Поиски исчезнувшей библиотеки Улугбека продолжаются История
Библиотеки в старину называли хранилищем мудрости, приютом мысли, но словно какая-то мистическая предопределенность сопутствовала судьбе великих библиотек старины: одни безвозвратно уничтожены, а другие спрятаны так искусно, что найти их не могут и по сей день. Одна из них — библиотека Улугбека.
Поиски исчезнувшей библиотеки Улугбека начались сразу же после присоединения Самарканда к Российской империи. Уже в 1869 году это было возложено на чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Туркестана, востоковеду Александру Куну. Этот выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета свободно владел арабским, персидским и тюркским языками. А, помимо того, будучи по матери армянином, Кун владел еще и языком, на котором были написаны наиболее ранние сведения о пропавшей библиотеке.
Основываясь на свидетельство армянского историка о том, что Темур, «собрав все армянские и персидские книги, сколько мог найти, послал их в Самарканд и, поместив там в одной башне, под страхом строжайшего наказания запретил выносить оттуда книги», Александр Людвигович обследовал все минареты при мечетях и медресе Самарканда и близлежащих мест. Однако, несмотря на немалые усилия, затраченные на это, следов исчезнувшей библиотеки разыскать так и не удалось.
Библиотека Темура значительно пополнилась в период правления его внука Улугбека: рукописи покупались в различных городах Востока и переписывались в придворной мастерской. Предполагают, что Улугбек лично являлся главным библиотекарем книгохранилища. Сколько их было и какие именно книги входили в эту библиотеку — неизвестно. Однако после трагической гибели астронома следы библиотеки теряются. Раскопки обсерватории, в которой, по одной из версий, находилось книгохранилище, не подтвердили это предположение. Поиски легендарной библиотеки предпринимались и в последовавшие десятилетия. По одной из версий, книги, якобы, были вывезены сподвижником великого звездочета Али-Кушчи в одну из афганских провинций, по другой — зарыты в одном из подземелий Самарканда. Существовали и иные варианты…
В начале 1960-х годов в средствах массовой информации Узбекистана вдруг стали появляться статьи и заметки историков и краеведов, утверждавших, что библиотека Улугбека вовсе не была увезена в Афганистан, а спрятана в горах Кашкадарьи. Называя даже место ее нахождения — кишлак Хазрет-Башир в верховьях одноименной реки, — авторы сенсации уверяли, что книги хранятся там в специально оборудованном подземелье. Шумиха, поднятая в прессе, была поддержана общественным мнением. И весной 1963 года Академия наук республики направила в указанный район группу археологов, в состав которых входили ученые С. Кабанов, К. Шахурин, А. Аскаров и лаборант А. Кобзев. Для ознакомления с эпиграфическими памятниками и книгами исторического содержания, которые могли быть обнаружены, в Хазрет-Башир были направлены сотрудники Института востоковедения АН Узбекистана А. Джуванмардыев и Т. Негматов.
Обследовав местное кладбище, окруженное вековой фисташковой рощей, ученые обнаружили несколько древних захоронений. Одно из них было могилой самого святого Хазрет-Башира, другое — некоего Амир Саида аль-Абтари, удельного правителя округи во времена Темуридов. Еще несколько надгробий не удалось атрибутировать. Осмотрели археологи и искусственную пещеру (чилля-хона), предназначенную для сорокадневных молений, и развалины мечети XVIII века, находившиеся в самом кишлаке.
Однако основным направлением их поисков был холм Ниязтепа, в подземелье которого якобы и находилась библиотека. Эта легенда основывалась на рассказах местных стариков — 70-летних Шомурода Шарипова и Малика Талибова, утверждавших, что в детстве они видели колодец, закрытый большим камнем, из которого шел подземный ход в сторону холма Ниязтепа. Как оказалось, здесь до археологов уже успел побывать самодеятельный краевед — доцент математического факультета Самаркандского госуниверситета А. Хатыпов. Он заложил раскоп в 150 метров, но не обнаружил ни колодца, ни подземных ходов. Идя по его следам, археологи значительно расширили район поисков, но результат был тот же. Им удалось обнаружить лишь остатки былых поселений: стены домов, кухонную утварь, фрагменты керамики, что дало основание утверждать, что Хазрет-Башир при Темуридах был центром небольшого феодального владения.
Экспедиция эта не только закрыла вопрос о мнимой перевозке библиотеки Улугбека в район названного кишлака, но и внесла коррективы в существовавшие о ней версии. Ранее предполагали, что Али-Кушчи направился с библиотекой в это место лишь потому, что сам был здешним уроженцем. И основанием для этого предположения явилось грубое искажение названия одного из соседних кишлаков: вместо Кутчи, как он в действительности назывался с давних пор, увлеченные легендами люди стали именовать его «Кушчи». Кроме того, была опровергнута еще и легенда о поспешности бегства Али-Кушчи из Самарканда после смерти Улугбека. Были найдены сведения, что еще через 20 с лишним лет после этого события — в 1471-м году — Али-Кушчи владел домом в Самарканде. Указание на это содержится в книге-литографии «Машагири-ислам», изданной в Стамбуле и хранящейся в фондах Института востоковедения АН Узбекистана. Известно также, что после своего отъезда из Самарканда он около двух лет жил в Тебризе, а затем со своими родственниками и свитой прибыл в Стамбул, где и скончался в 1474-м году. Все эти факты никак нельзя увязать с представлениями о «бедном изгнаннике», который тайком, в спешке собрав и упаковав не одну сотню рукописей, увез куда-то горными тропами уникальную библиотеку Улугбека.
Однако развенчание мнимой сенсации вовсе не означало прекращения поисков: они продолжаются и поныне. И хочется верить, что книжные сокровища Мирзо Улугбека будут все же найдены и послужат обогащению наших представлений о минувших эпохах…
Автор: Рубен НАЗАРЬЯН, «Самаркандский вестник».
Источник текста.
Да никто ничего не найдет — даже если и было что, так давно сгнило!
J_Silver[Цитировать]
Скорее всего, Бабур увез все в Индию.
Абдула Авлони[Цитировать]