Никита Богословский в Ташкенте История Ташкентцы

В. Костецкий

22 мая исполнилось 105 лет со дня рождения композитора,  дирижера и прозаика Никиты Богословского, имя которого неразрывно связано с историей Ташкента. Идет Великая Отечественная война, осенью 1941 года возникает угроза захвата фашистами Киева и киностудию им. Довженко эвакуируют в Ташкент.

До войны на Киевской киностудии началось производство фильма «Александр Пархоменко» о герое гражданской войны. Затем съемочная группа во главе с режиссером Л. Луковым была эвакуирована в Ташкент, где они досняли картину. Вместе со съемочной группой уехал в Ташкент и композитор фильма Никита Богословский. Ему было в это время 26 лет.

В здании старой мечети создается кинопавильон. Здесь снимаются киноленты для фронта. 1943 год – в парке  им. Тельмана (сегодня им. М. Улугбека) в переоборудованном под Ленинградский сквер идет съемка сцен сражений в фильме «Два бойца». Фильм снимает «Ташкентская киностудия» (сегодня «Узбекфильм»), которая объединила узбекских и эвакуированных кинематографистов России, Белоруссии и Украины. Художественным руководителем студии в эти годы был уже тогда знаменитый режиссер М. И. Ромм, а директором в 1942-1943 гг. – драматург и сценарист Иззат Султан.

В фильме снимаются два талантливейших актера Марк Бернес и Борис Андреев. Особый колорит фильму придают песни в исполнении Марка Бернеса «Темная ночь» и «Шаланды полные кефали». Музыку к этим песням написал Никита Богословский, на слова Владимира Агатова.

 

Из воспоминаний Н. Богословского: Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни… Поэт Агатов, приехавший по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.

…«Популярность этой песни всем нам, кто имел отношение к ее созданию, придавала гордости, – рассказывал Н. Богословский. – Ведь если люди так горячо на нее откликнулись в такое тяжелое время, значит, она им действительно по-настоящему нужна. И было не важно, что мало кто в ту пору знал имена авторов. Авторов знали сами авторы, и этого было достаточно».

Пройдет много лет и, выступая против войн на планете, в одном из своих стихотворений он напишет: Я хочу, чтобы больше не пели «Темную ночь….

Ташкент Никита Владимирович всегда вспоминал с особой теплотой. Ведь здесь он встретил свою первую любовь, в нашем городе пережили страшные годы войны его родители. Здесь он познакомился с выдающимися писателями, артистами и учеными, которые оказали большое влияние на его дальнейшее творчество. За всю свою жизнь композитором была написана музыка к более трехстам песням, ста девятнадцати фильмам и восьмидесяти спектаклям, но визитной карточкой Никиты Богословского на все времена осталась «Темная ночь», написанная в Ташкенте.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.