Традиции узбекского народа. Свадьба Разное

Ризо Ахмад

Узбекская свадьба сегодня – это бракосочетание двух людей – мужчины и женщины, имеющих право согласно Семейного кодекса при достижении 17 лет для девушки и 18 лет для молодого человека, а также находясь в добром здравии, имея все разрешительные документы, как то паспорта, медицинские справки и др., осознавая всю ответственность этого шага, любя и уважая друг друга, сочетаться браком между собой.

Фото из интернета

Но узбекская свадьба – это не просто сказать: «Родители, я женюсь (выхожу замуж)». Такие слова в принципе невозможны у узбеков: они считаются бестактной и унижающей всех выходкой. Или просто прийти вдвоем в загс и расписаться.

Праздничных мероприятий, связанных со словом «тўй» (от слова «тўйиш» — насытиться, то есть насытиться вкусной едой, щедрыми угощениями, самим празднеством, музыкой, песнями и танцами, что сопровождают любое узбекское большое застолье, тостами, идущими от сердца, прекрасным видом зального помещения, беседой с близкими и дальними людьми ).у узбеков много: бешик тўй (праздник в честь рождения первенца), суннат тўйи(праздник обрезания), ховлитўйи (праздник новоселья), кумуш тўйи или олтин тўйи (серебряная или золотая свадьба), пайғамбар оши (праздник достижения возраста пророка), мучал тўйи (праздник совершеннолетия) и другие.

Но главный тўй, праздникдля узбека  — это, конечно свадьба. Называется она по-узбекски никоҳтўйи, что значит праздник бракосочетания, брачного союза. Сам по себе никоҳ– это скрепленный духовным лицом и/или полномочным госучреждением официальный добровольный правовой союз мужчины и женщины для создания семьи и совместного проживания  с вытекающими отсюда ох как многими последствиями. Как писал узбекский писатель, просветитель  и просто мудрый человек Абдурауф Фитрат, никоҳ– это союз любящих мужчины и женщины, пожелавших создать семью, то есть быть вместе и в радости, и в горе, совместно выполнять дичные и общественные обязанности, быть друзьями по жизни, опорой друг другу во всем.

Подготовка к свадьбе у узбеков идет достаточно долго и имеет свои серьезные предпосылки и традиции.. начнем с того, что один из супругов говорит другому/другой: «Пора бы женить нашего. Вырос, возмужал…». Поводом для такого разговора может быть то, что сын стал слишком задумчив, молчалив, старается уединиться, перестал выходить из дома. Или, наоборот, домой не загонишь, всё с друзьями да по вечеринкам, дискотекам… А то и стал слишком много внимания уделять своей одежде, прическе, много времени проводить у зеркала («как девчонка!» — злятся  братья, «влюбился» — шушукаются сестры)а то и просто парень скажет матери (не отцу) —  жените, мол. Мать уже знает, как преподнести его отцу такую весть. Или рано утром парень положит морковку в домашнюю туфлю или галошу отцовскую. Тут уже всё ясно – понятно: «Мать, ты где? Поди – ка сюда, посмотри». «Ой, шурим қурсин!» («ой бедная я, несчастная!»)- запричитает мамочка, да так, чтобы в доме все слышали – скоро грядут перемены, — «ой, нима қилдик енди?» («что делать – то будем?») – уже на ушко супругу, хотя всё знает наперед. «Бормикин?» («есть ли у сыночка нашего, этого оболтуса, кто на примете?») – отец, а мать: «Қайдам» (“Откуда мне знать”) – хотя может и знает. “Ну ты порасспроси, а вечером поговорим, подумаем, посоветуемся. Ты только его подготовь. Это тебе не Чорсу – базар – помидоры покупать, это умр савдоси” (то бишь покупка на всю жизнь) —  а сам уже подсчитывает возможные расходы, да есть ли у него всё это или придется занимать. Сам бы с превеликим удовольствием устроил бы банкет в хорошем ресторане человек на десять, ну, ладно, на пятьдесят, да разве против женушки попрешь, съест, как пить даст, съест. “Урфу одат, урфуодат!” (“обычаи, обычаи”)– вспомнит слова благоверной, надолго задумается и в итоге смирится.

Если у парня есть кто на примете или они даже встречаются, тогда конечно:

  • Ты ее, это… любишь?
  • Ну вы, мама, даете…, да!
  • И считаешь, что только она?
  • Ну да!
  • А она так считает?
  • Не з-з-з-знаю, но, по-моему, да, так считает.

Так идет, примерно, диалог матери со своим ненаглядным оболтусом. А если у парня никогошеньки нет, то задача матушкина усложняется, но становится ей по сердцу, ведь она теперь выберет девушку по своему вкусу. А что до сына, так ведь я знаю кого для него, он будет доволен. Итак, сразу после вечернего трехстороннего совета с мужем и сыном, мать обзванивает всех сестер, других родственниц, соседок, подруг своих с вопросом: кто у нас там на выданье из девушек? И в первом случае (когда избранница известна парню, он, кажется, любит ее и хочет свадьбы только с ней), и во втором случае, когда всё отдано на откуп матери, постепенно собирается информация, да не только словесная, а и с фотографией девушки. Если девушка мила да пригожа (а в 17 или 18 – 20 кто не пригож да не мил личиком) да приглянулась матери, тогда пойдут вопросы: где живут (то есть квартира или свой дом), в каком районе, кто родители (самый важный вопрос, потому что считается, что профессия родителей ох как накладывает отпечаток на воспитание детей. Поэтому стараются выбирать семьи интеллигентов: особенно популярны семьи учителей, тут уж, считается, ребенка не испортишь), сколько детей в семье (плодовитость — важнейший стимул выбора), дружна ли семья и какие отношения внутри (тоже чрезвычайно важный вопрос), где девушка учится, работает, как одевается, следит ли за собой, каково поведение, не гулящая ли, не дай бог, скромна ли? – уф, сколько вопросов. А ведь это только маленькая их часть.

Мать парня не отказывается и от опроса соседей и преподавателей или руководителей девушки о ее поведении, морали. Наконец, когда разведка донесла всё – всё, а все достоверные сведения положительны и по сердцу, тогда мать молодого человека отбирает двух – трех женщин из числа своих родственниц, соседок, подруг (мать, разумеется, отберет самых – самых по внешнему виду, одежде, уму – разуму, умению говорить – ведь о них тоже должно сложиться хорошее впечатление) и внезапно (подчеркиваю, внезапно, так как нужно выяснить, какова неподготовленная обстановка в доме, а то подготовятся и впечатление о доме и семье будет необъективным) приходят на совчилик (смотрины).

В городе мать парня обычно идет вместе с товарками. В кишлаке, где все друг друга, а также потомков хорошо знают, мать вместе со сватьями не идет. В первый раз сватьи в дом избранницы ничего из подарков и подношений не несут. Дело в том, что сторона избранницы сразу или потом, в первый или во второй раз могут отказать. Отказ жениху может быть по разным причинам: молодой человек не нравится девушке или ее родителям, избранниыа уже «обещана» другому, девушка слишком молода или еще несколько лет не хочет свадьбы – хочет, например, что-то сначала закончить, выучиться. Но даже при отказе обе стороны строго соблюдают нормы поведения и этикет: отказывают в завуалированной форме, строго уважительно, чтобы никого не обидеть, а принимают отказ подчеркнуто вежливо, без восклицаний и попыток лезть в бутылку. Живем – то в одних краях, а мир, как известно, тесен. Жениху несладко-то будет, если о его стороне скажут – скандальная семейка. А девушке каково будет, если о ее стороне насудачат – задирают нос.

Так вот, приходят в дом избранницы три – четыре женщины и говорят: «Мехмонга келдик» («Мы в гости пришли»). А на самом деле, чтобы увидеть девушку наяву (и чай нальет, и поднесет каждой пиалу как положено), и оценить чистоту и порядок в доме, убранство стола, гостеприимство хозяйки. В беседе выясняют, как хозяйка с ними разговоры разговаривает, какие знаки почтения оказывает, считается ведь:«онасини кўру, қизини ол” (“увидев мать, оцени дочь”).

Если сватьям не отказали, то мать избранницы говорит: “Ой, посмотрим!. Ой, она еще так молода, куда ей. Но я должна посоветоваться с мужем, поговорить с дочерью. Сегодняшние-то девушки какие? Да капризные уж очень! А ведь парень –то уж очень хорош, судя по вам, мои дорогие” и т.д. и т.п. это значит, можно назначать второй приход сюда.

Если обе стороны знакомы друг другу достаточно близко или даже родственники, то приуспешном первом второго похода в дом невесты достаточно. Но если до этого совсем не знали – не ведали, то сторона жениха будет направлять сватей и в третий раз, при удачных предыдущих двух, разумеется, пока не получит твердый, недвусмысленный отказ или такое же твердое согласие семьи невесты. В случае согласия пора договариваться о дне помолвки(фотиҳа тўйи). естественно, все последующие после первого раза походы включают подарки и подношения. Чаще всегово втором и остальных походах сватей в дом невесты мать жениха не участвует. Делается это для того, чтобы сторона девушки не стеснялась, открыто говорила о некоторых моментах и пожеланиях, а обе стороны открыто говорили о парне и его достоинствах (на Востоке не принято гоаорить в восторженном тоне о себе или близких или выслушивать хвалебные речи по тому же адресу). Если же после первого или второго раза сватьи перестали приходить, звонить, то всё – свадьбы с ними не будет. Это воспринимается довольно спокойно, достойно с обеих сторон. Ведь молодым когда – нибудь надо создавать семью, зачем же портить имидж кому-либо. Уважая других, добудешь уважение и к себе (Хурмат қилсанг, хурмат қозонасан).

Иногда, когда переговоры идут трудно, в сватовство по настоянию отца жениха может включиться тяжелая артиллерия, то есть мужчины (тогда и со стороны невесты будут мужчины). На Востоке всегда считалось, что мужчинам легче договориться, у них нет лишнего апломба, они могут обойти острые углы, добиться согласия без подозрений и обид.

Родители девушки и сама она уже ко второму, в крайнем случаек третьему приходу посланников должны определиться, принять сватовство данного жениха или не принять. Но до этого, то есть до до второго или третьего прихода сватей, если, конечно, девушка и парень ни разу до этого не встречались друг с другом, сторона избранницы изъявляет ее желание встретиться с молодым человеком в городе или поселке, чтобы, например, погулять по парку, поесть мороженое, ну и просто поговорить, пообщаться. Такие встречи могут повторены несколько раз. Затем девушка скажет родителям твердое “да” или твердое “нет”.

О будущем согласии стороны девушки на второй или третьей встрече двух сторон дома у невестылюди жениха должны быть оповещены, чтобы специально подготовиться и прийти в дом невесты с большим дастарханом. Там  есть лепешки патир, сладости и фрукты, печеные блюда. Приносятся и подарки девушке и родителям из платьев, тканей, одежды и обуви, то есть делается “сарпо” (что на фарси означает “одеть с головы до ног”).

При всех собравшихся с обеих сторон людях объявляется о будущем объединении двух сердец, открывается принесенный дастархан, ломается главная, самая большая лепешка, как символ того, что теперь будем всегда есть вместе. Затем каждая сторона объявляет, что согласна с предстоящим бракосочетанием и в знак согласия произносит «оқлик бердим» («самое чистое отдаю»). Мать невесты и тетушка жениха в знак согласия прилюдно обнимаются и целуются, говорят, что искренне согласны и рады стать этим достойным людяи «қудо» (сватами). Здесь же может быть назначен день помолвки (фотиҳа тўйи) и даже примерный день свадьбы (никоҳ тўйи). Всё это сопровождается чтением сур Корана и поднятием рук в молитвенном приветствии Аллаха милосердного и милостивого: на всё твоя воля, так дай же этим двоимсостариться вместе (қўшақаришсин), иметь много потомков аж до седьмого колена (ували – жували бўлсин).

Помолвка (фотиҳа тўйи) проходит в доме будущей невесты. С обеих домов участвуют самые уважаемые люди. Мужчины и женщины сидят отдельно, в разных комнатах. От имени жениха приносятся сарпо (одежда) невесте, ее родителям, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, братьям и сестрам. А из еды и яств лепешки,готовая еда (плов, жаркое или шашлык),  фрукты и сладости. Этим показывается большое уважение (хурмат — иззат) невесте и ее близким, как бы высказывается радость от того, что стали родственниками. Мулла читает длинную молитв, где благословляет двух молодых, выражает благие пожелания. Он же своими благочестивыми руками передает подарки адресатам в торжественной форме. На женской половине это делает назначенная читать молитвы. Неспешно едят, пьют чай, лбется музыка, идет достойная беседа. Едят не только принесенное, но и приготовленное здесь. После долгой трапезыи перед чтением финальной молитвы те же самые люди передают от имени родителей невесты сарпо жениху, его родителям и близким, а также дастархан в знак того, что они стали родственниками столь уважаемым людям. Отец невесты объявляет о дне оша (большого сборища мужчин махалли на плов, куда идет и делегация от жениха в 40 — 50 человек) или амри маърифа (то же самое с чтением муллой религиозной назидательной лекции на 20 минут, амри маъриф очень популярен в Ташкенте). Отец жениха объявляет о дне о никоҳтўйи (свадебном вечере). Обе даты обсуждаются еще раз, если есть несогласные. Обговариваются и другие возникающие проблемы – их нужно определить, уточнить, решить именно сейчас, на то и фотиҳа тўйи. Потом будет поздно и возникнут неприятности. После выяснения всех этих важнейших моментов звучит финальная молитва, все обнимаются и прощаются.

После фотиҳа тўйи оба дома начинают усиленно готовиться к свадьбе. Семья девушки готовит приданое. Всё делается, как говорится, громогласно, в праздничном тоне. Пошив одеял , где принимают участие женщины чуть ли не всей махалли называется “пахта қўяр” (“вложить вату”), осмотр помещения, где будут жить молодые, с тем, чтобы уточнить, что необходимо сделать (весь интерьер и вся мебель в новом доме — от невесты, это ее приданое) – “ўй.кўрар” (“посмотреть дом»), подготовка внутреннего убранства этого помещения – “мол ёяр” (“создать обстановку”).

Накануне оша , что официально делает сторона невесты, от жениха в обговоренных заранее размерах и количестве в дом невесты отправляется рис, морковь, масло, мясо только что забитого быка, теленка или большого барана или само это животное. Это называется в махалле невесты “тўй келди”(“пришла свадьба”), а махалле жениха – “тўй юборар» («отправлена свадьба»). В отдельных районах отправляют в большом казане готовый, уже приготовленный плов. Везут, вручают и принимают всё это в торжественной обстановке уважаемые люди.

Во многих местах за день до свадьбы проводится «қиз мажлиси» или «қиз оши» («девичье собрание», «девичий плов», а по-русски – «девичник»). На девичник собираются приглашенные невестой подруги. Это незамужние девушки махалли и недавно вышедшие замуж. Девушки едят, веселятся, поют песни хоровые и соло, танцуют, одаривают невесту с пожеланиями. Замужние молодые женщины несколько раз переодеваются в красочные платья, чтобы показать, как им хорошо в теперешнем состоянии, непременно встают при упоминании их имени и глубоко кланяются присутствующей публике. В некоторых местах на девичник приходит и жених с друзьями, не сразу, а через некоторое время после начала и всего лишь на час, чтобы и дальше не мешать и не смущать девичью публику. Тут двоякая цель – показать, как хорош жених, пусть невеста погордится перед подругами, и пусть его друзья во все глаза ищут себе будущих любимых – авось найдут.

Воспользовавшись приходом жениха, здесь же, на девичнике зачастую проводится «никоҳ ўқитиш» (“свадебное чтение”) – религиозный обряд освящения новой супружеской пары. В отдельную комнату входит жених с близким другом или дядей. Здесь же находится мулла. В другой комнате сажают невесту с тетей. Двери между комнатами приоткрыты, так что всё слышно. Мулла говорито семейных обязанностях и правах каждого, о важности и святостиих решения соединиться, спрашивает о согласии жениха и невесты на создание семьи. Получив согласие от обоих, мулла читает молитву “Хуббаи никоҳ” («молитва о свадьбе») и испрашивает разрешения Аллаха всемилостивого и всемилосердного на счастье молодых, дает им свое благословение (оқ фотиҳа). Этот религиозный обряд может быть проведен и в мечети или во время свадебного вечера. Главное для муллы, и это требование государства, чтобы у молодых уже была бумага о регистрации брака в загсе.

Никоҳ тўйи или свадебный вечер проводится дома у жениха или в тўйхоне (большом красочном помещении для больших свадеб и других многолюдных торжественных мероприятий. Сейчас таких много в Ташкенте, других городах и поселках). В день свадьбы праздничный кортеж жениха приезжает к дому невесты. Он и его друзья приглашаются в гостиную, где их ждет накрытый дастархан с угощениями. Во дворе или на улице громко играют карнаи и сурнаи, дойры и бубны (узбекские национальные музыкальные инструменты — большие и малые духовые трубы), приехавшая с женихом молодежь ведет себя шумно, с криками во славу молодоженов, песнями и тангцами. Жених строг и скромен, он как бы безучастен ко всему здесь происходящему. Поев и поблагодарив хозяев, друзья жениха «покупают» свадебную одежду жениха, приготовленную от имени невесты. Среди одежды лишь красочная чалма (головной убор мусульманина)  и халат из парчи или расшитый золотом. Они торжественно надеваются на жениха. Его в этом одеянии заводят на женскую половину. Здесь мать, бабушки невесты, ее тетушки другие женщины читают краткую молитву и дают благословение… Жених с друзьями возвращается к машинам и ждет невесту.

А невеста в это время вся в белом свадебном наряде выходит из своей комнаты попрощаться с родителями. Чрезвычайно волнительный момент – чуть ли не все плачут. Невеста подходит к отцу и глубоко кланяется ему и испрашивает у него согласия (розилик) и последнее прости (рози-ризолик) за хлеб-соль и многие труды. Отец целует ее в лоб и говорит: «минг марта розиман, ойқизим» («тысячу раз согласен, доченька»), дает ей отцовское благословение. Затем девушка подходит к матери  и говорит: «ойижон, берган оқ сутингизга ташаккурлар айтаман» (“милая мама, благодарю за материнское молоко”). Они обнимаются и целуются. Отей читает молитву, все открывают руки и кланяются. Запевают “Ёр-ёр”, все подхватывают, карнаи-сурнаи, бубны-барабаны вновь гремят. Он нежно сажает ее в машину…

Свадебный вечер идет долго и весело. Тамада раздает тосты, музыканты играют, певцы поют, молодежь танцует. Столы богато накрыты: вина, фрукты, салаты, холодные мясные и другие закуски. Из горячих блюд подается самса с пылу с жару, затем мучное первое блюдо – мампар, куриная лапша или легкий узбекский лагман, на второе подается жаркое, манты, цыплята табака или шашлык. В 11 часов вечера моложены с друзьями оставляют веселящуюся публику, прощаются и уезжают.

Кортеж направляется к дому жениха. Здесь в одном углу утомленной от яств зальной комнаты устроен чимилдиқ(занавес, полог) – место, огороженное  белой красочной тканью – шторой, где будут находиться некоторое время вместе жених с невестой и есть, пить, беседовать, пока друзья с той стороны шумят – веселятся, шутят с молодыми, дразнят их. Молодым передаются в косе (глубокой фарфоровой посуде) сладкая вода, чтобы жизнь была сладкой. Из нее сначала пьет жених, невеста допивает и передает подругам косу в знак того, что они оба хотят для  себя сладкой жизни. Затем в чимилдиқ заносится кўзгу (зеркало). Жених и невеста должнқ одновременно взглянуть на него  для того, чтобы была взаимность в желаниях. Затем заносится Коран с открытой страницей на суре «Анъом сураси», где говорится о семейных вопросах. Молодые целуют священные  листы, прикладывают их к своим лбам в знак послушания прародителю и чтобы сам Аллах наблюдал за ними и помогал во всем.

После этого тетушки обоих молодых, зайдя в их комнату, готовят брачную постель, читают молитвы, благословляют их и оставляют одних…

А в других комнатах, чтобы скоротать время до утра играют и веселятся. Так в женской половине из подушки «создают» ребенка, якобы он только что родился, требуют от гостей суюнчи (подарков в честь хорошего известия), дают имя «ребенку», желают ему и его «родителям» долгих лет жизни, добра и  здоровья.

Наступает  утро. Всем подается чайи легкий завтрак. Приходит черед новому обычаю «Келин салом» («приветствие невесты»). Невесте надо поближе познакомиться с родителями и родственниками жениха, оставить о себе приятное впечатление. Девушка в самых ярких платьях и с покрытым платком лицом выводится ее же тетушкой во двор или в зальную комнату, ставится на небольшое возвышение и тетушка громким голосом в стихотворной форме приветствует каждого от имени невесты, начиная с Аллаха нашего, милостивого и милосердного и Мухаммеда – пророка нашего (да будут священны вовек все его начинания) далее такое песнопение затрагивает всех присутствующих, начиная со старших по возрасту и кончая самыми маленькими… Все пришедшие желают увидеть наконец невесту воочию и познакомиться с ней. После приветствия тетушки каждого из них, невеста по пояс кланяется адресату. А адресат вынимает денежку или что там приготовил(а): ткань, платок, платье, какой-то бытовой прибор или что-то еще другое. После всех поздравлений и подарков с лица невесты платок убирается и  все восхищаются ею.

А платок убирается не просто так, снял да и убрал. Нет. Тут столько условностей и традиций, что о-хо-хо.  Так вот, по окончании келин салом личико невесты открывают близкие родственники мужа, но совсем юные, мальчики 5-6 лет как символ девственности. Для этого срывается ветка фруктового дерева и  укутывается в хлопковую вату. Вот этой веткой и надо снять наброшенный платок. Это для того, чтобы невестушка была плодовитой, дала, дай бог, много детей. Или платок убирается с лица шумовкой, опять же   укутанной в хлопковую вату. Это чтобы была хорошей хозяюшкой и вкусно готовила. Всё проходит под звуки музыки и пожеланий добра и счастья… Первой лицо невесты должна увидеть ее свекровь, мать жениха. Вот в этот момент она на голову невестушки кладет две лепешки (чтобы хлеб всегда был в доме), затем разворачивает невесту, чтобы видели все (в смысле: чтобы и вы увидели свои свадьбы). Упавшую с ветки или шумовки вату все девчонки и девушки наперегонки и толкаясь собирают, чтобы потом сделать из них ниточки и вплести в свои косички для исполнения их желаний и мечт (это сродни тому, у русских и европейцев невеста бросает через плечо назад свой букет цветов). После свекрови к невесте подходит свекор, другие родственники и вручают подарки, поздравляют… на голову невесте сыплют орехи, миндаль, фисташки, изюм, сладости.  Детям остается с шумом – гамом собирать  это кто больше.

Поклоны невесты по пояс будут еще продолжаться1-2 месяца (в некоторых районах до рождения ребенка) в основном, когда вся семья мужа собирается за столом, а невеста должна подавать чай. Вот и кланяйся по пояс, и терпи, не так уж трудно, поди, не целому городу или кишлаку кланяешься. Или пошли свекровь со снохой на приглашение – там то же самое: кланяйся, пока молода. И на хаиты, когда в дом невесты приходят со всей махалли девчушки – будущие невестушки, будь добра, кланяйся и им.

Куёв  оши (плов жениха, а по-русски мальчишник) проводится через несколько часов или на следующий день после «Келин салом»  (у русских и европейцев он проходит до свадьбы и имеет совсем другие цели). Обычно он проходит в чайхане. Жених созывает друзей на плов. После плова за пиалой душистого чая начинается беседа. В основном говорят женатые  друзья. Цель этих бесед наставительная, назидательная. Друзья рассказывают свои семейные истории с тем, чтобы жених наматывал себе на ус, предупреждают о трудностях и проблемах, о том, что свадьба свадьбой, а остальные дни – будни, иногда следует потерпеть, не отчаиваться, промолчать, пойти на компромисс, а самое главное – уважать жену, она такой же человек, и, более того, будущая мать, помогать ей во всем, оберегать ее. Видя такое отношение и жена потянется к тебе, увидит в тебе друга, покровителя, истинного мужчину.

Также после «Келин салом» в доме у молодых супругов останутся две тетушки, одна мужнина, другая женушки. Это будет второй день после свадьбы в вечернее время. Данный приход тетушек так и называется «Янгалар». Тетушек, если таковых нет, могут заменить и другие родственницы из числа молодых, но уже замужние. тетушки невесты постарается обучить ее многим премудростям семейной жизни, отношениям со свекровью, поддержания семейного светлого духа и домашнего уюта, уборки, готовки, стирки, поведения во всех случаях жизни. Тетушка жениха научит его доброте, искренности, чистоте отношений, ответственному решению возникающих проблем, добросердечию, спокойствию, уму и мудрости, уважительным и нежным словам, достойному общению с женой и ее родственниками, которые уже стали и его родственниками.

Через непродолжительное время после свадьбы невестины родители дважды пригласят  другую сторону  на «Чарлар» («Приглашение»). «Келин  чарлар» («Приглашение невесты») проходит, когда невеста впервые переступает порог отчего дома как гостья. «Куёв чарлар»  («Приглашение жениха») проходит, когда жених уже в статусе близкого родственника приглашается его тестем. Невесту в родительский дом приглашаютна третий день после свадьбы. Она придет на застолье вместе с родственницами мужаи близкими к ее новому дому женщинами. Невеста через некоторое время после беседы за основным праздничным столом, выходитв другую комнату, где ее ждут сестры и подруги. Она сразу же дарит им приготовленные подарки от имени мужа. Вечером перед возвращением она встречается с отцом, беседует и получает утешение и благословение. Мать невесты просит передать подарки ее свекру и свекрови. На Куёв чарлар   жених берет с собой четырех близких друзей. Готовится небольшое  застолье в доме у тестя.  Отец невесты, его близкие знакомятся с зятем. Зять преподносит подарки, его отцу и ему также вручаются ответные. И келин чарлар и куёв чарлар проходят относительно скромно, но  угощение состоит из двух – трех горячих блюд, закусок, фруктов и сладостей. Основное здесь – близкое знакомство и хорошая, достойная беседа за столом.

Завершающим аккордом всей этой многодневной и многотрудной  свадебной процедуры под общим названием  никоҳ тўйи является “Чақириқ” (“Приглашение свата”). Здесь уже хотят познакомиться сами сваты между собой. Дело в том, что у узбеков молодежь молодежью, а их отцы и матери дружат и дорожат дружбой между сватами. В народе говорят: “Қирқ ўй қуда бўлса, қирқ йил қирғин қилмас” (“Если у тебя сорок сватов, сорок лет нет тревог”). И на самом деле, сваты и сватьи  становятся близкими родственниками и друзьями. Ни одно мероприятие, начиная от дней рождения до больших свадеб не проходит без  любимых қуда. Дружба қуда помогает и молодым семьям в нахождении друг в друге позитива, уступкам, консенсусу, совестливом отношении к вечным ценностям добра, любви, сострадания. Так вот, қуда чақириқ первқми организуют отец и мать жениха. Он проводитсяв скором времени после свадьбы. На застолье приглашаются отец и мать невесты, а также свои и их близкие (количество гостей оговаривается). Сваты приходят с подарками баҳоли қудрат (дорогие не  по цене, а потому что от чистого сердца). Их ждут хорошее угощение, прекрасная беседа и огромное уважение. В конце застолья на отца невесты хозяин дома надевает чапан (узбекский халат, прилюдно накинутый на плечи  в подарок – знак великого уважения). Затем, по мере возможности, в скором времени и родители невесты пригласят своих новых родственников к себе на свой қуда чақириқ. Всё будет также хорошо. Но нужно иметь в виду, что в обоих случаях на қуда чақириқ (это требование соблюдается во всех мероприятиях)   количество приглашаемых сообщается принимающей стороной.

Самое главное, узбекские обычаи проведения свадебных мероприятийнаправлены  на то, чтобы часто произносимые прекрасные слова “умр  йўлдоши”  (“спутник по жизни”) и “турмуш ўртоғи” (“товарищ  по жизни”) были не просто словами, а на самом деле характеризовали отношения супругов.

4 комментария

  • Фото аватара Azim:

    Средневековая традиционалистская ересь, которая веками висит у людей на шее неподъемным грузом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Чиланзарец:

    Слишком все сложно. Особенно, если жених или невеста (был случай) вообще никогда не были знакомы со ВСЕМИ родственниками. Тем более — мама белоруска, отец узбек, родилась в ГДР. Это была оччччень тяжелая свадьба. Результат — отец жениха вынужден был через полмесяца после свадьбы купить молодым квартиру, правда, рядом со своей махаллей, потому как дочь боевого генерала (не путать с генеральской дочерью) была воспитана несколько по другому. Вот Вам и обычаи…
    И вообще, не понимаю — ЗАЧЕМ тратить огромные деньги на все эти «чарлары», пловы и т.п., если молодые могут развестись буквально через полгода-год (было и такое). Не лучше ли купить им квартиру (дом) и сказать — живите, и будьте счастливы.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамилиана:

    А по-моему, это здорово — сохранять традиции. Они веками складывались, в них мудрость житейская. Легко осудить, понять сложнее. Молодцы узбеки, правильно делают что свои традиции берегут.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Наталья:

    Мне кажется, это важно сохранять традиции, может быть, немного сократить с учетом современности. Но это очень красиво, уважительно и поучительно.
    И значительно лучше и достойнее, чем приходить в ЗАГС в рваных штанах жениху и невесте, а потом после «росписи» идти с друзьями пить пиво. Такое многообещающее начало семейной жизни. При этом родителям бросить, между прочим — типа, это моя жена.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.