Из истории Среднеазиатского университета История

Ярким проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о развитии науки, просвеще­ния и осуществления культурной революции в Средней Азии является создание Туркестанского народного уни­верситета. В разгар гражданской войны, когда молодая Туркестан­ская республика задыхалась в огненном кольце иностран­ных интервентов, в Ташкенте 21 апреля 1918 года по решению Совета Народных Комиссаров Туркреспублики открывается Туркестанский народный университет.

Он был организован по инициативе рабочих и передовой части интеллигенции. Туркестанский народный университет начал подготовку кадров высшей квалификации и научные исследования со­временного типа. Но недостаток опытных преподавателей и скромные материальные средства не позволили универси­тету стать полноценным высшим учебным заведением, удовлетворять растущие запросы развития народного хозяйства, культуры и науки Туркестана. В апреле 1918 года Совнарком Туркреспублики отпра­вил в Москву специальную делегацию, которая преследо­вала цель обеспечить приток новых научных сил из центра и пополнить учебное и научное оборудование.

Особое внимание уделял укреплению Туркестанского университета глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин, привлекший к этой работе крупных деятелей: Н. К. Крупскую, Я. М. Свердлова, В. Д. Бонч-Бруевича и А. В. Луначарского. В ноябре 1918 г. в Москве при поддержке Совнаркома и Наркомпроса РСФСР был создан Организационный ко­митет Туркестанского государственного университета. В его состав вошли представители Московского и Петро­градского университетов, Петровско-Разумовской сельско­хозяйственной академии, Петроградского технологического института и члены туркестанской делегации. Организа­ционный комитет, председателем которого был утвержден И. Г. Александров, занялся подбором научных сил и необ­ходимых учебных средств.

В конце 1919 г. число желающих поехать работать в Туркестанский университет достигло 193. Среди них были крупные специалисты по разным отраслям науки: А. В. Бла­говещенский, А. А. Борзов, А. Л. Бродский, Н. А. Димо, М. А. Захарченко, Н. Н. Златовратский, Д. Н. Кашкаров, Б. А. Келлер, В. И. Масальский, К. И. Мейер, В. В. Мил­лер, Д. А. Морозов, В. Г. Мухин, С. Н. Наумов, С. И. Огнев, М. И. Прозин, Е. В. Раковский, П. П. Сит-ковский, А. А. Сперанский, И. И. Спрыгин, К. Г. Хру­щев, А. Э. Шмидт, М. М. Якуб и многие другие. В организации университета деятельное участие прини­мали известные архитекторы — А. В. Щусев и Л. А. Ильин, физик В. К. Аркадьев, географы — Д. Н. Анучин, Л. С. Берг и А. А. Борзов, медики — А. В. Мартынов, А. И. Аб­рикосов, востоковеды — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский и др. В связи с тем, что Туркестан был отрезан от Центра линией Оренбургского и Закаспийского фронтов вплоть до 1920 г., московская группа преподавателей работала в от­рыве от Народного университета. 30 августа 1919 г. на об­щем собрании преподавателей ректором университета был избран крупный советский почвовед Н. А. Димо.

В мо­сковский период жизни университета создаются физико-математический, историко-филологический, технический и медицинский факультеты. В апреле 1920 г. после ликвидации Оренбургского фронта и восстановления железнодорожной связи с Тур­кестаном в Ташкент по путевке В. И. Ленина прибыл пер­вый эшелон с профессорами и преподавателями, а всего прибыло пять эшелонов с личным составом и более 60 ва­гонов с научно-учебным оборудованием и литературой. (ЦГАОР УзССР, ф. 18, оп. 2, ед. хр. 16.) Это была большая помощь, и хотя из 193, избранных на работу, в Ташкент прибыло всего 43 профессора и столько же преподавателей, «…но и это число квалифицированных работников, — пишет один из деятельных ор­ганизаторов университе­та П. А. Баранов,— де­лало Туркестанский университет наиболее богатым личным соста­вом из числа всех уни­верситетов, организо­вавшихся после рево­люции». (Баранов П. А. Среднеазиатский университет. Исторический счерк. В кн. Среднеазиатский университет к десятилетнему юбилею Октябрьской революции, Ташкент, 1927, стр. 9.)

7 сентября 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета На­родных Комиссаров РСФСР об учрежде­нии Туркестанского го­сударственного универ­ситета. К этому време­ни почти полностью слились центральный и местный коллективы преподавателей универ­ситета, и декрет окончательно реализовал идею создания полнокровного высшего учебного заведения в крае. Университет был призван готовить высококвалифици­рованных специалистов для нужд всех отраслей народного хозяйства и подъема культуры и науки народов Советского Востока. С первых же дней своего существования его науч­ные работники направили свои усилия на разработку наи­более актуальных проблем развития народного хозяйства и культуры Средней Азии.

Осенью 1920 г. начались занятия на семи факульте­тах — медицинском, физико-математическом, социально-экономическом, техническом, историко-филологическом, сельскохозяйственном и рабочем. Вскоре по инициативе М. В. Фрунзе был открыт военный факультет. В первые три года в университете часто менялась его организационная структура. Многочисленные реорганиза­ции породили своеобразное учреждение — т. н. Совет научно-исследовательских институтов, который стремил­ся сохранить и рационально использовать оборудова­ние, материальные ценности, кадры реорганизуемых частей. К концу 1922 г. университет достиг определенной ста­бильности в организационной структуре и был укомплек­тован в составе медицинского, физико-математического, сельскохозяйственного, инженерно-мелиоративного факуль­тетов и факультета общественных наук.

В июле 1923 г. университет переименовывается в Пер­вый Среднеазиатский государственный университет, а с 1924 г.— в Среднеазиатский государственный университет (САГУ). В 1923 г. Совет научно-исследовательских институтов превратился в Совет межфакультетских учреждений и в последующие годы претерпел некоторые изменения. В 1925 г. Совет объединял институты, химический, физиче­ский, чистой и прикладной математики, геологический, почвоведения и геоботаники, ботанический, зоологический, педагогики и психологии. Кроме того, в его состав входили самостоятельные кабинеты — геодезии, землеведения, фи­зиологии растений и др. В 1921 г. университету была пере­дана территория под Туркестанский государственный ботанический сад, до того находившийся в ведении Турке­станского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, природы и искусства (Туркомстарис).

В после­дующие годы университет укреплялся и расширялся и быстрыми темпами рос его контингент. Необходимо указать, что в период перехода Советского государства на мирную работу по восстановлению народ­ного хозяйства (1921—25 гг.) профессорско-преподава­тельский коллектив САГУ составлял основу научно-техни­ческих и культурно-просветительных кадров среднеазиат­ских республик. Поэтому можно смело сделать заключение, что дальнейшее развитие науки, техники и просвещения в республиках Средней Азии в значительной степени опре­делялось достижениями университета.

Индустриализация страны (1926—29 гг.) потребовала от работников высшей школы максимального развертыва­ния научной и педагогической деятельности. САГУ использовал все возможности для подготовки новых кадров специалистов и развертывания научных исследований. Крупной заслугой университета в этот период явилась ус­пешная подготовка высококвалифицированных научных кадров из среды местных национальностей. Уже в первое десятилетие было выпущено много педагогов и научных работников — узбеков, таджиков, туркменов, киргизов и других среднеазиатских национальностей. Дальнейшее развитие университета сопровождалось быстрым ростом числа студентов и качества знаний вы­пускаемых специалистов.

Непрерывно расширялись и углублялись разнообраз­ные по тематике научные исследования институтов и каби­нетов университета. К 1927/28 учебному году, исходя из потребностей развивающегося народного хозяйства Сред­ней Азии, были организованы новые кабинеты — физиоло­гии животных, микробиологии, генетики и создана само­стоятельная лаборатория специальных методов техниче­ского исследования. К 1929/30 учебному году факультеты университета на­столько разрослись, что из них стали формироваться выс­шие учебные заведения и научно-исследовательские учреж­дения.

В 1929—31 годах университет подвергся коренной реорганизации: пять его факультетов из шести — меди­цинский, восточный, сельскохозяйственный, факультет советского хозяйства и права, инженерно-мелиоративный с полным комплектом профессорско-преподавательского со­става, лабораториями и оборудованием выделились в само­стоятельные высшие и высшие технические учебные заве­дения: в 1929 г.— Среднеазиатский сельскохозяйственный (САСХИ), Ленинабадский плодово-овощной, Ашхабад­ский зооветеринарный, Среднеазиатский хлопково-ирригационный, Политехнический и Среднеазиатский геологораз­ведочный (САГРИ) институты. Позже от университета отпочковались Таджикский высший педагогический инсти­тут, Среднеазиатские медицинский и плановый институты (ТАВПИ, САМИ, САПИ).

Таким образом, уже в первое свое десятилетие университет стал не только кузницей на­учных кадров и крупнейшим научным центром, но и родо­начальником высшего образования в Средней Азии. В связи с этим в 1931 г. при университете остался толь­ко один физико-математический факультет, на основе кото­рого в том же году сформировалось три факультета: биологический, химический и собственно физико-математиче­ский. (Физмат в 20- х годах готовил не только физиков и математи­ков, но и биологов, химиков и др. представителей естественных наук, что позволило разбить этот всеобъемлющий факультет на узко­специализированные факультеты.) К этому же времени вместо большой сети научно-иссле­довательских институтов и их отделов, а также самостоя­тельных кабинетов возникло три института — Биологиче­ский, Химический и Физико-математический.

Скоро наступил период нового расширения Среднеазиат­ского университета, связанного с постановлением партии и правительства о резком улучшении преподавания истории и географии. 16 мая 1934 г. было опубликовано постановле­ние СНК СССР и ЦК ВКП (б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. В 1935 г. по решению ЦИК СССР в САГУ организуется еще два новых факуль­тета — исторический и геолого-почвенно-географический. Исключительно большая работа была проделана сот­рудниками университета в предвоенные годы (1936— 41 гг.). К этому времени действовало и заочное отделение, и университет готовил высококвалифицированные кадры по 18 специальностям.

Сотрудники университета разрабаты­вали новые проблемы по математике, физике, химии, био­логии, истории и геолого-географическим наукам. В период Великой Отечественной войны, когда все си­лы народа были брошены на разгром немецко-фашистских захватчиков, учебная, научная и общественная жизнь Сред­неазиатского университета была направлена на выполнение сложных задач военных лет. Несмотря на призыв в армию значительного числа пре­подавателей, коллектив университета продолжал работать с удвоенной энергией.

Большую помощь оказали ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов Европейской части Союза: физики — А. С. Компанеец, А. А. Шишловский, Б. М. Царев, химик А. М. Жарновский, географы — М. Г. Кадек, А. И. Ракитников, В. М. Четыркин, историки — А. И. Анекштейн, С. Н. Валк, Р. Ю. Виннер, Б. Д. Греков, Е. А. Косминский, М. И. Лев­ченко, М. В. Нечкина, В. И. Пичета, И. П. Петрушевский, Б. Е. Штейн, востоковеды — Е. А. Бертельс, А. Н. Болдырев, В. В. Струве, А. Ю. Якубовский, фило­логи — В. М. Жирмунский, К. К. Пиксанов, В. Ф. Шишма-рев и др. В период войны организуется филологический факуль­тет, в работе которого приняли участие крупные ученые центра. В ноябре 1941 г. в САГУ был возвращен геолого-почвенно-географический факультет, переданный в 1940 г в Узбекский государственный университет.

В военные и послевоенные годы возникли новые кафедры: синопти­ческой метеорологии, петрографии и литологии, низших растений, философии, истории Средней Азии, узбекской литературы, практической филологии, романо-германской филологии, искусствоведения. Особенно широкое развитие в годы войны получили гу­манитарные науки. Здесь возникли новые научные направ­ления, особенно по истории и филологии, которых почти не было в довоенные десятилетия. Физики и математики, хи­мики и биологи, географы и геологи университета ориенти­ровали свои исследования на оборонную тематику. В центре внимания стояли вопросы комплексного изучения естествен­ных производительных сил края и развитие оборонной промышленности.

Во время войны учеными университета написано мно­жество монографий и научных статей по различным отрас­лям знаний. Весь преподавательский состав САГУ в сво­бодное от занятий время трудился в колхозах и совхозах, участвовал в строительстве крупных сооружений, всяче­ски помогая укреплению тыла страны. После окончания Великой Отечественной войны Средне­азиатский университет переключился на мирную тема­тику: ставятся научные проблемы технического прогресса, развития промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, укрепления и усовершенствования педагогической работы и т. д. Изменяется структура факультетов и их кафедр. В частности, в 1945 г. из состава геолого-почвенно-географического факультета выделились самостоятельные гео­графический и геологический факультеты. На географиче­ском факультете возникли новые кафедры — гидрологии, геодезии и картографии.

Благодаря созданию нового фа­культета университет превратился в крупный центр гео­графических исследований природы Средней Азии, куз­ницу географов-специалистов различного профиля. В истории Среднеазиатского государственного универ­ситета 21 января 1954 г.— знаменательная дата. В этот день университету присвоено имя В. И. Ленина, основате­ля Коммунистической партии и Советского государства. В 1960 г. САГУ переименован в Ташкентский государствен­ный университет — ТашГУ им. В. И. Ленина. Со дня основания в Ташкенте государственного универ­ситета прошел значительный промежуток времени. За свое полувековое существование он с честью преодолевал все трудности, непрерывно развивался и укреплялся.

Сосредоточивая в себе большое число крупных специа­листов по различным областям знаний, Среднеазиатский университет с первых же дней представлял собой не только первое высшее учебное заведение, но и крупнейший центр научных исследований во всей Средней Азии. Многие и наиболее яркие страницы истории формирования, укрепле­ния и расцвета советской науки в Средней Азии должны заполняться и в действительности заполнены именами и блестящими успехами большой плеяды ученых САГУ. Кто попытается проникнуть в историческое прошлое советской науки в нашем крае, тот неизбежно столкнется с изучением обширного и многогранного научного наследия ученых уни­верситета.

В настоящее время Ташкентский университет является одним из самых крупных университетов страны, в его сте­нах развиваются оригинальные направления по различным отраслям науки. Многие из них широко известны не толь­ко в союзном, но и в мировом масштабе.

Джерело: https://collectedpapers.com.ua/ru/nature_of_central_asia/z-istoriyi-serednoaziatskogo-universitetu

10 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.