Пути русского востоковеда – шейха Туркестана История Ташкентцы
Василий Костецкий
В октябре этого года исполняется 145 лет со дня рождения и 60 лет со дня смерти крупнейшего знатока восточных рукописных источников Александра Александровича Семёнова.
Жизнь и деятельность А.А. Семенова изучалась и изучается многими исследователями и одним из первых был выдающийся ориенталист В.В. Бартольд, который написал его биографию. То есть, не ученик пишет о научной деятельности своего ученого наставника, а академик составляет жизнеописание своего ученика. А. Семенов, будучи моложе В.В. Бартольда всего на четыре года, называл его своим пиром, т.е. духовным наставником, а себя, соответственно, мюридом, послушником.
А. Семенов выпускник Лазаревского института восточных языков, блестящий знаток арабского, персидского, турецкого, таджикского и узбекского языков, не считая ряда западноевропейских, автор многих научных работ, посвященных истории, этнографии и археологии Средней Азии. Студентом Александр Александрович прослушал цикл лекций у известного востоковеда В.Ф. Миллера, который уделял особое внимание искусству народов Древнего Востока.
По словам академика И. Ю. Крачковского, работы А. А. Семенова «ввели в обиход колоссальный материал по исламоведению. Его труды, связанные с разработкой среднеазиатских рукописей, в частности арабских, занимают у нас совершенно исключительное место».
Но есть область исследований, в которой А.Семенов не имел себе равных – это художественая культура народов Средней Азии и Ирана: архитектурные памятники, художественное оформление рукописей, миниатюра, каллиграфия, геммы, ковка по металлу, оружие, керамика, фольклор, поэзия, ковры, ткани, история музыкальной культуры народов Востока и, в особенности, трактаты по музыкальной науке VI-XV веков.
Еще студентом, в 1897 году, он совершил свою первую поездку в Среднюю Азию. Около месяца прожил в Бухаре и город произвел на него неизгладимое впечатление. На восточных базарах Александра привлекали рукописи, литографии, старинные монеты, различные древние статуэтки и геммы, с которых и началось его серьезное увлечение наукой.
В 1898 г. А. А. Семенов впервые принял участие в изучении древних строений в районе Термеза. Вторую поездку в Термез он осуществил в 1913 году и в 1914 году составляет иллюстрированное описание архитектурного ансамбля «Султон-Садат».
5 мая 1901 года приказом по Закаспийской области А.А. Семенов был назначен исполняющим обязанности помощника делопроизводителя канцелярии начальника Закаспийской области, а 23 мая ему было поручено заведование статистическим отделом канцелярии. Здесь он избирается секретарем кружка любителей археологии и истории Востока, участвует в работе экспедиции археолога из США – Р. Помпелли на раскопках Гяуркалы (Мерв) и древних поселений в Анау (Ашхабад).
В Ашхабаде он пишет серию работ по этнографии и за труд «Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза» Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете присудило А.А. Семенову в октябре 1903 года золотую медаль.
Летом 1906 года А.А. Семенов был переведен в Ташкент и назначен делопроизводителем канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства. В Ташкенте, как он писал впоследствии, «занимая разные должности, я не прерывал своих научных занятий: многочисленные поездки по Средней Азии и дополнительные занятия в ее богатых архивах дали мне возможность расширить научный кругозор и собрать интересные и часто совсем до того неизвестные материалы большого научного значения. В октябре 1906 года А.А. Семенов становится одним из активных участников Туркестанского кружка любителей археологии, а 26 июня 1906 года введен в состав Наблюдательного комитета за ведением дел Туркестанской публичной библиотеки и музея.
В июле 1908 года он становится помощник управляющего канцелярией Туркестанского генерал-губернаторства, а с июня 1911 года исполняет обязанности дипломатического чиновника при Туркестанском генерал-губернаторе. Неоднократно на него возлагаются обязанности начальника канцелярии. В августе 1916 года он назначается исполняющим обязанности помощника военного губернатора, т.е. вице-губернатора Самаркандской области. В конце апреля 1917 года его назначают советником при Российском резиденте в Бухаре. Работая в этой должности, он дослужился до чина статского советника, награжден многими орденами Российской империи и Бухарского эмирата. В этот период он продолжил знаменитый труд В.И. Межова «Туркестанский сборник сочинений и статей, относящихся к Средней Азии вообще и Туркестанского края в особенности», составив 554-591 тома.
25 апреля 1918 года А.А. Семенов командируется в Москву и Петроград для решения вопросов, связанных с открытием в Ташкенте университета. В Петрограде и Москве, он проводит большую работу по подготовке переезда в Ташкент преподавателей и профессоров и разработке учебных программ. В работе по созданию Среднеазиатского университета он принял самое активное участие. Позже на протяжении двух с половиной десятилетий он был профессором этого университета. Весной 1931 года Восточный факультет университета был закрыт по решению властей и А. Семенов получил приглашение на работу в Таджикистан, но вскоре он был арестован в Душанбе, и месяц провел там в тюрьме. Затем он был переведен в Ташкент, где в это время шло следствие по делу арестованных профессоров и преподавателей закрытых факультетов университета.
В 1932-1934 годах А. А. Семенов находился в ссылке в Казани, после чего вернулся в Ташкент. С 1935 по декабрь 1941 года А. А. Семенов работал старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института искусствознания УзССР. Он также работал в Ташкентской консерватории и в Республиканском научно-исследовательском кабинете. В июне 1941 года А.Семенов в составе археологической экспедиции в Самарканде принял участие в изучении погребений в мавзолее Гур-Эмира.
А. Семенову воссоздал забытую технологию производства художественной рукописи. Его работа «Художественная рукопись на территории современного Узбекистана», выполненная в 1948 году состояла из двух разделов: «Производство среднеазиатской бумаги» и «Создание художественной рукописи», в которой он проследил историю развития бумажного производства в Средней Азии и во всех технологических деталях описал процесс изготовления бумаги на примере самаркандских, бухарских и, в особенности, кокандских мастерских.
Большим вкладом в изучение восточных рукописей являются семь томов «Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекистана», изданные в 1952-1963 гг. под общей редакцией А. Семенова.
На протяжении своей жизни А. Семенов совмещает напряженную работу над историческими и востоковедческими трудами с переводом и исследованием различных трактатов о музыке на персидском языке, составлением библиографических указателей по музыкальной культуре Востока, словарей музыкальных терминов. К сожалению, это наследие ученого в большей своей части осталось неопубликованным. В библиотеках и архивах Ташкента, Душанбе и Москвы до сих пор хранятся неатрибутированные машинописные копии и рукописи ученого.
В декабре 1944 года ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Узбекской ССР, а в феврале 1946 года – заслуженного деятеля науки Таджикской ССР. 3 ноября 1943 года он был избран членом-корреспондентом Академии наук Узбекской ССР, а 14 апреля 1951 года он становится действительным членом (академиком) Академии наук Таджикской ССР. В последние годы жизни он был директором Институтом истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана.
Как писали современники, особенность работ Александра Александровича заключалась в том, что они «согреты чувством глубокого уважения ученого-гуманиста к народам Востока, изучению которых он посвятил всю свою жизнь».
Профессор Лондонского университета В. Минорский в одной из своих работ писал: «Надеюсь, что ученые учреждения Узбекистана и Таджикистана достойно увековечат память А.А. Семенова – «Шейха Туркестана»…». К сожалению, пока этого не произошло…
(Про А. Семёнова еще есть статьи тут и тут. ЕС)
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.