Композитор Моисей Самуилович Вайнберг в Ташкенте История Ташкентцы
Пишет (и звонила в связи с важностью вопроса) Зелина Искандерова. В 2019 году музыкальный мир готовится отметить столетие со дня рождения композитора М. С. Вайнберга. В Москве в феврале этого (2017) года состоится конференция «Композитор Моисей Самуилович Вайнберг. Возвращенное наследие. К 100-летию со дня рождения в 2019». Организаторы конференции — Большой театр, Государственный институт искусствознания, Екатеринбургский театр оперы и балета, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, газета «Музыкальное обозрение».
Просьба ко всем ташкентцам (в первую очередь к Татьяне Вавиловой, часто бывающей в архивах, и Андрею Слониму, режиссеру Театра Навои) — выяснить, СОХРАНИЛИСЬ ЛИ АРХИВЫ ТЕАТРА НАВОИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ, с 1941 по 1944 год? Если да, пожалуйста, посмотрите там 1941-1942 годы, есть ли что-нибудь о молодом концертмейстере Моисее Вайнберге и его коллеге и друге А. Клумове — приказ(ы) о зачислении на работу, другие последующие документы?
В Белорусской консерватории был написан М. Вайнбергом Второй квартет соч. 3 (1940), первое исполнение которого состоялось 2 декабря 1941 года в Ташкенте (Квартет Ленинградской консерватории)!!!
Ташкент: Этот город с началом Великой Отечественной войны стал местом эвакуации М. Вайнберга и А. Клумова; здесь они сумели сделать прописку, от которой напрямую зависели продовольственные карточки, устроиться на работу в Национальный театр оперы и балета (!) в качестве концертмейстеров!
В Ташкенте М. Вайнберг встретил свою будущую жену, дочь великого еврейского актера и режиссера С. Михоэлса Наталью Михоэлс-Вовси, и они в 1942 году поженились. Здесь появилась его Первая симфония, переправленная друзьями (где могут быть сведения об этом?) в Москву и получившая высокую оценку Д. Д. Шостаковича. Именно по его предложению в 1943 г. М. Вайнберг переехал в Москву. На протяжении тридцати лет их будет объединять человеческая дружба и творческое сотрудничество. О быстро возникшей близости композиторов красноречиво говорит тот факт, что в 1947 г. Д. Д. Шостакович в четыре руки с М. Вайнбергом играл в кругу коллег свою эпохальную Четвертую симфонию. Да и в дальнейшем именно Вайнберг совместно с Борисом Чайковским озвучивал первые исполнения сочинений Д. Д. Шостаковича в Союзе композиторов.
Да, нашим — в смысле ташкентским — композитором Вайнберга не назовешь, но не только спасен он был в Ташкенте — он и работал в Театре Навои в годы войны, женился и вошел в семью Михоэлса там же и, главное, написал свое первое крупное симфоническое произведение — все в Ташкенте! Там же в Ташкенте получил он очень одобрительную рецензия на него от Шестаковича и приглашение приехать работать в Москву. Т. е. воистину судьбоносные события и перемены, определившие его будущую жизнь и творчество, случились с ним именно в Ташкенте!
Это выдающийся композитор 20 века, с богатейшим музыкальным наследием высокого порядка, очень сильно недооцененный в нашей стране, т. к. оказался «в тени» Шостаковича, который сам-то его ценил исключительно высоко!!!
Его творческое «возвращение» — большая удача, будь то театральные музыкальные постановки, симфоническая или камерная музыка и её исполнение, или музыка к фильмам! И очень хорошо, если в этом успешно участвуют таланты нескольких стран — как вы знаете, это явление неординарное, как в этой постановке <Пассажирки> и в предстоящей конференции в Москве — см. выше!:
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.