Море, Латакия, шииты, любовь. Часть первая Разное
Фахим Ильясов.
Древний, вольный, портовый и курортный город Латакия расположен вдоль холмистых берегов изумрудного и теплого Средиземного моря. Узкие, уютные улочки этого морского города разбегаются от моря вверх по еле заметным холмам и выводят на небольшие круглые площади, от которой расходятся ещё несколько улочек. На этих узких улочках продавцы с тележками, громко, на всю арабскую мощь с помощью «матюгальников», рекламировали апельсины, крупные и сладкие мандарины сорта «Самсон», томаты, виноград, огурцы, яблоки и другие фрукты и овощи. При появлении на горизонте русских людей они начинали усиленно рекламировать огурцы, громко объявляя, — «Хуяр, хуяр», жены наших специалистов привыкли к такой рекламе и подходя к тележкам, сразу говорили продавцам, — «Хуяр у тебя, что-то стоит дорого, давай скидывай цену, а то мы пойдём покупать хуяр на СУК».
Слово Хуяр — Огурец (по арабски), жены специалистов с удовольствием произносили по разному, то с мягким знаком в конце слова, то просто с твердым «Ха» в начале слова. Слово СУК в переводе с арабского на русский, означает Базар. Все лоточники уже знали наших специалистов и их семьи. Они даже по русски спрашивали, — » Как дела, Как здоровье» и т.д.. Если вдруг оказывалось, что у жён специалистов не было с собой денег (поистратились до этого) или забыли их дома, то как лоточники, так и продавцы на базаре говорили смешивая арабские и русские слова. — » Уаллахи (Ей Богу), Мадам, не надо масари(денег), бааден(потом)». А некоторые, особо талантливые лоточники- лингвисты добавляли, — » Бааден масари, мадам, приходи букра (завтра) будет джадид(свежий) и хороший Хуяр мин Крдаха» — Мадам, деньги потом, приходите завтра, будут свежие и хорошие огурцы из Крдахи. Большое село Крдаха является родиной Хафеза аль Асада и Башара Асада, бывшего и действующего президентов Сирии. Лоточники многих наших специалистов знали по именам. А наши люди наоборот, кроме имён Мухамед и Ибрагим, ну может ещё парочку, не могли запомнить ни одного другого имени.
Летом, город заполнялся отдыхающими из разных стран. Было много европейцев и туристов из Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Йордании, Катара и Бахрейна. Арабов из других стран Латакия привлекала своим курортным климатом. В Латакию европейцы приезжали на три-четыре дня, а отдыхающие из Ближнего Востока и Персии(Иран) оставались в городе, как минимум, дней на двадцать- двадцать пять. Они парковали свои автомобили рядом с гостиницами и часто забыв о море уезжали на целый в какой-нибудь ресторан богатый морепродуктами или мясными блюдами. Разница между европейскими и арабско — персидскими туристами была в том, что европейцы с утра ездили по экскурсиям в близлежащие крепость Салах-ад-Дина и замок Аль Маркаб, знакомились с древнейшим городом Угаритом (раскопки) и другими достопримечательностями. На пляж европейцы ходили рано утром и поздно вечером, днём они были заняты экскурсиями. Арабские и иранские туристы, откровенно говоря, плевать хотели на всякие там экскурсии. Где-то через восемь — десять дней чревоугодия в ресторанах Латакии, они делали одолжение экскурсоводам и ездили в крепость Салах-ад-Дина. Подъём у них начинался не раньше девяти-десяти утра, а то и позже. Поздний завтрак мог перейти сразу в обед. После обеда дети купались в море, а взрослые даже не всегда подходили к нему. После сиесты могли посидеть у моря и попить чайку со сладостями. А когда начинало темнеть и морской бриз приносил в город свежесть и силы на поздний ужин, они на нескольких автомобилях уезжали в горный или прибрежный ресторан.
В ресторане они шумно разговаривая отдыхали до одиннадцати вечера. После ужина они возвращались в гостиницу и отправляли детей спать. Сами родители, полные сил от шашлыка, морепродуктов и неимоверного количества салатов пили чай на берегу моря. Во время чаепития семейные парочки надышавшись средиземноморским ароматом повышающим тестостерон и либидо томно поглядывали друг на друга. Естественно, что после такого сладостного чаепития, парочки не спали до самого утра, а иногда своими любовными утехами они даже будили напуганных детей спящих в соседних комнатах. Ну и какие ещё могли быть поездки на экскурсии ранним утром, после таких дивных и бурных ночей в номерах отеля Шате Азрак. Туристы из арабских стран абсолютно не интересовались ни глиняными табличками с пятью видами письма найденные при раскопках Угарита, ни религией древних жителей этого города, ни библейскими легендами рожденными в Сирии, ни историей западносемитского языка (угаритского), ни древней ханаанской литературной традицией, давшей начало Библии. Они чувствовали себя как дома и непринужденно отдыхали, они никуда не торопились, для них задушевная беседа за чаем и кофе с финиками, фруктами, крем-карамелью и другими восточными сладостями была намного приятнее всех этих абсолютно ненужных морских ванн, каких-то дурацких экскурсий и поездок в старые и неухоженные замки и крепости для прослушивания от нудных экскурсоводов никому не нужных легенд об истории Латакии и его окрестностей. Но зато, чтобы узнать в каком ресторане готовят самый лучший кебаб, вкуснейшие рыбные или бобовые блюда, вот на это они могли потратить полдня, выпытывая у администрации отеля все подробности. А потом ещё полдня звонить по телефону в рестораны, чтобы разузнать все цены и добиться у дирекции ресторана больших скидок за ужин на пятнадцать — двадцать человек. Согласитесь, ведь намного важнее сделать приятное друзьям и семье, чем ездить куда-то в жару и покидать прохладную гостиницу.
На многокилометровом побережье Средиземного моря растянувшегося от Латакии до совсем близкой Турции, находятся множество пляжей с разнообразным цветом песка. Есть пляжи с песком черного цвета и есть с красным, через пару километров ходьбы вы наткнётесь на пляжи с жёлтым песком, а чуть далее появится песок белого цвета. А рядом с экзотическими черными и красными песками расположились небольшие уютные рестораны, где готовили деликатесы из свежайшей морской рыбы и мяса молодого барашка. Гостиницы «Меридиан» и «Шате Азрак», расположенные рядом с комплексом проживания советских специалистов были всегда заполнены, начиная с первых чисел июня и до конца сентября. Комплекс из нескольких четырехэтажных зданий где жили наши специалисты, тоже назывался «Шате Азрак», так как и у комплекса, и у одноименной гостиницы был один хозяин. Кроме вышеназванных отелей, в городе были ещё десятки других гостиниц и множество апартаментов для туристов. Советские специалисты жили не только в комплексе Шате Азрак, но и на виллах расположенных как во французской части города, так и в новых спальных районах. Особенно популярен был район вблизи нового здания Университета Латакии.
Город просыпался рано. Минут, эдак, за тридцать до первой зорьки, муэдзин своим красивым пением начинал призывать правоверных на утреннюю молитву. Проектировщик Володя Юдкин любил слушать пение муэдзина, он говорил что мелодия призыва правоверных на намаз напоминает ему Кадиш (Еврейская молитва прославляющая святость Бога). А рыбаки привозили свой товар на рынок задолго до призыва муэдзина на утренний намаз. Рыбы на рынке было много, и если цены на свежую морскую рыбу слегка кусались для наших специалистов, то через год цены начали дорожать почти каждый квартал и уже солидно откусывали из бюджета любителей морепродуктов. Рыбаки, в основном, были шиитами. Среди наших специалистов было немало любителей порыбачить. Они умели наловить много рыбы совсем недалеко от места проживания. Особенно клёв бывал удачным в районе Института Океанографии Жак Ива Кусто. В том месте рыбачили как наши, так и арабские рыбаки. Естественно, через некоторое время они начинали дружить. А где — то через год после начала дружбы между советскими и арабскими рыбаками, арабы начинали приходить на рыбалку с «нусиком», так называли наши пол-литровую бутылку местной араки (водки). Нус- по арабски половина. Рыбаки там же, на берегу моря готовили совместно уху и понемногу употребляли анисовую водку (арак). В ходе вот таких совместных «посиделок дружбы», обе стороны пополняли свои словарные запасы. Традиция, время от времени приносить «Нусик» на рыбалку сохранилась у сирийских рыбаков, даже после отъезда советских специалистов.
ШИИТЫ, СУННИТЫ И ХАРИДЖИТЫ.
Небольшое отступление от рассказа о Латакии и его жителях. Меня часто расспрашивают о Шиитах, Суннитах и Хариджитах.
Поэтому, чтобы никого не утомлять, даю лишь небольшую информацию о разных исламских течениях Ближнего Востока. А так как я не религиозный деятель как мой дедушка Шахимардан — Хазрат, который в общей сложности двадцать три года изучал сперва в медресе, а после в Каирском университете Коран, Толкования к Корану, Сунну, Фикх, Шариат, Хадисы и другие науки Ислама, и мог сам разложить всё полочкам, то мои простые примеры о шиитах и суннитах взяты из учебников, из книг по истории Ислама и рассказов местных жителей. Скажу честно и откровенно, мне больше всего нравятся рассказы местных жителей, чем данные из книг. И пусть в рассказах жителей много вымысла, но там присутствует юмор, настоящая любовь, сочувствие, жалость или ненависть. И, если я приведу рассказы простых шиитов о суннитах или, наоборот, суннитов о шиитах, то меня сразу можно будет отправлять на площадь Марджа в Дамаске где проводят казни очень и очень провинившихся преступников. Вернее самих преступников вешают в тюрьмах, а затем эшафот с телом привозят с первыми лучами солнца на площадь Марджа и оставляют там на всеобщий обзор ровно до 10:00, затем тело отдают родственникам.
ХАРИДЖИТЫ.
Начну с Хариджитов. Хариджиты первыми обособились от основной части мусульман. Это случилось после битвы при Сиффине ещё в 657 году. Это был период смуты среди мусульман. Первыми Хариджитами стали двенадцать тысяч воинов из армии Халифа Али. Эти воины взбунтовались из-за того, что Халиф Али заключил перемирие с Муавией ибн Суфьяном (Али не хотел кровопролития и поэтому заключил перемирие). Хариджиты ушли от Али и обосновались в городе Басра. Хариджиты практиковали политические убийства. Они, кстати, и убили Халифа Али, затем пытались убить Муавия, но его только ранили. Хариджиты очень близки к Суннитам. Они также как и Сунниты, считают что Халиф должен избираться народом. По мнению Хариджитов, мусульманин совершивший большой грех, выводится из Ислама и приравнивается к неверному. В настоящее время большинство Хариджитов проживает в Султанате Оман, а также
в Алжире, Тунисе и Ливии. Хариджиты , также как и Шииты раскололись на несколько течений, но до наших дней дошло только одно течение. Это последователи течения Ибада — Абдаллаха бин Ибада, основателя этого самого течения. Хариджиты признают первых двух Халифов — Абу Бакра и Умара ибн Хаттаба. Хариджиты считают основой Ислама, только, Коран. Современные Хариджиты почти полностью растворились среди Суннитов.
Шииты — направление Ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба (двоюродный брат и зять одновременно, пророка Мухамеда (САС)) и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухамеда (САС). Шииты, кроме пророка Мухамеда (САС) также почитают его двоюродного брата Али и отрицают праведных Халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. После слова Мухамед часто добавляют в скобках сокращение САС — Саллалаху Алейхи ва Салям — Да благословит его Аллах и приветствует. Современные богословы не одобряют сокращенное САС, они просят писать всегда полностью — Да благословит его Аллах и приветствует.
ВСЕГО В ИСТОРИИ ИСЛАМА БЫЛО ЧЕТЫРЕ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФА.
- Абу Бакр — Первый Праведный Халиф, друг Пророка Мухамеда (САС). Умер от болезни в 61 год.
- Умар ибн Хаттаб — Второй Праведный Халиф. Был смертельно ранен в мечети во время утреннего намаза персидским рабом Фирузом, по прозвищу Абу Лула. Умер в возрасте 59 лет, через три дня после ранения ножом отравленным ядом.
- Усман ибн Аффан — Третий Праведный Халиф Усман ибн Аффан.Был женат на двух дочерях пророка Мухамеда (САС). После смерти первой дочери Пророка Мухамеда (САС) Рукайя, Усман женился на его второй дочери Умм Кульсум. Руководил смутой против Усмана скрытый иудей Абдулла ибн Саба из Йемена принявший Ислам. Невежество мусульман погубило третьего Праведного Халифа. Сам Усман, зная о заговоре против него отказывался от защиты, говоря, что он не хочет чтобы из-за него пролилась кровь его единоверцев.
- Али ибн Абу — Талиб. Четвертый Праведный Халиф. Двоюродный брат и зять пророка Мухамеда. Был убит во время молитвы в мечети города Куфа. Убийцей был хариджит Ибн Мулджам. Имаму Али было 59 лет Власть перешла к его сыну Хасану, старшему внуку Пророка Мухамеда(САС). Хасан передал власть Муавия из рода Омейядов, понимая, что тот опытный политик. Вскоре Хасан умер от отравления ядом в Медине. Ему было 47 лет. он похоронен в Медине рядом со своей бабушкой Фатимой, дочерью пророка Мухамеда (САС). В 680 году умер сам Муавия. После смерти Муавия, по договоренности с Хасаном, власть должна была перейти к его брату Хусейну. Но сын Муавия Язид незаконно захватил власть и успел принять титул Халифа. Сын Праведного Халифа Али — Имам Хусейн отказался присягнуть Язиду и был убит во время сражения при Кербела (Ирак). Имаму Хусейну было 54 года. Также были убиты все сторонники Имама Хусейна в количестве 72 человек.
Шииты ссылаются на некоторые хадисы (Сакаляйн и Гадир Хум), где пророк Мухамед говорит об исключительных правах Али и его рода на власть над мусульманами.
СУННИТЫ.
Сунниты — Люди следующие по пути пророка Мухамеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова Сунна- «Путь». Для суннитов Коран и Сунна являются первоисточниками религии. Сунниты считали, что Халифом после смерти пророка Мухамеда (САС), должен стать авторитетный человек избираемый обществом или назначаемый духовным лицом. Для суннитов духовным лидером является — Имам Мечети.
ШИИТЫ.
Для шиитов духовный лидер — это потомок пророка Мухамеда (САС). Шииты считают, что Сунниты частично фальсифицировали Коран, убрав из него сведения о необходимости назначения Али преемником пророка Мухамеда (САС). Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимодействия между двумя ветвями Ислама хоть и не была радужной, но серьёзных конфликтов на религиозной почве удавалось избегать. Новый виток противоречия между суннитами и шиитами произошел после Исламской революции в Иране (1979 год), когда к власти в Иране пришёл теократический режим. После этой революции, когда свергли Шаха Реза Пехлеви в Иране, кстати бывшего очень даже прогрессивным и светским шахом, в исламских странах начали образовываться религиозные партии. Шииты делятся на две крупные группировки:
Умеренные шииты(шииты — зейдиты, и шииты — имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и другие).
Шииты живут в Азербайджане, Иране, Бахрейне, Ливане, Йемене, Ираке, Сирии и даже в Саудовской Аравии.
Есть небольшая разница между Суннитами и Шиитами во время стояния на молитву. Сунниты во время намаза (молитвы) стоят сложив правую руку в левую прямо под пупком или сложив руки на уровне сердца. У Суннитов есть четыре Мазхаба (школы), и три мазхаба из четырех трактуют эти два вида положения рук. И только Маликитский мазхаб трактует, что руки должны быть опущены по швам.
Коротенько о суннитских школах (мазхабах) и их основателях.
- Ханафитский мазхаб — Основатель Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения.
- Шафиитский мазхаб — Основатель Мухаммад Идрис Аш-Шафиа. Его убеждения основывались на ясных и явных смыслах Корана.
- Маликитский мазхаб — Основатель Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний, он опирался на Коран, Сунну и «Деяния младенцев», то есть устоявшую после Пророка традицию, если нет основания подвергнуть её сомнению. Малик ибн Аббас считал, что информация переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем хадис (предание) переданный одним или несколькими людьми.
- Ханбалитский мазхаб — Основатель Ахмад ибн Ханбаль. Отдавал предпочтение в своей методологии вынесения правовых решений хадисному материалу (Проверенные и переданные из поколения в поколение предания о словах и действиях Пророка Мухамеда), начиная со времен Пророка Мухамеда (САС) и его сподвижников. Само слово Хадис переводится как предание или изречение.
Шииты во время молитвы стоят с опущенными вниз руками. Шииты говорят, что семейство Пророка Мухамеда всегда молилось опустив руки во время молитвы в положении стоя. И что, мол, стоять во время молитвы положив правую руку в левую нельзя, это запрещено. Шииты считают, что все члены и потомки семейства Пророка Мухамеда являются святыми и непорочными людьми и они не совершают ни малейших ошибок, ни в словах, ни в поступках.
Как всегда,заметки Ф.Ильясова интересны и познавательны,написаны. легким точным и правильным ру сским языком.Читать-одно довольствие ! спасибо
лиля[Цитировать]