История советской ёлки История
Татьяна Вавилова опубликовала в Фейсбуке:
Не только молодые, но и моё поколение, выросло с новогодней ёлкой и не помнит времена, когда елку признали «буржуазной затеей» и запретили наряжать.
У нас в традиции «запрещать и не пущать». Николай II ополчился на новогодний праздник в 1915 году, считая его вражеским. В России жили по старому календарю и отмечали Рождество, а немцы, с которыми шла война, встречали Новый год вместе со всем миром.
В советское же время ёлка как раз тем и провинилась, что с ней связан христианский религиозный праздник Рождество.
Однако не сразу после революции запретили наряжать ёлки. В 1917 году празднование Нового года реабилитировали, Ленин сам устраивал новогодние праздники в Сокольниках, и говорили, что очень любил ёлки. Но уже тогда раздавались недовольные голоса. Атеистам рождественская ёлка не нравилась, новое время требовало новых праздников, всяких переименований. Поэт Валентин Горянский еще в 1919 году написал на эту тему злую сатиру:
Скоро будет Новый год — Гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный: В лес придет капиталист, Косный, верный предрассудку, Ёлку срубит топором, Отпустивши злую шутку. Тот, кто елочку срубил Тот вредней врага раз в десять, Ведь на каждом деревце Можно белого повесить!
И как в воду глядел – во второй половине 1920-х на ёлку наложили запрет.
Как-то раз пришла к нам мамина одноклассница, тётя Зоя Журавлева. Все старики любят вспоминать детство и молодость, вот и они вспоминали наперебой. Тётя Зоя и говорит: «А помнишь, Ира, как мы к вам на ёлку приходили? Папа твой нарядил елку очень красиво, со свечками, игрушками, но только окна у вас ватными одеялами занавешены были». Мама засмеялась: « Так на Аккурганской жили, окна выходили на улицу, мимо много разных людей ходило, боялись, что донесут про ёлку».
Разве всем запретишь? Ну, выпускали плакаты, печатали статьи в газетах, организовывали комсомольские рейды, а люди старались обойти запреты и устраивали своим детям традиционные праздники.
Интересно вспоминает о запретных ёлках моя двоюродная сестра, Евгения Николаевна Ершова. Она на 20 лет старше меня и помнит больше. У бабушки Евгении Николаевны был частный детский сад, во время НЭПа разрешали. Дети ждали Новый год, ёлку и подарки, а тут на тебе, нельзя. Анна Кирилловна нашла выход из положения. Вот отрывок из воспоминаний о первой ёлке после запрета:
«Приближался Новый Год, 1928. Родители интересовались, будет ли елка. В эти годы, как известно, «елки» были запрещены. Анна Кирилловна загадочно улыбалась, но никаких приготовлений заметно не было.
И вот в назначенный день в большой комнате квартиры родителей Маруси и Арамчика Джангирьянц собрались родители в ожидании чего-то не известного. Дети были в соседней комнате.
Посредине большой комнаты стояла подставка, видимо, как думали родители, для ёлки.
Бабушка села к роялю и заиграла.
Из смежной комнаты вышла… моя мама. На ней было длинное зеленое платье, увешанное ёлочными украшениями, на лбу – большая ёлочная звезда, а на распростертых руках, обтянутых зелёными лентами, прикреплены длинные линейки, а в проделанных отверстиях вставлены ёлочные свечи.
Когда из соседней комнаты выпустили детей, они проявили мгновенную находчивость: захлопали в ладоши и закружились в хороводе.
Все были довольны. Единственный, кто остался недоволен, как шутила потом Анна Кирилловна, был мамин муж, мой отец, который ревниво отнесся к восторженным взглядам мужчин – им понравилась «живая елка».
Вернулась ёлка в 1935 году. В газете «Правда» за 28 декабря появилась заметка о том, что нужно организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин не возражал, очевидно, с ним вопрос уже согласовали.
Больше ёлки никто не отменял, и с тех пор под каждый Новый год они зажигаются в наших домах веселыми огоньками совершенно официально, без утайки и хитростей.
Тем не менее, есть картины художников с нарядными ёлками, датированные и 1928 и т.д. годами вплоть до 1935 года…
Ольга[Цитировать]