Флотилии в Туркестане периода гражданской войны Старые фото
Автор Роман Витальевич Лапшин. Прислала В. Лаврова.
В ходе гражданской войны плавсредства сыграли большую роль в боевых действиях в Туркестане. Но до сих пор суда и баржи этого региона, а также их участие в событиях гражданской войны не были объектом специального исследования. Первый пароход на Амударье «Самарканд» появился в 1876 г., совершал рейсы Петроалександровск – Чарджуй.
Начало Амударьинской военной флотилии положили заказанные Военным ведомством в 1886 г. буксиро-пассажирские пароходы «Царь», «Царица» и баржи «Петербург» и «Москва». В сентябре 1887 г. на Амударье спустили пароход «Царь», чуть позже закончилась постройка «Царицы». Все суда несли андреевский флаг, но подчинялись командующему войсками Туркестанского военного округа.
С конца апреля 1894 г. флотилия передана Военному ведомству. 1895-1901 гг. вошли в строй пароходы «Цесаревич Алексей», «Великий князь», «Великая княжна Ольга», «Император Николай II», 2 паровых катера, 8 стальных барж и 2 железных каюка, из упраздненной Аральской флотилии перевели на Амударью 3 баржи.
Экипажи с 1894 г. формировались из сухопутных войск –19 офицеров и 390 нижних чинов. К концу 1901 г. на Амударье во флотилии состояло 6 колесных пароходов, 2 паровых катера и 13 барж (390 чел. команды и 19 офицеров).
К концу 1917 г. –5 пароходов, 1 теплоход и 11 барж при 235 человек экипажей. С ноября 1917 г. моряки флотилии приняли участие в борьбе за установление Советской власти в Средней Азии. В июне 1918 г. флотилия передана в Управление Туркестанских путей сообщения.
2.1920 г. создана Амударьинская военная флотилия. В апреле-декабре 1920 г. она числится в Аральской военной флотилии как отдельный отряд кораблей (10 ка-нонерских лодок, 2 катера, 19 вспомогательных судов). Корабли на Амударье содействовали войскам Туркестанского фронта в разгроме белогвардейцев и басмачей.
В ноябре 1921 г. флотилия расформирована. Кроме у кораблей специальной постройки и доставленных в регион по железной дороге, для комплектования флотилий использовались пароходы и плавсредства частников, крупнейшей их которых было общество «Хива». В декабре 1907 г. Д.В. Сироткин и пароход-чик М.П. Лапшин послали экспедицию в Чарджоу для исследования возможности судоходства Аральского моря и Амударьи. В 1908 г. они отправили из Нижнего Новгорода на Арал вразобранном виде пароход и лес для постройки деревянных барж и баркасов. Так в 1909 г. возникло АО пароходства и торговли «Хива» с капиталом в 300 тыс. руб. «Хива» расчистила проходы в устье Амударьи, удалила камыши и открыла рейсы от ст. Аральское море Ташкентской ж/д через Арал до устья Амударьи и по реке до Чарджоу. За малый срок тут возник целый флот в 37 судов. Весной 1918 г. «Хива» и другие частные судовладения были национализированы.
Систематизация весьма обширного материала регистров и списочного состава флотилий представляет собой довольно сложную задачу. Для создания однообразия историческая справка начинается с описания материала корпуса, потом идет тип движителя, класс парохода, название, год постройки, место постройки. Технические характеристики идут в следующем порядке: водоизмещение или вместимость, размерения: длина –ширина (в случае наличия колес –с колесами и без) –осадка (стандартная и в полном грузу), силовая установка, мощность, экипаж, пассажировместимость. Если корабль был вооружен, то указано вооружение. В случае расхождения в разных источниках этих данных раздел технических характеристик может иметь соответствующие указания: дается год, в регистре за который имеются существенные изменения характеристик посравнению с предыдущими.Краткая хронология речных формирований Туркестана периода гражданской войны 4.6.1918 г. старая Амударьинская флотилия переформирована в 22-й район (состав: 5 пароходов, 1 теплоход, 1 катер, 11 барж) с подчинением управлению Туркестанских путей сообщения –перевозки в интересах Закаспийского и Асхабадского фронтов.
28.7.1919 г. из гражданских судов бывшего общества Хива и частных хозяев создана Военно-контрольная охрана судов Аральского моря (2 винтовых парогхода, 6 пароходов и теплоходов, 2 катера) в подчинении Северо-Восточного фронта –база в порту Аральское море. 7.10.1919 г. часть судов Военно-контрольной охраны судов Аральского моря сдана рыбоуправлению, в строю осталось 3 винтовых парохода (еще один в ремонте) и 2 катера.24.10.1919 г. в Самаре начато формирование Отряда сторожевых судов Аральского бассейна. 16.2.1920 г. 22-й район вновь стал Амударьинской флотилией.
10.3.1920 г. флотилия получила 7 катеров –20.4.1920 г. развернут в Аральскую воен-ную флотилию с подчинением отряда судов Аральского моря, Амударьинского отряда (фор-мируют с 2.6. 1920 г. с базой в Керки) и СырДарьинского отряда.
4.3.1920 г. созданы Военные флотилии Туркестанского фронта, переименованные в Аральскую военную флотилию (всего в регионе 18 пароходов итеплоходов (10 в строю), 1катер, 57 плавсредств).
9.6.1920 г. из Самары в Чарджуй прибыло 5 мотокатеров.
13.8.1920 г. в отряде на Амударье числится 5 канонерских лодок (1 дивизион), 3 канонерских лодки (2 дивизион), 2 буксира, 3 катера, 13 барж. В конце 11.1920 г. канонерские лодки 2-го дивизиона разоружили.
15.11.1920 г. создан Сырдарьинский отдельный дивизион (2 речные канонерские лодки и 1 бронекатер Военведа, 1 катер).
14.12.1920 г. Отряд судов Аральского моря (1 транспорт, 5 посыльных судов, 5 портовых судов, 3 катера, 8 барж) –6.2.1921 г. сдан Главоду НКПС.
18.1.1921 г. расформирована Аральская флотилия и вместо нее создана Амударьинская.
К 1.6.1921 г. на Сырдарье действуют 2 речные канонерские лодки и 4 катера, на Амуда-рье –8 канонерские лодки (4 речных), 11 пароходов и 18 плавсредств –общее вооружение 476-мм, 3 75-мм, 5 47-мм и 32 пулемета (корабли спецпостройки: канонерские лодки No 1, 2, 4, 301, 309, 310, бронекатер No 9).
С 9.6.1921 г. идет расформирование.
6.11.1921 г. расформирована полностью.
25.3.1922 г. прекратила работу ликвидационная комиссия.
С конца 10.1921 г. Сырдарьинский дивизион (база –Ходжент) речные канонерские лодки No 1 и 2, катер No 1) передан РККА.
22.3.1922 г. передан в Каспийскую пограничную флотилию ОГПУ как 2-й дивизион.
11.6.1922 г. возвращен в РККА и назван флотилией –
13.6.1922 г. расформирован. База прекратила работу 5.7.1922 г.
Амударьинская флотилия
Пароходы
Железный колесный буксирно-пассажирский пароход ЦАРЬ –заказан 1886 г. з-д. Бут-ца и Пампеля (СПб) для МорВеда. Привезен в разобранном виде и после сборки в Чарджуе спущен 09.1887 г. 08.01.1888 г. вошел в Амударьинскую ВФ –рейсы от Петроалександровска до Керки. 23.4.1894 г. исключен из списков МорВеда и передан АдВФ Военного ведомства. К1900 г. рейсы Чарджуй –Керки –Келиф –Термез. С 4.1917 г. стал САМАРКАНД. С конца 1.1918 г. под контролем красных. С 4.6.1918 г. в 22-м районе этой флотилии. 16.2.1920 г. 22-й район стал Амударьинской флотилией. 4.3. 1920 г. передан РККА в Военные флотилии Тур-кестанского фронта как вооруженный пароход. С 20.4.1920 г. в Аральской ВФ. 2.6.1920 г. в Амударьинском отряде этой флотилии. 9-14.6.1920 г. перешел из Петроалександровска в Чарджуй. 21-24.6 с 4 баржами на буксире перевез штаб и части 2 Туркменской СБР в Керки и Термез. С 4.8.1920 г. как КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА No 3. 13.8.1920 г. в 1-м дивизионе Аму-дарьинского отряда -обеспечивал части РККА в боях с басмачами на Амударье. В середине 1.1921 г. вывод из боевого состава, разоружена и стала ВСУ САМАРКАНД. 18.1.1921 г. в Аму-дарьинской флотилии. 6.11.1921 г. исключен из списков РККФ и сдан Главоду НКПС как бук-сир. С 1923 г. в Среднеазиатском пароходстве, 30.1.1931 г. пароходство подчинено Наркомво-ду. В середине 1930-х гг. выведен из работы, перевод в служебно-вспомогательные плавсред-ства истал на прикол. Вероятно сдан на слом к началу 40-х гг. 165 / 200 т / 82 грт 45,57 / 47,5-7,01 / 14,1 -0,75 / 1,12 м 120 нлс / 500 лс. 7,5 узл., 12 пас-сажиров 1-го класса, 20 2-го класса (в военное время 2 37 мм) –как КЛ 1 75-мм, 2 7,62-мм пул. 46 чел.
Одновинтовая железная самоходная баржа-теплоход ХИВИНКА –Аральск (вероятно построена в годы 1 МВ для общества ХИВА). Работала на Амударье и Аральском море. Сконца 1.1918 г. под контролем красных. 3.1918 г. после национализации сдана ГлаводуНКПС. 4.3.1920 г. вошла как транспорт в Военные флотилии Туркестанского фронта. С20.4.1920 г. в Отряде судов Аральского моря Аральской ВФ, обеспечивал части РККА в бо-ях с басмачами. Летом 1920 г. сел на мель у м. Ильчик в Аральском море. В 11.1921 г. разо-бран тут на лом.74,6 -13,1 -0,8 м 120 лс.
СЫРДАРЬИНСКИЙ ДИВИЗИОН (15.11.1920 –13.6.1922 г.) Моторный катер Моторный катер КЕМЬ – хозяин, дата и место постройки неизвестны. 6.2.1921 г. отбыл из Петрограда по ж/д на Аральское море с группой РКЛ из бывшей Онежской флотилии. 22.3.1921 г. прибыл на ст. Кокандакча Ташкентской ж/д и 17.4.1921 г. отправлен в Ходжент. Тут вошел в Сырдарьинский дивизион. 28.9.1921 г. перечислен в Амударьинскую флотилию. 1.10.1921 г. передан МПО ОГПУ Каспийского моря и увезен туда по ж/д. Дальнейшая судьба неизвестна. ТТХ -?
— Приказ №309 Туркестанскому флоту
«… для создания военной флотилии Аральского бассейна при Туркфронте».31.12.1919 г. (нач. 1 отряда катеров, военный моряк Л.М. Зеленский, командующий Туркфронтом М. Фрунзе, член реввоенсовета И. Любимов).
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=1193831
Всё таки первый пароход в Аму-Дарье появился намного рантше 1876 г. В 1852 году в укрепление Раим на Сыр-Дарье были доставлены пароходы «Перовский» и «Обручев», которые положили начало созданию Аральской флотилии. Первым её начальником стал А. И. Бутаков. В 1853 году эти два парохода приняли участие в походе против Кокандского ханства, который закончился взятием стратегически важной крепости Ак-Мечеть.
В течение последующих 1857-1859 гг. Корабли Аральской флотилии участвовали в российской дипломатической миссии в Бухару и Хиву графа Игнатьева. Для ее обеспечения суда флотилии дважды поднимались по Аму-Дарье до Кунграда.
Владимир Фетисов[Цитировать]
«Обручев» в походе на Ак-Мечеть не участвовал, так как совершил свое первое плавание только в 1855 г. Причиной такой задержки стали деревянные части судна — изготовленные на нижегородской фабрике не по нужным размерам, они потребовали долгой и тщательной подгонки. Зато его командир — лейтенант Х.П. Эрдели при штурме Ак-Мечети командовал флотским десантом. В ходе штурма он со штуцерной командой из 12 человек, в том числе 6 матросов с парохода «Перовский» (остановившегося в 2-х верстах выше Ак-Мечети) и 6 солдат из числа лучших стрелков, коим и даны были штуцеры, бросился в сделанную взрывом мины брешь. Его отряду удалось первыми ворваться в крепость, несмотря на отчаянное сопротивление осажденных, при этом был ранен 1 матрос. Согласно диспозиции лейтенант со штуцерами и мушкетонами немедленно должен был отыскать пороховой погреб и приставить к нему караул (захвачено 5 пудов 17 фун. пороха и 33 пуда 18 фун. свинца). Эрдели 19.12.1853 «за отличие в военных действиях» был произведен в капитан-лейтенанты, а 26.12.1853 Высочайшим Указом награжден орденом св. Георгия 4-й ст. В 1854 г. он вернулся в Балтийский флот, командовал загородной батареей № 1 «Генерал Граббе» в Кронштадте. В 1856–1860 гг. командовал разными судами, в 1861 г. «уволился от службы для определения к статским делам» с чином надворного советника (VII класс в Табели о рангах). Служил в министерстве Государственных Имуществ, был произведен в коллежские советники и награжден орденом св. Станислава 2-й ст. В 1867 г. ушел в отставку в чине капитана 2-го ранга.
Юрий[Цитировать]