Революция История Старые фото
Автор Андрей Гагарин
В нынешнем году будет отмечаться грандиозный исторический юбилей. Сотню лет тому назад в нашей стране произошли драматические события, отношение к которым в обществе до сих пор остается неоднозначным. События эти тогда до основания потрясли государство и вовлекли в трагический водоворот десятки миллионов людей, подавляющее большинство которых не имело прямого отношения к происходящему и поплатилось своими сломанными судьбами, а подчас и жизнями, за амбиции некоторых.
Говоря о тех временах, наши современники, в основном, вспоминают Октябрьскую революцию с легендарным выстрелом Авроры, штурмом Зимнего и уставшим, в итоге, караулом. При этом, победившую Советскую власть сравнивают, обычно, с «тюрьмой народов» Царской Россией, хотя, к октябрю 1917 года царя во власти давно уже не было, а революционеры свергали, вообще говоря, не царскую власть, а Временное правительство, представлявшее демократическую республику.
Между тем, эта самая царская власть действительно была свергнута в 1917 году, только в результате другой революции, которая произошла несколькими месяцами ранее, в самом конце февраля. В отличие от Октябрьской революции, расколовшей страну на части, свержение царя обошлось практически без жертв и было встречено народом с большим воодушевлением, а смену политического строя поддержала подавляющая часть общества. Февральская революция была воспринята гражданами как наступление свободы и начало новой жизни, за строительство которой они с энтузиазмом принялись.
В этой связи, кажется совершенно необъяснимым, как надежды, единение и подъем времен первой революции обернулись, в итоге, отчаянием, страхом и ненавистью второй, и было ли такое развитие событий неизбежным или явилось следствием случайного стечения обстоятельств, а также роли отдельных личностей, оказавшихся в это время волею судеб на вершине власти. В тоже время, можно с уверенностью утверждать, что обе эти революции были несомненно связаны, и что для осмысления Октябрьской революции необходимо понимать логику Февральской революции, а также событий, происходивших на протяжении всего 1917 года.
Туркестан занимал особое место в составе Российской империи. Образованная всего за полвека до революции провинция являлась пограничной и управлялась военно-гражданской администрацией. Во главе Туркестана находился генерал-губернатор, а пять входивших в состав провинции областей возглавляли военные губернаторы с приданными им штабами. Административным центром Туркестана, а также столичной Сыр-Дарьинской области, являлся Ташкент, где находилась резиденция генерал-губернатора и основные государственные учреждения. При этом, во всех областях и областных центрах, включая Ташкент, размещались воинские части, которые могли быть использованы как для отражения внешних угроз, так и для подавления волнений местного населения.
Промышленность в Туркестане в те времена была развита слабо, в связи с чем, пролетариат здесь представляли, в основном, рабочие железной дороги и железно-дорожных мастерских в Ташкенте. В тоже время, на протяжении многих лет в Туркестан из центральной России ссылались политические преступники, так что революционных кадров тут имелось вполне достаточно.
Что касается коренного населения, которое составляло подавляющее большинство, то оно в управлении провинцией до революции никакого участия практически не принимало, хотя, его представители контролировали местное самоуправление. Также и местные политические деятели выдвинулись только после Февральской революции.
В целом, жизнь европейского населения Туркестана носила несколько замкнутый провинциальный характер и в значительной степени была ориентирована на метрополию. Точно также и революционные события в Туркестане повторяли с некоторым запаздыванием российские и были сосредоточены, главным образом, в Ташкенте, но при этом имели определенные специфические местные особенности.
Советы
23 апреля 1917 года в 4 номере «Нашей газеты» была опубликована статья А.Чичерина под названием «Краткий обзор деятельности Ташкентского Совета Рабочих Депутатов», которая начиналась так:
«Ташкентский Совет Рабочих Депутатов образовался революционным путем. Главное его ядро было избрано на митинге рабочих Ташкентских Главных мастерских Средне-Азиатской ж.д. 2 марта, причем рабочие избрали своим председателем Социал-Демократа И.И.Белькова. Первое заседание происходило в Думском зале в числе не более 25 рабочих, 2-х представителей от солдат — Анфирова и Попова и одного от местной группы С.Д.Р.П. — А.Д.Чичерина. Это собрание явилось первой в Ташкенте пролетарской организацией, которая положила начало объединению всех революционных сил Ташкента, правильно учла момент и наметила линию дальнейших шагов в своей революционной деятельности. Главной задачей Совет Рабочих Депутатов поставил, с одной стороны — сплотить все разрозненные пролетарские элементы, занять определенную классовую позицию, в развертывающейся Социально-Политической обстановке, придать планомерную деятельность с целью закрепления завоеванных позиций и проведения в жизнь программы намеченной временным правительством, с другой — проявить активное участие во всех областях местной жизни с целью проведения демократических принципов.
С момента образования в Ташкенте Совета рабочих депутатов общественная жизнь здесь принимает совершенно новую окраску, приобретая небывалый, яркий колорит…»
Эта статья в «Нашей газете» с тех пор сделалась классическим публичным источником по истории создания Советов в Ташкенте. Из нее, между прочим, можно узнать, что Советы при их возникновении, во-первых, должны были стать объединяющим органом для различных пролетарских групп, во-вторых, собирались осуществлять свою деятельность совместно с временным правительством, и, в-третьих, имели в качестве одной из основных своих целей проведение в жизнь демократических принципов. Через полгода, к осени 1917 года, однако, цели и методы Советов кардинальным образом изменились: объединение революционных сил сменилось размежеванием с выдавливанием оппонентов из власти, Временное правительство стало лишним и было устранено насильственным путем, а демократические принципы заменены на диктатуру пролетариата, проводником которой объявила себя одна единственно правильная политическая группа.
Интересен, также, персональный состав организаторов первых Советов, из которых пофамильно в статье названы только четверо. Выбор упомянутых в статье персоналий можно было бы, конечно, отнести на счет личных предпочтений автора, если не принимать во внимание тот факт, что статья была опубликована в официальном печатном органе Советов, каковым тогда была «Наша газета», и, таким образом, вероятно, отражала позицию Советов по данному вопросу.
Помимо автора статьи, который являлся непосредственным участником событий и написал статью всего через полтора месяца после произошедшего, то есть, без наложения последующих политических фильтров, в статье названы еще первый избранный председатель и двое представителей от солдат, одним из которых был мой дед.
Кстати, оба упомянутых солдатских представителя являлись таковыми в некоторым смысле формально, в силу нахождения их на службе в армии на момент революции. На самом деле, оба они были по профессии рабочими, а дед, например, находился в Туркестане в ссылке с 1913 года и был мобилизован в армию только осенью 1916 года, оставаясь, при этом, под надзором полиции.
Впоследствии мой дед вместе с Григорием Бройдо был в числе организаторов и руководителей Ташкентского Совета Солдатских Депутатов, а после объединения Советов был избран в президиум Ташкентского Совета. Параллельно дед был председателем Сыр-Дарьинского Областного Совета Солдатских и Рабочих Депутатов с момента его организации в первых числах мая и до середины октября 1917 года, когда весь состав Совета был заменен большевиками и левыми эсэрами на своих людей. Кроме того, в это же самое время дед вместе с Мустафой Чокаевым был заместителем Владимира Наливкина в Сыр-Дарьинском Областном Совете, а также участвовал в работе нескольких комиссий.
Из четырех поименованных в статье организаторов Совета трое впоследствии были объявлены меньшевиками с соответствующими для них печальными последствиями, а четвертый, Иван Попов, через два года попал под суд за участие в Осиповском мятеже, причем, эта статья стала для него там смягчающим обстоятельством.
Интересно, что Туркестанский Генерал-Губернатор Куропаткин также пытался записаться в Совет Рабочих Депутатов, причем, хотел сделать это почему-то кулуарно, в обход Солдатского Совета, который впоследствии его с должности и снял.
Как следует из статьи, самое первое заседание Совета Рабочих Депутатов проходило в зале Городской Думы, которая располагалась на углу Воронцовского проспекта и Романовской улицы; там, где сейчас находится казначейство.
Однако в дальнейшем большая часть деятельности Советов оказалась связанной с Домом Свободы, который располагался на Садовой улице, между Гоголевской и Жуковской улицами. Именно поэтому, кстати, Садовая улица была впоследствии переименована в Советскую. В этом здании до революции размещалось Общественное собрание, а еще раньше это был дом купца Вадьяева. Именно здесь проходила работа Краевых съездов Советов в 1917 году, заседали городские Советы и принимались многие исторические решения. В советские времена там был кинотеатр «30 лет комсомола», а на стене единственного уцелевшего до сих пор углового здания, в котором сейчас располагается детская библиотека, была установлена соответствующая мемориальная доска.
Кстати, дед мой впоследствии проживал неподалеку от этих мест, на углу Советской и Первомайской улиц, там, где сейчас находится девятиэтажка и полиграфическая фирма. Должно быть деду, в то время давно уже простому механику, было не очень-то весело каждый день лицезреть через дорогу здание, в котором он во времена революции работал одним из руководителей тогдашней власти.
Когда меня изредка заносит в эти края, я тихо брожу по улицам, пытаясь представить себе те давние события, деда, которого я никогда не видел, дом, в котором он жил и откуда его увозили в последний раз в августе 37-го. За большими современными зданиями, супермаркетами и вереницей автомобилей, снующих по асфальтированным дорогам, разглядеть прошлое теперь довольно сложно, хотя, стоит еще оригинальная часть здания Советов на углу, пусть, даже без памятной доски, а некоторые авторитетные свидетели утверждают, что дубы около дороги растут там также с тех легендарных времен.
Господа офицеры, восток не должен быть красным!
Viktor[Цитировать]
А, что. зеленым должен быть.
Юрий[Цитировать]
..и зеленым (сказал дровосек рубивший очередную чинару)
Фома[Цитировать]
Блогадоря советской власти, потомки тех кто выносил за господами ночные горшки, научились читать и писать. И теперь осознав себя алмазом вытачанным из говна, кидаются дерьмом в советскую власть, которая вытащила их предков из аналного отверстия царской России
Вася Петров[Цитировать]