«Созвездие директоров ТАПОиЧ». К 100-летию со дня рождения В. Н. Сивца в 2019 году Старые фото Ташкентцы
Прислал Радик Газиев
Предлагается уникальная фотография «Созвездие директоров ТАПОиЧ», сбор которых организовал Генеральный директор Виктор Николаевич Сивец в день 50летия завода в 1982 году. Этот юбилей обещал быть грандиозным для завода и для города, готовилась демонстрация передовых цехов завода на стадионе «Старт», спортивные мероприятия заводчан, награждения передовиков и, конечно, банкеты цеховые, и общезаводские. Возможен был городской салют. Но все было скомкано, судьба распорядилась по иному, в сборочном цехе от падающих стремянок пострадали Л.И.Брежнев, Ш.Р.Рашидов и другие члены делегации.
На фото представлены: в центре директор В.Н.Сивец, он обхватил своих наставников, приехавших из разных мест России: это первый директор завода А.М.Ярунин (1939г -1947г), который вывез завод из Подмосковья и наладил производство самолетов Ли-2 в Ташкенте и директор Л.А.Гуськов (1950г.-1954г), освоивший новый самолет Ил-14 на заводе. Слева от них стоит директор К.С.Поспелов (1963г-1969г.) запустивший самый, большой самолет в мире в то время, Ан-22.
Не смог приехать директор С.М.Кадышев (1956г.-1963г), он освоил самолеты Ан-8 и Ан-12 (рано покинул наш мир).
Удивительно было прозрение В.Н.Сивца, на втором плане неизвестные в то время, молодые, но уже будущие директора завода В.Н.Журавлев (1985г-1995г.), У.Т.Султанов (2006г.- 2011г.) и готовившийся директор Э.Каримов, освоивший агрегаты самолета Ил-114 в г. Фергане. По бокам стоят рослые их заместители; по производству, снабжению и финансам. (Отсутствует на фото директор завода В.П.Кучеров (1995г-2006г.))
Освоение самолетов и их модификации представленными директорами по времени можно проследить на фото 2.
В.Н.Сивец интересен тем, что он был самым длительным руководителем на заводе, он был и Начальником производства и Главным инженером завода, почти, при всех директорах, он с 1943г., (75 лет, с которого мы отмечаем сегодня, как начало его работы), тащил на своих плечах весь завод, который, впоследствии, вошел в пятерку крупнейших, авиационных заводов мира, с численностью до 50 000 работников. Было выпущено свыше 7000 самолетов. Он любил завод, как свое дитя. Возникающие проблемы завода, в основном, всегда валились на него.
Его понизили в должности в 1954 году при запуске Ил-14, был в опале в 1964 году при неудачном запуске Ка-22, но в 1974 году он сам отказался от должности директора Ульяновского комплекса, послал своего зама А.С.Сысцова, который вырос до министра МАП. А в 1984г.он уже не потянул сам, хотя физически был здоров, (я видел, как он гнул железные прутья на своем участке на Новомосковской улице). Очень он переживал за случившееся на юбилее. Но его помнят все заводчане за смелое внедрение в производство все передовое в конструкцию и в технологию самолетостроения (КФО, ЧПУ и т.п.). Я не помню, чтобы он повышал голос, хотя и у меня были огрехи при согласовании с ним документов.
Он останется с нами в памяти, как организатор галереи самолетов на заводе, (единственное, что нам осталось), причем, начиная с самолета Ли-2, под которым молодые и ветераны цехов собирались при торжественных мероприятиях, (а позже, и при расставании).
Представляю здесь и свою память, первые шаги в авиации, у Ли-2 1948г., и перед роспуском ОКБ завода 1999г. фото 3 и 4. Остался только у Ли-2 в назидание потомкам первый испытатель самолетов на нашем заводе ТАПОиЧ, давший ему имя.
С уважением, Газиев Радик.
Мои родители тоже до конца жизни работали на заводе. Мама на нём начала работать в 1937 году, ещё до того, как завод стал заводом. Мамина сестра, после войны вернулась завод в Химках и участвовала в выпуске турбовинтовых двигателей. Мама рассказывала про Ярунина, что ещё в Химках он подписывал документы на ходу, на коленке. Первое, что он объявил на заводе, после эвакуации в Ташкент, было: «Я вас сюда привёз, я вас от сюда вывезу!». Последнее что он объявил на заводе было: «Простите, что я не смог вас вывезти». До этого все жили надеждой на возвращение в Химки. После этого началась новая фаза в жизни завода.
Сивец, во время учебы в институте, жил в одной комнате с Бухштаем и ещё одним будущим заместителем главного инженера. Они и в 1976 году также сидели в одном кабинете. Так вот, будучи студентами, будущие заместители главного инженера, постоянно карпели над учебниками, а Сивец тягал судовые гири.
Мой папа начал работать под руководством Сивца ещё в сборочном цехе. Он рассказывал, что Сивец решал оперативные вопросы как Ярунин, в любом месте и в любое время.
Я начал работать на заводе в отделе оборудования когда его возглавлял Султанов. Нашим заместителем главного инженера, у кого надо было получать подпись был Тригулов. Если его не было на месте, то приходилось идти в здание напротив к Бухштаю. В их кабинете всегда царила атмосфера спокойной жизни, не то, что у нас. У нас всё должно было делаться быстро и оперативно, а у них наоборот. В начале 1977 года Тригулова понизили в должности. Он стал начальником отдела, а Султанов, соответственно, его первым заместителем. Но, нашим заместителем начальника отдела как был Шестимиров, так он и остался. А наша группа перестала работать под руководством Султанова. Ни за что бы ни тогда, ни в последующие годы я не мог бы себе даже представить, что Султанов станет «терминатором» нашего завода.
На место, с которого понизили Тригулова, поставили другого человека, который жил в ещё более спокойном ритме, чем Бухштай. Долго Сивец такого бардака терпеть не смог.
И ещё замечание. В 1982 году Брусиловский был уже финансовый директор объединения. Наша семья с его семьёй жили в двух домах, были соседями и дружили. Моя мама работала в его производственно финансовом отделе до выхода на пенсию в 1970 году. А назначение Михаила Ивановича, как мы звали Моисея Израилевича, финансовым директором было очень широко отмечено, с его стороны.
Константин ташкентский[Цитировать]
сейчас там открыли «Технопарк», выпускающий разную продукцию — включающую артелевские газовые счетчики, и самсунговские холодильники.
имя[Цитировать]
после войны , руководство Узбекистана , просили СТАЛИНА , оставить авиазавод в Ташкенте !!!
шамиль[Цитировать]