Груз-такси История Разное
Пришло письмо, без подписи…
Слышали ли вы про такой вид транспорта, как «груз-такси»? В 50-60 гг. это был довольно популярный вид транспортного сообщения между Ташкентом и близлежащими городками и кишлаками. Мальчишкой с родителями мне часто приходилось ездить на этих ГАЗ-51Р, оборудованных крытым кузовом с жесткими деревянными сидениями, наподобие тех, что стоят на военных грузовиках, для перевозки личного состава. Родственники наши Полетаевы жили в Янгиюле и Чиназе. Поэтому каждые две недели мы ехали на Самарканд-дарваза (или Чикурсай — уж и не помню точно), покупали билеты за 40 коп. и штурмом брали эти «пассажирские» грузовики. Груз-такси были необычайно популярны у дехкан, которые везли в Город плоды своего нелегкого туда, дабы продать их на многочисленных базарах столицы. Мешки с арахисом, шерстью, бидоны с молоком, баулы с Бог знает какими вещами… .
Ну, и запахи стояли в этих «такси» — не парижский парфюм, конечно. Заняв, наконец, своё (понятие весьма условное!) жесткое место (мягких просто не было), пассажиры приготовлялись к путешествию, такому же жесткому и очень тряскому, по старой чиназской дороге («бетонку» построили позже).Рык мотора, дергание, рывок и машина медленно начинала набирать скорость. Это не нынешние «Мерседесы» и даже советские «ЛАЗы»! Сразу чувствовалось — машина!
Минут через десять моя детская попка начинала побаливать под воздействием твердого дерева скамьи… А до Чиназа еще целых 70 км. Это сейчас и оглянуться не успеешь, как окажешься в Янгиюле-Чиназе, а тогда это было целое путешествие-приключение! Поскольку мешков и прочей поклажи в кузове набиралось больше, чем пассажиров, приходилось «уплотняться» и ужиматься. «Ужимали» и «уплотняли», как правило, меня. Родители, спасая меня от окончательного «ужима», брали на руки, тем самым уступая этот кусочек скамейки, более настырному дехканину к его вящей радости.
Женщины, как я заметил, рассаживались только после того, как усядутся все мужские особи. Восток, земляки, Восток! Ребенок, есть ребенок, и часто прихватывало по малой нужде (а то и по большой!), но приходилось терпеть до остановки в близлежащем кишлаке. Каково это терпеть ребенку по тряской разбитой дороге, не нужно объяснять, надеюсь. Остановки, конечно же, были (Янгиюль,), но как покинуть свое место? Ведь в каждом кишлаке-городке одно и то же — штурм, мешки, крики… . Так и ехали до самого Чиназа, вжатые в дерево жестких скамеек.
Возможно, кто-то из читателей помнит больше, чем я, об этих чудо-«груз-такси», которые когда-то славно потрудились на трассах Ташкентской области?
Очень интересно написано, спасибо. Только очень жаль что фотографии не раскрываются
sashka[Цитировать]
Покойный Уткир Хашимов в романе «Войти и выйти» писал про «пассажир»ов. Обитый фанерой кузов, много людей, всякая поклажа, куры, петухи и другой груз. Его герой рассказывает, как ужатый со всех сторон он превращался в «патыр».
Bekhzod[Цитировать]
У настоящих грузотакси на дверях кабины были шашечки, а в кабине, как и в обычном такси, был установлен таксометр. Так что на фото, скорее всего, изображен «левак».
А предназначались эти машины, в первую очередь, для перевозки грузов, а не людей
Ильгиз[Цитировать]
Действительно, грузовые такси в те времена были оснащены счетчиками и перевозили они в основном сельскохозяйственную продукцию. Мои родственники Геннадий Пишенко и Валерий Кардаш работали тогда водителями этого транспорта. Я, будучи 10-12 летним мальчишкой во время летних каникул частенько напрашивался к ним в поездку и сколько было радости, когда кто-то из них брал меня собой. Незабываемые поездки в Наманган, Коканд, Гулистан, Бухару в общем по всей республике. Я всегда сидел в кабине, а вот хозяин груза, например, арбузов всю поездку лежал на них под тентом. Знаю, что грузовые такси выезжали и за пределы республики- в Казахстан и Таджикистан.
Где-то. в середине 60-х годов мои родственники-таксисты «пересели» на рефрижераторы, которые совсем вытеснили такси, и уже их маршруты стали пролегать даже в западную Сибирь. Помню, что на автомобилях-рефрижераторах была надпись «Прага».
Может быть кто-нибудь узнает моих родственников-таксистов, вот фото Геннадия Пишенко, который уже давно на заслуженном отдыхе. Последние годы перед выходом на пенсию он работал водителем автобуса на маршрутах №131 и №58:
Валентин[Цитировать]
Валерий Кардаш, с детских лет был «привязан» к автомобилям и уже в восемнадцать лет получил права шофера-профессионала:
Валентин[Цитировать]
Действительно, забыл поставить подпись, как автор этой заметки. Я, Гирилял Игорь Анатольевич, коренной ташкентец.
Игорь Анатольевич[Цитировать]