Пустыню сделать садом Ташкентцы
Опубликовано в газете Правда Востока от 08 июля 2016 года.
Наша встреча с кавалером ордена «Дустлик» Зиновием Новицким состоялась на прошедшей недавно ярмарке инновационных идей, технологий и проектов. В ее рамках он с коллегами из Республиканского научно-производственного центра декоративного садоводства и лесного хозяйства демонстрировал проект лесомелиорации осушенного дна Аральского моря.
— В приветствии участникам международной конференции «Развитие сотрудничества в регионе Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы», состоявшейся в 2014 году в Ургенче, Президент Узбекистана, председатель Международного фонда спасения Арала Ислам Каримов отметил, что широкий спектр тяжелых последствий Аральской трагедии требует формирования новой многоплановой программы содействия, направленной на эффективное преодоление множественных вызовов, стоящих перед населением, экономикой, социальной сферой и окружающей средой Приаралья,
— Сейчас площадь осушенного дна составляет около шести миллионов гектаров. Отсюда ежегодно в воздух поднимается около 150 миллионов тонн соли, пыли и песка, которые, смешиваясь с облаками, разносятся на расстояние до тысячи километров, а затем выпадают в виде соленых дождей и снегов. В результате происходит засоление почвы, уменьшение ее плодородия и, соответственно, снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Все это серьезные проблемы для жителей Приаралья.
С момента обретения нашей страной независимости руководство республики приняло ряд капитальных мер, направленных на устранение дефицита водных ресурсов и опустынивания, экономию водопотребления, борьбу с засолением и деградацией культурных земель, улучшение доступа населения к питьевой воде, формирование необходимых условий инфраструктуры для лечения заболеваний, связанных с растущим негативным влиянием изменения экологии и климата в регионе. Только за последние десять лет объем инвестиций, выделенных на эти цели, составил более 1,2 млрд долларов.
Мог ли он, ныне академик Международной академии информатизации и новых технологий при ООН, доктор сельскохозяйственных наук, в юности мечтавший стать лесничим, представить, что всерьез увлечется пустыней? Конечно же, нет. Сегодня на счету ученого свыше 15 научно-исследовательских проектов по вопросам лесомелиорации в пустыне и на осушенном дне.
— Родился в Украине, — вспоминает он. — Семья наша жила недалеко от леса, в котором и прошло все мое детство. Не представляя себе жизни без него, после окончания школы поступил в лесной техникум, поработал лесничим, а затем продолжил учебу на лесохозяйственном факультете Украинской сельскохозяйственной академии, которую окончил с отличием. Очень хотел учиться в аспирантуре. Мне порекомендовали на выбор Институт леса в Тбилиси или Среднеазиатский научно-исследовательский институт лесного хозяйства в Ташкенте. Выбрал второй вариант и через несколько лет защитил здесь кандидатскую диссертацию на тему «Повышение защитных функций полезащитных лесных полос в Голодной степи». Планировал защититься и уехать, однако встретил здесь свою будущую жену и остался, чему очень рад.
С возникновением проблемы Арала З. Новицкий стал руководителем профильных проектов по смягчению последствий этой экологической катастрофы. В 1997 году защитил докторскую диссертацию на тему «Научные основы защитного лесоразведения на осушенном дне Аральского моря», а в 2004-м получил звание заслуженного работника сельского хозяйства Республики Каракалпакстан, написал 285 научных работ и сегодня работает заведующим сектором лесомелиорации пустынь в Республиканском научно-производственном центре декоративного садоводства и лесного хозяйства.
— В 2011 году для сохранения и восстановления ландшафтов, флоры и фауны, стимулирования экономического и человеческого развития создан Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват общей площадью 68,7 тысячи гектаров, — говорит З. Новицкий. — Наша сегодняшняя задача — закрепить осушенное дно Аральского моря. Это предотвратит возникновение дефляционных процессов. Такую функцию могут выполнить только лесные насаждения, которые своими корнями скрепляют почвогрунты, влияют на скорость ветра, аккумулируют вокруг себя песчано-соленый субстрат, предотвращая его перенос на большие расстояния. Стоит отметить, что в зоне воздействия Аральского кризиса уже проведены лесопосадки на площади 740 тысяч гектаров, в том числе на осушенном дне моря. Здесь расположены различные почвогрунты: пески, глина, суглинки, солончаки разных видов — всего около 40 типов донных отложений, где для возделывания каждого нужна своя технология, особый профессиональный подход. Этим мы и занимаемся. Например, солончаки освоить невозможно, поэтому их решено локализовать лесными насаждениями, на слабозасоленных пятнах грунтов можно применить очаговое, а на более крупных малозасоленных площадях — массивное лесоразведение. Такая работа позволит в среднем уже через пять лет закрепить эту территорию.
Создаваемые на осушенном дне защитные насаждения из саксаула, черкеза и кандыма на третий-четвертый год своими корнями скрепляют почву, а на седьмой — полностью прекращают дефляционные процессы. Дальнейшая работа — использование дна в сельскохозяйственном обороте на благо человека.
— Такая большая площадь не может пустовать, — отмечает Зиновий Богданович. — Тем более что жители этих регионов ощущают постоянную нехватку кормов и пастбищ для скота. Если на этой площади применить чизлевание с последующим посевом кормовых растений, то это не только скрепит почвогрунты, но и образует запас пропитания для животных.
Продуктивность естественных пастбищ в пустыне Кызылкум составляет 100-150 кормовых единиц. Если же на осушенном дне посадить чогон, терескен, боялыч, кейреук, изень и другие культуры, то на четвертый-пятый год можно достичь продуктивности до 500 и более кормовых единиц. Конечный результат будет способствовать достижению экологической, экономической и социальной пользы. Так, посадка лесных насаждений уменьшит выдувание, увеличит производство кислорода и поглощение углекислого газа. Воздух станет чище, что положительно скажется на генофонде местного населения.
Экономический и социальный эффекты от реализации этих проектов заключаются в масштабном развитии животноводства. Организация на осушенном дне пастбищ приведет к увеличению поголовья скота, созданию многопрофильных фермерских хозяйств, способных заниматься производством и переработкой молока, мяса, шерсти, и, как следствие, увеличению количества новых рабочих мест, благосостоянию населения.
— В 2007 году в Караузякском районе по нашим научным рекомендациям выращено около трех миллионов стандартных сеянцев саксаула, — разъясняет Зиновий Богданович. — Более миллиона из них посадили на самую дефляционно опасную часть осушенного дна, что позволило предотвратить раздувание песков. Мы также разработали четыре новые технологии, позволяющие существенно повысить выход в питомниках стандартного посадочного материала и добиться его приживаемости. Кроме того, наш центр создал на осушенном дне Аральского моря терескеновые, чогонные и саксауловые насаждения, позволяющие с одного гектара собирать 1309, 2120 и 682 килограмма семян этих растений.
На вопрос, не скучает ли он по украинским лесам, Зиновий Богданович ответил, что всей душой влюблен в пустыню. И даже после времени, проведенного в Ташкенте, его тянет в Аралкум, место, которое он мечтает однажды превратить в цветущие пастбища.
Александра Орлова.
Корр. «Правды Востока«
«Организация на осушенном дне пастбищ приведет к увеличению поголовья скота» — а водопои для этого скота на осушенном дне откуда возникнут?
ANV[Цитировать]