Революция в Туркестане. Постановления История Ташкентцы
Автор Андрей Гагарин
В понедельник 15 мая 1917 года за подписью Председателя Ташкентского Совета Солдатских Депутатов Григория Бройдо в адрес Командующего Войсками Туркестанского Округа полковника Черкеса было направлено письмо следующего содержания:
«Совет Солдатских Депутатов имеет честь довести до Вашего сведения постановление Ташкентского Совета Солдатских Депутатов в заседании 12-го Мая с/г, а именно:
«Объединенное заседание Совета Солдатских и Рабочих Депутатов, заслушав внеочередное заявление Комиссара г.Ташкента о мерах борьбы с участившейся преступностью в г.Ташкенте, постановило:
1) Признать желательным прекращение всяких отпусков после 9-ти часов вечера всем военно-пленным солдатам, находящимся в г.Ташкент, и всем, кому сие ведать надлежит, принять самые энергичные меры к недопущению шатания по ночам по улицам военно-пленных.
2) Всех поднадзорных и состоящих под судом и следствием, но находящихся на излечении в военном госпитале, отнюдь не выпускать на улицу и неослабно за этим следить.
3) Всех тех, что в силу п.10 амнистии, как изъявивших желание служить в войсках, переданы в части, принять ротным комитетам на учет, и, требуя от них неослабного исполнения обязанности и прохождения службы, всякие отпуски им в город сократить до минимума и отправлять таких лиц в действующую армию с первыми маршевыми ротами.»»
Советы Солдатских и Рабочих Депутатов образовались в Ташкенте в начале марта 1917 года. Первоначально эти Советы существовали раздельно, хотя периодически проводили совместные заседания, благо оба располагались в одном здании Дома Свободы на углу Гоголевской и Садовой улиц, и к тому же некоторые руководители работали в обоих Советах одновременно.
Будучи новыми в структуре государства и общества организациями, с неопределенными поначалу целями и статусом, Советы вынуждены были заниматься самыми разными вопросами, начиная от разбора персональных дел и жалоб отдельных граждан и до решения глобальных проблем политического и социального устройства края. Одним из таких насущных для того времени вопросов был упоминавшийся в Постановлении Ташкентского Совета Солдатских Депутатов от 12-го мая 1917 года рост преступности в Ташкенте. Проблема эта в то время являлась общей для всей России, хотя имелись некоторые специфические местные черты…
Для страны, на протяжении нескольких лет ведущей тяжелую войну, рост преступности выглядел достаточно естественным явлением, однако, гораздо большую роль здесь сыграли иные факторы, и, в первую очередь, действия новых властей после Февральской революции, а именно, амнистия и реформа правоохранительных органов…
На волне охвативших общество либеральных настроений сразу после революции Временным правительством был выпущен целый ряд законодательных актов о проведении амнистии, а также существенном смягчении наказаний для политических и других заключенных. Первым из этих актов стал указ от 6 марта 1917 года об амнистии политических заключенных. В обращении Временного правительства к населению России по случаю этого указа говорилось: «В минуту освобождения народного вся страна с благоговейною признательностью вспоминает тех, кто в борьбе за свои политические и религиозные убеждения пал жертвою мстительной старой власти, и Временное правительство сочтет радостным долгом вернуть с почетом из мест ссылки и заточения всех страдальцев за благо родины». За этим указом последовало постановление от 14 марта о воинской амнистии и постановление от 17 марта «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления».
В результате этих и последующих актов на свободу вышло около 90 тысяч заключённых, включая политических экстремистов, а также тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского», в честь тогдашнего министра юстиции Александра Керенского. Причем авторы законопроектов об амнистии, как, кстати, и значительная часть российского общества, совершенно искренне полагали, что большинство заключенных являются жертвами царского режима и совершили свои преступления под гнетом социальных проблем, которые с падением монархии были устранены, в связи с чем амнистированные смогут вернуться к нормальной жизни. Для перевоспитания уголовников по всей стране создавались исправительные общества.
При этом одновременно с проведением амнистии Временным правительством были ликвидированы охранное отделение и полиция, взамен которых была образована народная милиция с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления. Также при сохранении общей судебной системы проводились мероприятия по демократизации судов.
В итоге тысячи оказавшихся на воле преступников и дезертиров в условиях охватившего страну тяжелого экономического кризиса и безработицы, а также отсутствия эффективного контроля со стороны правоохранительных органов, вместо перевоспитания занялись привычным ремеслом, что немедленно привело к резкому всплеску преступности. Так, например, если в апреле 1917 года в Петрограде произошло 190 краж, то в мае их было уже 699, в июне 778, в июле 857, а в августе 1277.
Еще одним следствием амнистии, благодаря которой из ссылок и из-за границы возвратилось множество революционеров крайнего толка, вроде Ленина и Сталина, явилась постепенная большевизация и радикализация Советов, что в конечном счете обернулось Октябрьской революцией, первой жертвой которой стало как раз амнистировавшее ранее политических преступников Временное правительство.
Не последнюю роль в росте преступности сыграла также демократизация армии, повлекшая за собой резкое ослабление дисциплины в воинских частях. Не случайно частыми фигурантами множества происходивших в конце лета — начале осени 1917 года в Ташкенте криминальных инцидентов являлись военнослужащие 1-го и 2-го Сибирских запасных стрелковых полков, которые впоследствии стали основной движущей силой Октябрьской революции…
Что касается специфических условий Туркестана, то к ним следует отнести сохранявшееся после случившегося годом ранее восстания туземного населения напряжение, вызванный сразу несколькими причинами продовольственный кризис, а также присутствие упоминавшихся в постановлении Постановлении Ташкентского Совета Солдатских Депутатов от 12-го мая 1917 года военнопленных…
Сотни тысяч пленных немцев, австрийцев, словаков, венгров, чехов, сербов и представителей других воевавших против России народов находились в лагерях на территории Туркестана. После Февральской революции режим их содержания был значительно облегчен, однако, они по прежнему оставались военнопленными, которых надо было охранять, кормить, лечить и вообще как-то содержать. Кроме того, огромное скопление мужчин нужно было постоянно занимать какими-нибудь делами, чтобы поддерживать среди них порядок и дисциплину. И это при том, что в условиях экономического кризиса работы в то время не хватало даже для местного населения…
Именно теме трудоустройства военнопленных было посвящено следующее письмо Ташкентского Совета Солдатских Депутатов снова в адрес Командующего Войсками Туркестанского Округа:
«Ташкентский Совет Солдатских Депутатов имеет честь довести до Вашего сведения постановление объединенного собрания Сыр-Дарьинского Областного Съезда и Ташкентского Совета Солдатских и Рабочих Депутатов в заседании 3 Мая с/г, а именно:
«Обсудив вопрос о труде военно-пленных в связи с безработицей русских рабочих, объединенное заседание постановило:
1) Признать необходимым снимать военно-пленных с частных работ и замещать их русскими рабочими, до устроения безработных.
2) Освобожденных пленных назначать на сельские работы.
3) Оплату труда всех военно-пленных уровнять с заработной платой русских рабочих, с тем чтобы излишек обращался в казну.
4) Военно-пленные снимаются с работ Советом Солдатских и Рабочих Депутатов по мере представления соответствующих данных профессиональными союзами для замещения русскими рабочими.
5) Назначить комиссию по поверке нарядов на военно-пленных.
6) Постановление это довести до сведения Командующего Войсками Округа.»»
Советы в данном случае защищали права русских рабочих, что и не удивительно, поскольку именно их интересы Советы представляли во власти, а других рабочих в то время в крае практически не было. Несчастные военнопленные оставались проблемой для любой власти на протяжении всего времени пребывания в Туркестане, где они, по существу, никому нужны не были. Различные политические силы периодически пытались привлечь военнопленных на свою сторону, и, хотя некоторых сагитировать удалось, и они поучаствовали в революции и особенно послереволюционных событиях, до массовых выступлений, вроде восстания белочехов в Сибири, дело в Туркестане все же не дошло…
В добавление к сказанному следует еще заметить, что на примере двух этих майских постановлений можно проследить эволюцию роли Советов в системе управления краем. Среди многих решений, принятых месяцем ранее на 1-м Туркестанском Краевом съезде Советов Солдатских и Рабочих Депутатов, было определено отношение Советов к действующей власти, а именно, что Советы не должны подменять собой государственные органы, а решения Советов, относящиеся к компетенции государственной администрации, должны иметь статус пожеланий и проводиться в жизнь соответствующими органами власти. Между тем текст двух приведенных постановлений походит скорее на требование или даже приказание, нежели на рекомендацию. Впрочем, формально сами Советы реализацией этих постановлений не занимались, а только передавали их органам исполнительной власти, в данном случае военной. Однако в целом эти постановления являются характерным примером того, что в практической деятельности Советам изначально было весьма сложно оставаться в предписанных им рекомендательных рамках и чем дальше, тем больше они стремились эти рамки раздвинуть, неизбежно вступая при этом в столкновение с остальными органами власти…
Всего лишь через полгода произойдет Октябрьская революция, которая безжалостно сметет с местной политической арены большинство майских персонажей. Военнопленные будут освобождены. Еще через несколько месяцев, 3 марта 1918 года будет подписан Брестский мир, после чего Россия выйдет из войны. А в ноябре 1918 года Первая Мировая Война завершится вообще. Начнется репатриация военнопленных и вскоре они покинут Туркестан. Однако домой вернутся не все…
В одном из заброшенных уголков Боткинского кладбища в Ташкенте стоит памятник погибшим во время нахождения в Туркестане венгерским военнопленным. Немногие теперь помнят про события тех легендарных времен и про занесенных волею судеб на далекую чужбину венгерских солдатах и офицерах. Мало кто бывает в этой части старого кладбища. Но если кому-нибудь все же достанет сил и желания забраться сюда, то взору усталого путника откроется удивительная картина возвышающегося среди деревьев огромного каменного сфинкса со склонившимся перед ним в безмолвном отчаянии узником. Через столетия несет свою траурную вахту загадочный и безучастный сфинкс, охраняя тени покоящихся здесь венгерских солдат и напоминая живым о тщетности людских надежд, бренности бытия и вечности жизни…
Нельзя забывать, что и у Временного правительства был свой vis-à-vis — Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Многие правительственные решения принимались под давлением этого органа. В том числе – об амнистии, преобразовании полиции в милицию и т.п.
Gangut[Цитировать]
Безусловно Вы правы… Однако вряд ли стоит понимать это так, что Временное правительство не хотело принимать все эти решения, а Петросовет заставил его сделать это… по факту это была согласованная с Петросоветом позиция Временного правительства… во всяком случае, само Временное правительство формулировало свои задачи так: http://doc20vek.ru/node/1471…
Andrey[Цитировать]
Толковая, хорошая статья на малоизученную тему о военнопленных 1-ой мировой войны. Знаю, что эта тема очень интересует чешских, словацкий, венгерских историков.
Но есть несколько ошибок, которые следовало бы исправить, так как они бросаются в глаза.
Во-первых, Сталин весь 1917 год был в России и потому не мог «вернуться из-за границы», лучше вместо него указать Троцкого, который точно приехал из США и тоже был «радикалом».
Во-вторых, к 1917 году во всем Туркестане совершенно точно не было «сотен тысяч военнопленных», правильнее писать «десятки тысяч».
Эта проблема была в основном решена еще в 1916 году, когда значительную часть военнопленных вывезли из Туркестана.
В июне 1915 г., когда число пленных в Туркестане достигло максимальных значение оно, по официальным данным, составляло около 150 тыс. человек, которые были размещены 37 лагерях, казармах и других помещениях ТуркВО. Число военнопленных в каждом лагере составляло от 10 тысяч до нескольких сотен человек. В результате мер по переселению в Сибирь, к началу 1917 г. в крае осталось немногим более 41 тысячи пленных, из которых 90 % были подданные Габсбургов (солдаты и офицеры австро-венгерской армии), остальные — немцы. Турецких военнопленных в Туркестане не размещали. Летом 1918 г. в Туркестане оставались еще 33 тыс. бывших военнопленных.
После этих небольих исправлений, статья станет лучше, … мне кажется.
А еще на эту тему есть хорошая статья Т.В. Котюковой, но о памятнике там, конечно же, ничегт нет.
Владимир Шварц[Цитировать]