Алмаатинский десант Ташкентцы
Пишет Альбина Витольдовна Маркевич в своем блоге.
В память о Марке Вайле
Я читала лекции по театрально-декорационному искусству художникам, режиссёрам и театроведам в Ташкентском театрально-художественном институте им.А.Н.Островского.
Среди театроведов была группа ребят, оставшихся верными друг другу и после окончания института. Из них особенно выделялся своими организаторскими способностями, которые очень разнообразно проявлялись ещё в студенческие годы, будущий создатель театра-студии «Ильхом» Марк Вайль.
Однажды в выходные дни мне удалось вырваться из трудовых институтских и домашних будней и слетать в Алма-Ату. Там в это время гастролировал Ленинградский Большой драматический Театр им.М.Горького и давал свои спектакли в помещении театра им. М.Ю.Лермонтова.
Я встретилась с С.Ю.Юрским и всеми давними знакомыми по театру, где когда-то я работала над своим дипломом о театральных художниках.
Вернувшись в Ташкент, я поделилась со своими студентами-театроведами радостью и восторгом от встречи с ленинградцами и их блистательным спектаклем «Генрих IV» в постановке Г.А.Товстоногова, с С.Ю.Юрским в главной роли. Заметив огорчение своих студентов, что близок локоть, да не укусишь, я обмолвилась, что и локоть укусить можно, если очень захочется! Этим я невольно спровоцировала их на отчаянный поступок – сбежать в пятницу с лекций и отправиться в Алма-Ату.
Марк Вайль, Юра Александров, Наташа Авдеева и Камаллидин Артыков рискнули и на выходные дни с моим посланием-просьбой к Сергею Юрскому отправились в столицу Казахстана самолётом – тогда это было так легко и возможно даже для студентов – прямо на гастроли великого театра.
С.Ю.Юрский наградил ребят тремя контрамарками на два спектакля. Счастливые, потрясённые и спектаклем, и знакомством с прекрасными мастерами, в понедельник ребята благополучно вернулись к занятиям.
Во время этого чудесного путешествия с ними произошла забавная история, подтвердившая замечательные способности Марка Вайля-режиссёра.
Если в первый раз ребята по трём контрамаркам прошли вчетвером, то во второй раз слегка отставшего от друзей Юру Александрова на контроле придержали. Обнаружив отсутствие друга, Марк оглянулся и быстро срежиссировал ситуацию: резким жестом руки и повелительным тоном он обратился к контролёрам, крикнув:
– Этот со мной! – и Юру мгновенно пропустили. Этот эпизод однокурсники рассказывали как анекдот под одобрительный смех друзей. А кто-то заметил:
– Марк может всё!
И действительно, немного времени спустя после этой алмаатинской авантюры он уговорил самого Марка Захарова, приехавшего с театром Ленкома на гастроли в Ташкент, прийти в институт на встречу со студентами.
В узкую аудиторию на первом этаже возле лестницы собрались студенты-старшекурсники театроведы и режиссёры и, прослушав мастер-класс по режиссуре, закидали его серьёзными вопросами, чем удивили и порадовали М.Захарова, как он признался потом педагогам.
Так начиналось у Марка Вайля прочное и плодотворное знакомство с великими мастерами сцены. А у меня – с ним. На долгие годы, до самой его трагической кончины, когда мы, потрясенные его убийством, говорили о нем, как о живом.
Кто-то вспомнил, как он ездил к Евгению Дмитриеву, когда тот попал в смертельную беду, но, умирая, просил у своего режиссера прощения за то, что срывает готовую к выходу премьеру. Марк рассказал мне об этом, еле сдерживая слезы. А сам Марк требовал от пришедших к нему в больницу актеров, чтоб они не прекращали репетиций, а он, окрепнув, посмотрит результат. Спасти его оказалось невозможным.
Прощаясь с ним в его театре, мы проводили его в последний путь долгими аплодисментами.
Как быстро становится современность Историей…
Дания[Цитировать]