История создания Курсов красных командиров (1918 — 1920 гг.) История

Туркестанские советские командные курсы

Великая Октябрьская социалистическая революция знаменовала собой новую эпоху в истории человечества и явилась поворотным пунктом в исторических судьбах народов бывших колоний царской России, в том числе Туркестана.

Победа Октября вызвала недовольство зарубежных государств к молодой Республике Советов. Стремясь задушить революцию, Германия, Англия, Франция, США, Япония и другие государства, а также внутренняя контрреволюция организовали вооруженный поход против молодой республики.

Рождение новой армии, армии рабочих и крестьян, связано с именем В. И. Ленина, деятельностью Коммунистической партии. Основой создания армии рабочих и крестьян был принятый Советом Народных Комиссаров 15(28) января 1918 г. декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Наряду с созданием регулярной кадровой армии нового типа встал вопрос о подготовке многочисленных, хорошо обученных, преданных Коммунистической партии и Советской власти командных и политических кадров из рабочих и крестьян. Создавая такую армию, руководство страны исходило из того, что командные кадры этой армии должны быть основным костяком, цементирующим ее ряды, насаждающим в ней железную дисциплину, порядок и организованность.

Несмотря на многочисленные трудности, например, отсутствие своих военных кадров, опыта в строительстве армии нового типа, низкий общеобразовательный уровень рабочих и крестьян, а подчас и полную неграмотность, молодое Советское государство с первых же дней создания Красной Армии, в разгар гражданской войны предприняло энергичные меры по широкому развертыванию сети командных курсов, военных школ, военных академий для подготовки командного и начальствующего состава из рабочих и крестьян.

В феврале 1918 года были опубликованы «Основные положения об ускоренных курсах по подготовке командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

14 февраля 1918 года приказом Народного Комиссариата по военным делам было объявлено об открытии первых 13 ускоренных командных курсов в Москве, Петрограде, Ораниенбауме (ныне Ломоносов), Орле, Твери, Туле и Казани.

Важную роль в деле организации подготовки командных кадров для РККА имели решения V Всероссийского съезда Советов, проходившего 4-10 июля 1918 года и положившего начало созданию массовой регулярной армии на принципе всеобщей воинской повинности трудящихся. В постановлении «Об организации Красной Армии» съезд принял решение уделить больше внимания подготовке и воспитанию командиров. Съезд предложил создать широкую сеть инструкторских школ и привлечь в них способных, энергичных и мужественных бойцов Красной Армии.

В числе курсов и школ, созданных в 1918 году, были и Туркестанские советские командные курсы в Ташкенте (в последующем Ташкентское высшее общевойсковое командное Краснознаменное ордена Красной Звезды училище имени В. И. Ленина).

Курсы создавались в разгар гражданской войны, в период, когда молодая Туркестанская Советская республика, как и вся страна, вступила в решительную схватку с внешней и внутренней контрреволюцией. Со стороны Оренбурга и Актюбинска наступали белогвардейские войска атамана Дутова, в Закаспийскую область (нынешняя территория Туркмении) вторглись английские интервенты, в Семиречье (ныне территория Алма-Атинской области Казахстана)- белоказаки; в различных районах Туркестана, особенно в Ферганской области, свирепствовали банды басмачей. Туркестан оказался в огненном кольце фронтов: развернулись Актюбинский (Северо-Восточный), Семиреченский Северный, Закаспийский и Ферганский фронты.

В результате активных действий белогвардейские войска атамана Дутова 3 июля 1918 года заняли Оренбург. Советский Туркестан оказался отрезанным от Центральной России. Резко ухудшилось снабжение Туркестана продовольствием и промышленными товарами.

Вооруженные силы Туркреспублики испытывали острую нехватку в продовольствии, вооружении, боеприпасах, снаряжении, а также квалифицированных командных кадрах.

Несмотря на крайне тяжелую военно-политическую обстановку, с конца 1917 и на протяжении всего 1918 года, плохо вооруженные и одетые, но сильные духом первые туркестанские красногвардейские и красноармейские отряды добились определенных успехов — сорвали первую попытку внешней и внутренней контрреволюции свергнуть в Туркестане Советскую власть.

Приказом Военного Комиссариата по военным делам Туркреспублики от 12 июля 1918 года была создана комиссия по организации Туркестанских советских командных курсов. Этот день принято считать днем основания и годового праздника нынешнего Ташкентского высшего общевойскового командного Краснознаменного ордена Красной Звезды училища имени В. И. Ленина.

Приказом того же Комиссариата от 31 июля 1918 года были объявлены Проект положения о курсах и их организационно-штатная структура.

В положении говорилось:

«Окруженная кольцом империалистических государств, молодая, недостаточно окрепшая власть трудового народа Туркестанской Советской Республики для укрепления своего положения и возможности спокойного, планомерного строительства государственной жизни на новых трудовых началах должна опираться на правильно организованную, соответственно современным военно-техническим требованиям, небольшую числом, но сильную духом и трудовыми идеалами народную армию. Мощность и сила таксой армии всецело зависят от, надлежащим образом, подобранного командного состава, являющегося мозгом и нервами такого сложного организма, каковым является современная армия…»

Основной задачей этих курсов должно быть воспитание воина-гражданина, способного не на одно лишь пассивное мужество, выражающееся в готовности отдать свою жизнь за народ, а умевшего повести на смерть каждого солдата и не при помощи страха и угроз, но единственно лишь путем непрерывного духовного общения и солидарности идеалов.

Курсы командного состава являются учреждением, предназначенным для всесторонней подготовки лиц командного состава социалистической армии. С этой целью они дают минимум тех познаний как теоретических, так и практических, которые необходимы для руководства и воспитания солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии… …

Ввиду невозможности создания нескольких специальных школ для всех родов оружия, командные курсы должны быть универсальными, соединить в себе все отрасли военного дела, до авиации включительно. Курсы по административно-тактической структуре представляют собой отдельный отряд, составленный из всех родов оружия и специальных служб технического назначения…».

Положением по организации Туркестанских курсов командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии были определены организационная структура, продолжительность, программа и предметы обучения, порядок комплектования курсантского состава, руководства курсами, преподавательского состава, права и обязанности курсантов и другие стороны организации учебно-воспитательной работы. Базой для формирования курсов явилось бывшее юнкерское военное училище.

Для обучения будущих командиров Красной Армии из рабочих и крестьян частично был использован прежний преподавательский состав (после тщательной его проверки со стороны местных партийных и советских органов). На руководящую и преподавательскую работу, командные должности направлялись военные специалисты, добровольно перешедшие на службу в Красную Армию. Контроль над учебой и воспитанием курсантов осуществлялся представителями Советской власти и советскими военными комиссарами.

Продолжительность обучения на Туркестанских советских командных курсах, как и во всех военных курсах и школах страны в зависимости от профиля обучения и обстановки на фронтах, колебалась от четырех до восьми месяцев. Однако эти сроки не выдерживались — сложность боевой обстановки на фронтах гражданской войны вызывала необходимость производить досрочные выпуски красных командиров.

Организационная структура курсов, согласно Положению, получила свое оформление в виде пехотного, артиллерийского и саперного отделений. Общее количество курсантов определось в 300 человек. Комплектование происходило главным образом за счет красноармейцев-фронтовиков, проявивших себя в боях с иностранными интервентами и белогвардейцами. Кандидаты на командные курсы отбирались войсковыми частями на общих красноармейских собраниях. Командированный на курсы должен был иметь еще и рекомендации партийных и советских организаций.

По условиям приема на курсы направлялись физически здоровые граждане и красноармейцы в возрасте от 18 до 30 лет, умеющие бегло читать и писать, излагать связно прочитанное, знать четыре правила арифметики.

Положением о Туркестанских курсах командного состава РККА предусматривалась двухкурсовая система.

На первом курсе в течение нескольких месяцев изучались общеобразовательные предметы и основы военного дела — специальные военные дисциплины, необходимые командному составу всех родов оружия и специальностей. Особое внимание обращалось на воинское воспитание, укрепление сознательной дисциплины, общее развитие классового самосознания и кругозора курсантов, выработку всех качеств, необходимых сознательному бойцу за идеи социализма.

На втором курсе, в зависимости от индивидуальных наклонностей курсантов, происходило их разделение по специальности, по родам оружия; подготовка курсантов носила преимущественно военно-технический характер.

Основными разделами программы обучения были военно-техническая и социально-политическая подготовка. В раздел военно-технической подготовки входили: тактика, топография, фортификация, артиллерия, уставы, пулеметное дело, администрация, метание гранат, стрельба, верховая езда, иппология, конное обучение, пеший строй, гимнастика, ручная рубка, военная авиация, понтонное дело, военный телеграф, автомобильное и автотранспортное дело. Раздел социально-политический включал в себя социологию, политэкономию, историю политических движений, географию, историю, программы социалистических партий, основы государственного и уголовного права, русскую литературу, местный язык, основы физики, элементарную химию и электротехнику.

В основу боевой подготовки будущих краскомов был положен принцип широкого развития инициативы, умения ориентироваться в любой обстановке, сознательного отношения к делу. Организационно курсы подразделялись на классные отделения по 25-30 человек в каждом.

Во главе каждого классного отделения стоял инструктор, на которого возлагалась задача строевой подготовки курсантов и изучение уставов. В помощь ему для проведения практических занятий назначался помощник.

Общее наблюдение за подготовкой курсантов, внутренним распорядком, руководство тактическими учениями вменялось в обязанность помощника заведующего (начальника) курсами по строевой части. Контроль над классными занятиями, руководство преподавательским составом, составление программ, расписания занятий возлагались на помощника заведующего (начальника) курсами по учебной части.

Во главе курсов стоял заведующий (начальник), который являлся еще и председателем Курсового совета. На него возлагалась вся ответственность за подготовку будущих краскомов РККА. Первым заведующим (начальником) Туркестанских командных курсов был Кушаков (1918).

В суровые годы гражданской войны (1918-1920) курсами, затем Туркестанской школой военных инструкторов имени В. И. Ленина (с 18 января 1919), Ташкентскими пехотными командными курсами (с 17 марта 1920) командовали С. Н. Третьяков (1918), бывший комендант крепости Кушка генерал-лейтенант А. П. Востросаблин (1918-1919), К. П. Долгашев-Дик (1919-1920), Киреев (1919), С. В. Булюкин (1920-1921).

Непосредственное руководство политическим воспитанием курсантов и всего личного состава курсов осуществлял комиссар. Он был представителем Советской власти, которому предоставлялось право контроля над деятельностью всех курсовых организаций и должностных лиц.

Первым комиссаром курсов был Федосеев (1918). В последующие годы комиссарами курсов были К. П. Долгашев-Дик, Г. Г. Кузнецов (1919-1920), Чекмарев (1920), А. В. Виноградов (1920-1921).

Большая роль в организации учебного процесса и всей деятельности курсов отводилась Курсовому совету и Педагогическому комитету. Курсовой совет, который возглавлял заведующий курсами, руководил Педагогическим комитетом и хозяйственно-административным управлением. Педагогический комитет во главе с заведующим учебной частью решал разнообразные задачи учебного процесса, разрабатывал всевозможного рода инструкции, рекомендации, осуществлял контроль над обучением.

Среди командиров, преподавателей, военных инструкторов, кому довелось обучать будущих краскомов в 1918-1920 годах, были Алексеев, Гордеев, А. М. Гуртих, Давыдов, С. Г. Колбасин, А. П. Колюшев, Карташев, Н. А. Мартихин, Д. В. Полетаев, Д. С. Скворцов, М. В. Слободин, Н. А. Саларев, А. В. Токарский, В. Н. Финкельштейн.

Начало учебы

В соответствии с установленной программой и после проведения организационных мероприятий 17 сентября 1918 года на курсах начались регулярные занятия. 22 сентября состоялось торжественное открытие курсов, на котором присутствовали представители местных военных, партийных и профсоюзных организаций.

Трудными были учебные будни курсантов первого и последующего наборов. Ощущался острый недостаток в обмундировании, снаряжении, вооружении, боеприпасах и продовольствии. Курсанты получали 500 граммов хлеба и горячую пищу один раз в сутки. Слабой еще была и учебно-материальная база, не хватало канцелярско-письменных принадлежностей. Курсанты вынуждены были писать на серой оберточной бумаге или на старых газетах. Крайне тяжелыми были и бытовые условия. Из-за нехватки топлива казарменные помещения почти не отапливались, не хватало постельного белья, спать приходилось в обмундировании.

Несмотря на трудности, уже в первые месяцы курсанты проявляли большую силу воли и горячее желание овладевать военными знаниями, стать достойными командирами Красной Армии и защитниками завоеваний Великого Октября.

С первых же дней организации курсов большое внимание уделялось партийно-политической работе. В армию, в том числе и на курсы краскомов, было направлено значительное число коммунистов. Это позволило уже в первые месяцы после завершения формирования курсов приступить к созданию самостоятельных партийных организаций (ячеек).

Партийные организации в воинских частях Туркестана стали создаваться осенью 1918 года, а политотделы — весной и летом 1919. Первая партийная ячейка на Туркестанских советских командных курсах была создана осенью 1918 года. Первым секретарем партийной ячейки курсов был И. Н. Скачков. Опираясь на партийную ячейку, военком курсов осуществлял массово-политическую работу среди курсантов и личного состава.

Важным событием в жизни курсов явилось вручение им Красного Знамени. Это первое боевое знамя, которое 3 ноября 1918 года было вручено курсам Центральным Исполнительным Комитетом Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики в торжественной обстановке.

Знамя представляет собой полотнище из красного шелка с вышитым гербом ТАССР и надписью «Первые Туркестанские командные курсы». Под этим священным знаменем мужали, закалялись в учебе и бою будущие краскомы.

С ноября 1918 года заведующим курсами стал бывший комендант крепости Кушка, генерал-лейтенант старой армии А. П. Востросаблин, который добровольно перешел на сторону Красной Армии и принимал активное участие в защите Советской власти в Туркестане.

Малочисленный гарнизон крепости Кушка под командованием А. П. Востросаблина разгромил белогвардейский ашхабадский отряд, осадивший крепость 17 августа 1918 года, не отдал в руки врага большие запасы артиллерийских снарядов, ружейных патронов, ручных гранат, пулеметов, винтовок и артиллерийских орудий. Боевые заслуги А. П. Востросаблина отмечены Советским правительством орденом Красного Знамени.

Руководство курсами и преподаватели вкладывали всю свою энергию, опыт, знания в подготовку и воспитание будущих краскомов. Партийно-политическая работа, осуществляемая партийной организацией и комиссаром Федосеевым, была сосредоточена на поддержании высокого политико-морального состояния личного состава, на сплочении коллектива в монолитную силу, беззаветно преданную Советской власти.

Однако ожесточенная борьба на внутренних и внешних фронтах сказывалась на учебе курсантов.

На фронтах Туркреспублики ощущалась острая нехватка в командном составе, поэтому на курсах вынужденно сокращались сроки обучения, производились ускоренные, досрочные выпуски красных командиров.

В первую годовщину Великого Октября — 7 ноября 1918 года — состоялся первый выпуск красных командиров — 12 человек. Среди них: Н. Бондарев, И. Ершов, М. Качалин, Н. Лобачев, А. Морозов, А. Орлов, С. Сухов, Е. Телеш, М. Шулепов. Все выпускники получили назначения на Закаспийский (Ашхабадский) фронт и в другие части войск Туркреспублики. Молодые красные командиры проявили в боях героизм, показали высокое воинское мастерство, примерную дисциплину и преданность Стране Советов.

Знаменательным событием в жизни личного состава курсов был день 18 января 1919 года. В этот день в соответствии: с ходатайством Военного Комиссариата от 31 декабря 1918 года и постановлением Совета Народных Комиссаров Туркреспублики курсам было присвоено имя Ленина. Они были переименованы в Туркестанскую школу военных инструкторов имени В. И. Ленина. С этого дня курсанты с большой гордостью и радостью стали называть себя ленинцами.

Командир кавалерийской сотни С. Л. Сухов (выпускник 1918 года) в боях под Андижаном в сентябре 1919 года проявил смелость и решительность. В результате стремительной и внезапной атаки кавалеристы С. Л. Сухова захватили железнодорожный мост через реку Сая и отрезали пути отхода противнику из города. Сотня захватила большие трофеи. За героизм и мужество, проявленные в этом бою, С. Л. Сухов был награжден орденом Красного Знамени

Источник.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.