г. был военпредом. На Ан22 я с ним летал до Москвы 6 часов! Последний раз видел его над Ташкентом года 4 назад. Ошибиться не мог.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светослав:

    1 — сие было под вечер, так как я гуляю с собакой примерно в 17.00 — 17.30-18.00.
    2 — меня привлек именно ХАРАКТЕРНЫЙ гул МОТОРОВ, явно турбовинтовых, а не реактивных, к которым я уже привык.
    3 — я остановился, посмотрел, и… мне показалось, что мне «кажется» — я вижу самолет с ДВУМЯ килями, и это НЕ Пе-2, которых я вживую никогда не видел, как и Вы сами.
    Дату указать не могу — слишком много происходит в моей работе каждый день. Подозреваю, что я ошибся — НЕ «три — четыре» месяца назад, а более. Потому что, статью, недавно опубликованную в журнале «Тасвир», я написал в прошлом году, и там была ссылка на женщину — командира экипажа Ан-22, Марину Попович. Боюсь, что ошибся в периоде времени. НО — то, что видел над моим массивом именно «Антея» — НЕ подлежит никакому сомнению! Звук ЕГО двигателей НЕ сравним ни с какой другой машиной! Равно,с как и утром в прошлую субботу — уходил Ан-12 — высокоплан, 4-хмоторный, окрашенный в серый цвет, видел из окна моего балкона.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.