Скульптор Махмут Гасимов История Ташкентцы
Пишет Виолетта Лаврова
Сорок лет жил в Ташкенте. В данный момент живёт и работает в Казани, республика Татарстан.
В Ташкентский период были реализованы такие проекты, как памятник Акмалю Икрамову, четырехфигурная композиция для фонтана «Плодородие» и др. Среди персонажей Гасимова – и средневековые мыслители, и современники, рабочие, герои войны – галерея образов, которые помогают создать связь времен.
Махмутом Гасимовым выполнены бюсты исторических деятелей Средней Азии, например, партийного и государственного деятеля Узбекистана Ю. Ахунбабаева, первого президента Академии наук Таджикистана, народного писателя Садретдина Айни, чемпиона мира по боксу Руфата Рискиева… Много скульптур сделано для Ташкента, Бухары, Самарканда, Ургенча, других городов Узбекистана. Он вобрал в своё творчество дух этой земли и народа. Поэтому так гармоничны его глубокие восточные, национальные образы.
Махмут Гасимов родился в 1945 году в г. Ленинск-Кузнецк Кемеровской области. В 1961-1965 гг. обучался в Художественном училище им. П.П. Бенькова г. Ташкента, скульптурное отделение.
В 1974 году закончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, скульптурное отделение. В 1978-1979 годах стажировался в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) при Академии художеств СССР. С 1977 года – член союза художников СССР (России). Член международной ассоциации изобразительных искусств АНАП-ЮНЕСКО.
Махмут Маталитович Гасимов — член Союза художников России, международной ассоциации изобразительных искусств АНАП-ЮНЕСКО, заслуженный деятель искусств РТ. Автор множества памятников и целой серии мемориальных досок в бронзе в Казани и других городах Татарстана. Среди наград — золотая медаль за памятник-бюст Гавриле Державину в Лаишеве, медаль «В память 1000-летия Казани», диплом Фонда содействия развитию национальной культуры «РАФТАУ» за создание медалей Б. Урманче, С. Хакима, И. Шишкина, М. Цветаевой, почетный диплом и премия за участие в III всероссийском симпозиуме по скульптуре.
Автор памятников: Баки Урманче, Гавриилу Державину, Салиху Сайдашеву, Габдулле Тукаю – в г. Санкт-Петербурге и в г. Уральске, «Вдохновение» в г. Альметьевске, И.В. Александрову. Автор памятников-бюстов: С. Сайдашеву в БКЗ им. Сайдашева, Г. Тукаю, Х. Туфану на родине поэта в Аксубаевском районе, М. Салимжанову в фойе театра им. Г. Камала, Г.Р. Державину, М. Султангалиеву, Н.С. Исанбету, З. Нури, В. Бехтереву, Д.И. Менделееву, Н. Жиганову, М. Джалилю. Автор целой серии мемориальных досок в бронзе в Казани и других городах Татарстана, посвященных выдающимся людям.
Интервью. Махмут Гасимов: «Гипертрофированностью честолюбия я не отличаюсь».
В 1961 году отец отправил меня, 14-летнего подростка, в Ташкент, поступать в художественное училище, где и началась у меня самостоятельная жизнь.
До приезда в Казань вы долгое время жили в Ташкенте. Что у вас связано с этим городом, какие остались воспоминания?
Ташкент — это сорок лет жизни из моих шестидесяти двух. Если все вспомнить, то это будет целая повесть с продолжением. Образно выражаясь, если я жил там 40 лет, то сейчас Ташкент живет во мне, поэтому об этих краях я не могу говорить в прошедшем времени и без волнения. Ташкент – это город, который дал мне хлеб, кров и образование, воспитавший меня. Здесь я прошел школу жизни, состоялся как человек, как личность; получил признание как профессиональный художник, и не только всесоюзное. Отсюда впервые мои работы уехали в Америку, Германию, Финляндию, Венгрию, Францию…
В Ташкенте, Бухаре, Самарканде остались мои друзья, коллеги, родные. И, несмотря на резкие перемены, полнокровная наша связь не прерывается по сей день. Здесь у меня до сих пор сохраняется квартира и мастерская.
Полностью http://tatcenter.ru/article/47256/
Мастерство везде в почёте
Махмут Маталитович рассказывает о своем профессиональном пути, о непростых поворотах судьбы и о том, что главное в жизни человека — его призвание.
Уроки Средней Азии
В Узбекистане прошла большая часть моей жизни — 40 лет. Именно там я обучался в училище и институте, начинал профессиональную деятельность, создал множество скульптур, получил признание, женился. Ташкент дал мне кров и образование и, можно сказать, воспитал. Оттуда впервые мои работы попали за границу, включая США, Германию и т. д.
Я родился в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, был первенцем в многодетной семье. И детство мое оказалось совсем не безоблачным. Отец остался инвалидом после войны, не хватало средств на элементарное. Да и в среде, в которой я рос, можно было легко попасть под влияние дурной компании. К счастью, уже тогда мне очень нравилось что-нибудь лепить из красной глины. Много рисовал, принимал участие в школьных и городских конкурсах художественного творчества. Отец хотел, чтобы я совершенствовался, учился именно той специальности, к которой есть призвание и способности, поэтому охотно поддержал меня в желании поступать в Ташкентское художественное училище им. П.П. Бенькова.
Добирался я туда четверо суток на поезде, с пересадкой в Барнауле, ехал один в неизвестность, в чужой для меня мир, где не было ни родственников, ни знакомых. Но в молодости разве чего-то боишься? В училище поступил на театрально-бутафорское отделение, где все четыре года учебы преподавали скульптуру. В городе освоился быстро, тем более что встретил своего земляка, вместе с ним снимал квартиру. Что касается самого училища, то многие его выпускники добились признания в своем деле. Учебное заведение названо в честь знаменитого живописца Павла Бенькова, родившегося в Казани. Однажды он поехал в Среднюю Азию, которая настолько потрясла его яркостью красок, что художник решил круто изменить свою судьбу и переехать в Самарканд. Многие известные художники Узбекистана называют его своим учителем и наставником. И мне приятно, что я не просто окончил это учебное заведение, но и спустя годы сам преподавал там почти десять лет.
После училища служил в армии три года, потом трудился на киностудии «Узбекфильм», «лепил» персонажи для кукольных фильмов, занимался скульптурой в миниатюре. Позже поступил на скульптурное отделение в Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского. То есть занимался именно тем, чем хотел, получал достойную теоретическую и практическую базу.
В советское время скульптура как монументальная пропаганда была очень востребована. Существовали идеологические ограничения, сковывавшие творческую реализацию, но в целом представители творческих профессий, если качественно делали свою работу, имели успех. Правда, речь не идет о самоучках-любителях, художественный фонд при Союзе художников обеспечивал заказами только состоявшихся профессионалов. Считаю это правильным.
Полностью http://www.elitat.ru/?rub=51&st=18788&type=3
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.